Образец экзаменационного билета
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
Уч. год
Студент(а)\ки 4 курса
_____________ формы обучения
____ (№) группы
_________________________________________________ факультета
__________________________ ФИО
__________________________________(дата написания работы)
Экзаменационный билет 1
Теоретическое задание
Задание 1. Найдите закономерность и разделите словосочетания на две группы, озаглавьте их, ответ (номера словосочетаний) запишите в таблицу. Группы могут быть численно не равны
1. По рождению в соответствии с принципом крови. 2. В результате приёма в общем порядке. 3. Приобретение путём оптации при изменении Государственной границы Российской Федерации. 4. Путём добровольного выхода. 5. По рождению в соответствии с принципом почвы. 6. Автоматически в случае добровольного выхода родителей ребёнка. 7. В результате восстановления. 8. В результате отмены решения о приёме. 9. В результате приёма в упрощённом порядке. 10. Вследствие смерти.
Баллы: | ||
Заголовок: _____________________ | Заголовок: _____________________ | |
_______________ баллов
Задание 2. Ниже приведен ряд терминов. Исключите три лишних термина. Обоснуйте свой выбор
Аутентичное, легальное, конформистское, чрезвычайное, нормативное, договорное, компетентное, ограничительное
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________ баллов
Задание 3. Внимательно прочитайте текст. Найдите в нем три ошибки. Каждую найденную ошибку замените правильным вариантом
Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и уставом республики.
Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет и имеющий право участвовать в выборах.
Ошибка | Правильный вариант | Баллы |
____________________ баллов
Задание 4. Прочитайте текст. Вставьте на место пропусков необходимые слова и словосочетания
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления (1) своей воли, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через (2) вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом (3).
1)____________________________________________________________________________2)____________________________________________________________________________3)____________________________________________________________________________
____________________ баллов
Задание 5. Установите соответствие между звеньями системы судов общей юрисдикции и их полномочиями:
Первое (низшее) звено Мировые судьи | Рассматривают дела и по существу и проверяют и законность и обоснованность судебных решений в апелляционном и кассационном порядке |
Второе (основное) звено Районные, городские суды | Осуществляет судебный надзор за деятельностью федеральных судов, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные дел, административные дела и иные дела в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и надзорной инстанции. |
Третье звено (среднее) звено Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов | Рассматривают дела только по существу |
Высшее звено (Верховный Суд РФ) | Рассматривают определенные дела по существу и в апелляционном порядке |
____________________ баллов
Задание 6. Расположите в правильном порядке по убыванию юридической силы нормативные правовые акты
1. Конституция республики;
2. Указ Президента Российской Федерации;
3. Конституция Российской Федерации;
4. Федеральный конституционный закон.
5. Устав муниципального образования.
6. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации
Ответ: ________________________________________
____________________ баллов
Итого за теоретическое задание _______________ баллов
Практическое задание
Задание 1. Прочитайте фрагмент научной статьи Л.С. Явича О соотношении права и государства, развитии и реализации идеи правового социалистичесого государства (Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1998. № 6. С. 18-28) и ответьте на вопросы.
Концепция социалистического правового государства отвергает любые утверждения о том, что политическая власть дарует права и свободы гражданам. Сувереном является народ, государство реализует его волю, защищает и гарантирует имманентные социализму права и свободы граждан. Незыблемость и неотъемлемость прав личности – конституционный принцип правового государства, который должен быть ясно выражен и неуклонно проводиться в жизнь. Отношения между государством и гражданами должны строиться на основе закрепленных в законе их взаимных прав и обязанностей. Проще говоря, право опирается на государственное принуждение, но при этом ставит ему предел, вводит в определенные рамки, исключающие господство политической силы над правопорядком, его нравственными и гуманистическими, социально-классовыми и социально-экономическими устоями. Государство, в свою очередь, нуждается в придании его деятельности правового характера. В этом смысле оно представляет собой политико-правовой союз членов гражданского общества, а точнее, по К. Марксу, «публично-правовой союз», который ещё в эпоху ликвидации феодализма на место привилегий поставил право, на место наследственной личной власти – современное демократическое представительное государство. С ликвидацией капитализма такое государство превращается в народовластие, а затем и в самоуправление, лишенное принудительного аппарата принудительного свойства, в «неполитическое государство» и, наконец, в «негосударство».
