Таможенные посты РФ не вправе издавать нормативные правовые акты.
Этапы подготовки нормативных правовых актов ФТС России
1) планирование подготовки нормативных правовых актов и проведение мероприятий по подготовке проекта нормативного правового акта;
2) подготовку проекта нормативного правового акта (проект должен содержать наименование вида акта и название, текст состоит из вступительной части (преамбулы) и распорядительной);
Проект нормативного правового акта должен содержать достоверную и аргументированную информацию, по форме и содержанию соответствовать действующим законодательным, другим нормативным правовым актам, компетенции федерального органа исполнительной власти, состоять из лаконичных предложений-предписаний с прямым порядком слов, не допускать различных толкований, быть тщательно отредактированным, конкретным и реальным.
Одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта, содержащего новые нормативные предписания, должны быть подготовлены предложения об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей.
При признании утратившим силу нормативного правового акта одновременно признаются утратившими силу все акты (или их отдельные положения), которыми в соответствующий нормативный правовой акт вносились изменения. Признавать указанные акты утратившими силу следует в одном акте в связи с порядком вступления в силу соответствующих актов.
Для подготовки проекта ответственное должностное лицо обязано изучить:
1) таможенное законодательство Таможенного союза;
2) международные договоры;
3) законодательство Российской Федерации;
4) практику применения соответствующих действующих нормативных правовых актов;
5) зарубежное таможенное законодательство;
6) научную литературу и материалы периодической печати;
7) данные социологических и иных исследований, включая научные исследования РТА, если таковые проводились;
8) информационные материалы, представляемые таможенными органами Российской Федерации.
3) согласование проекта нормативного правового акта с Правовым управлением на предмет соответствия российскому законодательству (визирует в течение 7 дней);
4) направление нормативного правового акта подразделением-разработчиком сайт regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях проведения антикоррупционной экспертизы.
5) в необходимом случае (п.6 Правил), предварительное обсуждение проекта нормативного правового акта на заседаниях общественного совета ФТС
6) в случае, предусмотренном (п.66 Правил), раскрытие информации о подготовке проекта нормативного правового перед общественностью. Информация указывается в Паспорте проекта НПА (60 календарных дней).
7) в случаях, предусмотренных (п.68 Правил), проведение оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта (наличие избыточных запретов, предписаний, возникновение необоснованных расходов…) путем размещения на сайте regulation.gov.ru .
8) подписание (утверждение) нормативного правового акта и его регистрацию;
НПА должен содержать обязательные реквизиты:
- наименования
- вид акта и его наименование
- дату подписания и его регистрационный номер
- подпись должностного лица, подписавшего утвердившего акт
9) направление нормативного правового акта на государственную регистрацию в Минюст России:
1) содержащие правовые нормы, затрагивающие:
- гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;
- гарантии их осуществления, закрепленные в Конституцией РФ;
- механизм реализации прав, свобод и обязанностей;
2) устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных) и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России
3) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему ФТС России, утвердившей (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.
10) сопровождение прохождения государственной регистрации нормативного правового акта в Минюсте России;
11) опубликование нормативных правовых актов (за исключением актов или отдельных положений с отметками "для служебного пользования", "секретно" и "совершенно секретно") и вступление их в силу.
Нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежат официальному опубликованию,кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, в газете "Российская газета", бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента РФ, а также Согласно Указа Президента РФ № 763 от 23.05.1996 НПА федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию (размещению) на сайте www.pravo.gov.ru.
Официальным считается первое опубликование (т.е. первое размещение на сайте).
НПА вступают в силу не ранее чем по истечении 30 дней после дня их официального опубликования, за исключением случаев, если:
1) актами таможенного законодательства Таможенного союза или Федеральным законом установлен специальный порядок вступления в силу указанных правовых актов РФ в области таможенного дела;
2) устанавливают более льготный порядок, чем действующий, в части требований представления документов и сведений, сроков для принятия решений таможенными и иными государственными органами или других административных (процедурных) ограничений.
Нормативные правовые акты, признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации, вступают в силу со дня подписания и подлежат опубликованию в издании ФТС России - бюллетене таможенной информации "Таможенные ведомости".
Не прошедшие государственную регистрацию, зарегистрированные , но не опубликованные в установленном порядке НПА ФТС РФ , не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.