1. Чем отличается концепция социалистического правового государства от концепции либерального правового государства?
2. Назовите принципы правового государства.
3. Какая модель правового государства реализуется в современной Российской Федерации?
4. В чем суть формационного подхода к типологии государств?
Задание 2[1]. Изучите фабулу и нормы права, дайте развёрнутый ответ на поставленные вопросы.
Начиная с 2012 года, в ряде районов Москвы была введена плата за парковку на улицах (Постановление Правительства Москвы от 5 октября 2012 года № 543-ПП, основанное на статье 12 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», позволяющей это). Цель данного проекта – «справиться с проблемой «хаотичного паркования» и создать возможность для комфортного передвижения пешеходов, средств общественного транспорта и автомобилей». Контроль за соблюдением правил платных парковок в Москве возложен на государственное казённое учреждение «Администратор Московского парковочного пространства». Оно же выписывает штрафы за нарушение правил оплаты парковки. Нарушение фиксируется в автоматическом режиме на фотоснимке.
Впоследствии среди водителей в массовом порядке распространилась практика сокрытия номерных знаков своих автомобилей бумагой, какими-либо предметами с целью избежать штрафов за неоплаченную парковку.
Дополнительная информация:
Согласно Конституции Российской Федерации:
- каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом (часть 2 статьи 45);
- никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (часть 2 статьи 54);
- права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55).
Европейский Суд по правам человека признаёт такую меру ответственности, как штраф оправданным вмешательством в право каждого физического и юридического лица на уважение своей собственности (абзац первый статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод), но полагает, что финансовое обязательство, вытекающее из уплаты штрафа, если оно возлагает чрезмерное бремя на заинтересованное лицо или оказывает значительное влияние на его финансовое состояние, может поставить под сомнение указанное право (Постановление по делу «Мамидакис (Mamidakis) против Греции»).
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях:
- запрещает управлять автомобилем с нечитаемыми либо видоизменёнными номерами (статья 12.2), а оставлять его в таком виде на парковке – нет;
- устанавливает, что нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств, совершённое в Москве или Санкт-Петербурге, влечёт наложение административного штрафа в размере двух тысяч пятисот рублей (часть 5 статьи 12.19).
1. Есть ли основания считать введение платы за парковку на улицах в Москве вмешательством в конституционные права человека и гражданина? Ответ обоснуйте.
2. Правомерна ли цель введения платы за парковку? Ответ обоснуйте.
3. Правомерны ли действия водителей, не оплачивающих парковку и скрывающих номера своих автомобилей? Ответ обоснуйте.
4. Каковы, по-Вашему, позитивные стороны у ситуации, когда обязанность оплатить парковку существует, а прямой ответственности за её неисполнение нет?
5. Каковы негативные стороны у данной ситуации?
Задание 2. Изучите фабулу и дайте развёрнутый ответ на поставленные вопросы.
Гражданка Иванова, достигшая возраста 25 лет, имеющая высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии 5 лет, не совершившая порочащих ее поступков, сдавшая квалификационный экзамен на должность судьи, проживающая в г. Краснодаре обратилась в квалификационную коллегию судей Краснодарского края с заявлением о даче ей рекомендации на должность судьи Ейского гарнизонного военного суда.
Какое решение должна принять квалификационная коллегия судей Краснодарского края по заявлению Ивановой?
Итого за практическое задание_______________ баллов
Работу проверили:
_______________________ подпись____________
_______________________ подпись____________
_______________________ подпись____________
6. Критерии оценки знаний, умений, навыков и заявленных компетенций при проведении письменного междисциплинарного государственного экзамена по общетеоретическим дисциплинам
Код компетенции | Планируемые результаты междисциплинарного экзамена | Критерии оценивания результатов обучения | Процедуры оценивания | |||
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |||
ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-8 ОК-9 ПК-6 ПК-15 ПК-16 | ЗНАЕТ: особенности профессионального правосознания, основные причины и проявления правового нигилизма; функции органов государственной власти и местного самоуправления, систему разделения властей, принципы функционирования механизма государства, элементы политической системы общества. Содержание, правовое регулирование и способы гарантирования конституционных прав и свобод человека и гражданина. Профессиональные обязанности и принципы этики юриста,проблемы этической и дисциплинарной ответственности юриста; содержание должностных обязанностей в органах судебной власти. Общепринятые правила поведения и общения. Способы поиска информации по вопросам теории государства и права, конституционного права, содержание нормативно-правового регулирования государственно-правовых и конституционно-правовых институтов. Содержание понятий, концепций и доктрин теории государства и права, конституционного права и правосудия, судоустройства. Основные этапы становления и развития государственности, правовых институтов, их взаимосвязь с социальными, экономическими и политическими процессами. Основные правила юридической техники. Основные виды и способы толкования нормативных правовых актов | Сформированы системные знания особенностей профессионального правосознания, основных причин и проявлений правового нигилизма; функций органов государственной власти и местного самоуправления, системы разделения властей, принципов функционирования механизма государства, элементов политической системы общества. Профессиональных обязанностей и принципов этики юриста,проблем этической и дисциплинарной ответственности юриста; содержания должностных обязанностей в органах судебной власти. Общепринятых правил поведения и общения; способов поиска информации по вопросам теории государства и права, конституционного права, содержания нормативно-правового регулирования государственно-правовых и конституционно-правовых институтов. Содержания понятий, концепций и доктрин теории государства и права, конституционного права и правосудия, судоустройства. Основ социальных, гуманитарных и экономических наук. Основных этапов становления и развития государственности, правовых институтов, их взаимосвязи с социальными, экономическими и политическими процессами Основных правил юридической техники. Основных видов и способов толкования нормативных правовых актов | Сформированы, но содержат отдельные пробелы в знаниях особенностей профессионального правосознания, основных причин и проявлений правового нигилизма; функций органов государственной власти и местного самоуправления, системы разделения властей, принципов функционирования механизма государства, элементов политической системы общества. Профессиональных обязанностей и принципов этики юриста,проблем этической и дисциплинарной ответственности юриста; содержания должностных обязанностей в органах судебной власти. Общепринятых правил поведения и общения; способов поиска информации по вопросам теории государства и права, конституционного права, содержания нормативно-правового регулирования государственно-правовых и конституционно-правовых институтов. Содержания понятий, концепций и доктрин теории государства и права, конституционного права и правосудия, судоустройства. Основ социальных, гуманитарных и экономических наук. Основных этапов становления и развития государственности, правовых институтов, их взаимосвязи с социальными, экономическими и политическими процессами. Основных правил юридической техники. Основных видов и способов толкования нормативных правовых актов | Неполные знания особенностей профессионального правосознания, основных причин и проявлений правового нигилизма; функций органов государственной власти и местного самоуправления, системы разделения властей, принципов функционирования механизма государства, элементов политической системы общества. Профессиональных обязанностей и принципов этики юриста,проблем этической и дисциплинарной ответственности юриста; содержания должностных обязанностей в органах судебной власти. Общепринятых правил поведения и общения; способовпоиска информации по вопросам теории государства и права, конституционного права, содержания нормативно-правового регулирования государственно-правовых и конституционно-правовых институтов. Содержания понятий, концепций и доктрин теории государства и права, конституционного права и правосудия, судоустройства. Основ социальных, гуманитарных и экономических наук. Основных этапов становления и развития государственности, правовых институтов, их взаимосвязи с социальными, экономическими и политическими процессами. Основных правил юридической техники. Основных видов и способов толкования нормативных правовых актов | Фрагментарные знанияособенностей профессионального правосознания, основных причин и проявлений правового нигилизма; функций органов государственной власти и местного самоуправления, системы разделения властей, принципов функционирования механизма государства, элементов политической системы общества. Профессиональных обязанностей и принципов этики юриста,проблем этической и дисциплинарной ответственности юриста; содержания должностных обязанностей в органах судебной власти. Общепринятых правил поведения и общения; способовпоиска информации по вопросам теории государства и права, конституционного права, содержания нормативно-правового регулирования государственно-правовых и конституционно-правовых институтов. Содержания понятий, концепций и доктрин теории государства и права, конституционного права и правосудия, судоустройства. Основ социальных, гуманитарных и экономических наук. Основных этапов становления и развития государственности, правовых институтов, их взаимосвязи с социальными, экономическими и политическими процессами. Основных правил юридической техники. Основных видов и способов толкования нормативных правовых актов | Экзаменационные билеты |
ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-8 ОК-9 ПК-6 ПК-15 ПК-16 | УМЕТЬ: проявлять корректность и сдержанность, соблюдать принципы этики и дисциплины юриста оперировать понятиями теории государства и права, конституционного права и правосудия, судоустройства анализировать изменения, происходящие в обществе и государстве, выявлять необходимость правового регулирования общественных отношений; анализировать нормативные правовые акты и правоприменительную практику, нормы конституционного права, факты, делать самостоятельные выводы; соотносить факты и обстоятельства с нормами и принципами Конституции Российской Федерации и законов; применять методы толкования норм права к действующим нормативным правовым актам; анализировать, разъяснять содержание нормативных правовых актов, юридически правильно квалифицировать юридические факты | Сформированное умение правильно проявлять корректность и сдержанность, соблюдать принципы этики и дисциплины юриста оперировать понятиями теории государства и права, конституционного права и правосудия, судоустройства анализировать изменения, происходящие в обществе и государстве, выявлять необходимость правового регулирования общественных отношений; анализировать нормативные правовые акты и правоприменительную практику, нормы конституционного права, факты, делать самостоятельные выводы; соотносить факты и обстоятельства с нормами и принципами Конституции Российской Федерации и законов; применять методы толкования норм права к действующим нормативным правовым актам; анализировать, разъяснять содержание нормативных правовых актов, юридически правильно квалифицировать юридические факты; применять знания социальных, гуманитарных, экономических наук в профессиональной деятельности; осуществлять подготовку справочных и аналитических материалов | В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы умение правильно проявлять корректность и сдержанность, соблюдать принципы этики и дисциплины юриста оперировать понятиями теории государства и права, конституционного права и правосудия, судоустройства анализировать изменения, происходящие в обществе и государстве, выявлять необходимость правового регулирования общественных отношений; анализировать нормативные правовые акты и правоприменительную практику, нормы конституционного права, факты, делать самостоятельные выводы; соотносить факты и обстоятельства с нормами и принципами Конституции Российской Федерации и законов; применять методы толкования норм права к действующим нормативным правовым актам; анализировать, разъяснять содержание нормативных правовых актов, юридически правильно квалифицировать юридические факты | Слабое умение правильно проявлять корректность и сдержанность, соблюдать принципы этики и дисциплины юриста оперировать понятиями теории государства и права, конституционного права и правосудия, судоустройства анализировать изменения, происходящие в обществе и государстве, выявлять необходимость правового регулирования общественных отношений; анализировать нормативные правовые акты и правоприменительную практику, нормы конституционного права, факты, делать самостоятельные выводы; соотносить факты и обстоятельства с нормами и принципами Конституции Российской Федерации и законов; применять методы толкования норм права к действующим нормативным правовым актам; анализировать, разъяснять содержание нормативных правовых актов, юридически правильно квалифицировать юридические факты | Не умеет правильно проявлять корректность и сдержанность, соблюдать принципы этики и дисциплины юриста оперировать понятиями теории государства и права, конституционного права и правосудия, судоустройства анализировать изменения, происходящие в обществе и государстве, выявлять необходимость правового регулирования общественных отношений; анализировать нормативные правовые акты и правоприменительную практику, нормы конституционного права, факты, делать самостоятельные выводы; соотносить факты и обстоятельства с нормами и принципами Конституции Российской Федерации и законов; применять методы толкования норм права к действующим нормативным правовым актам; анализиро-вать, разъяснять содержание нормативных правовых актов, юридически правильно квалифицировать юридические факты | Экзаменационные билеты |
ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-8 ОК-9 ПК-6 ПК-15 ПК-16 | ВЛАДЕТЬ: навыкамиписьменной аргументации в ситуациях, требующих юридической поддержки; способностью давать оценку поведения, понятийно-категориальным аппаратом; навыком применения норм конституционного права для решения поставленных задач, навыками решения профессиональных задач с применением методов социальных, гуманитарных, экономических наук; навыками правильной юридической квалификации фактов; навыками поиска, отбора и систематизации правовых актов; приемами и способами толкования нормативных правовых актов; навыками анализа решений Конституционного Суда РФ, также судебной практики в целом | Сформированное системное владение навыками профессионального общения; навыками письменной аргументации в ситуациях, требующих юридической поддержки; понятийно-категориальным аппаратом; навыком применения норм конституционного права для решения поставленных задач, навыками решения профессиональных задач с применением методов социальных, гуманитарных, экономических наук; навыками разработки конкретных предложений по совершенствованию правового регулирования общественных отношений; навыками правильной юридической квалификации фактов; навыками поиска, отбора и систематизации правовых актов; приемами и способами толкования нормативных правовых актов; навыками анализа решений Конституционного Суда РФ, также судебной практики в целом | Успешное владение навыками профессионального общения; навыками устной и письменной аргументации в ситуациях, требующих юридической поддержки; понятийно-категориальным аппаратом; навыком применения норм конституционного права для решения поставленных задач, навыками решения профессиональных задач с применением методов социальных, гуманитарных, экономических наук; навыками разработки конкретных предложений по совершенствованию правового регулирования общественных отношений; навыками правильной юридической квалификации фактов; навыками поиска, отбора и систематизации правовых актов; приемами и способами толкования нормативных правовых актов; навыками анализа решений Конституционного Суда РФ, также судебной практики в целом | Не полностью владеет навыками профессионального общения; навыками устной и письменной аргументации в ситуациях, требующих юридической поддержки; категориаль-ным аппаратом; навыком применения норм конституционного права для решения поставленных задач, навыками решения профессиональных задач с применением методов социальных, гуманитарных, экономических наук; навыками разработки конкретных предложений по совершенствованию правового регулирования общественных отношений; навыками правильной юридической квалификации фактов; навыками поиска, отбора и систематизации правовых актов; приемами и способами толкования нормативных правовых актов; навыками анализа решений Конституционного Суда РФ, также судебной практики в целом | Студент не владеет навыками профессионального общения; навыками устной и письменной аргументации в ситуациях, требующих юридической поддержки; понятийно-категориальным аппаратом; навыком применения норм конституционного права для решения поставленных задач, навыками решения профессиональных задач с применением методов социальных, гуманитарных, экономических наук; навыками разработки конкретных предложений по совершенствованию правового регулирования общественных отношений; навыками правильной юридической квалификации фактов; навыками поиска, отбора и систематизации правовых актов; приемами и способами толкования нормативных правовых актов; навыками анализа решений Конституционного Суда РФ, также судебной практики в целом | Экзаменационные билеты |
6. 1. Критерии выставления оценок на государственном экзамене:
От 80 до 100 баллов - оценка «5» (отлично)выставляется обучающемуся, продемонстрировавшему сформированность предусмотренных образовательным стандартом и основной образовательной программой компетенций, давшему исчерпывающий и правильный ответ на все вопросы и задания экзаменационного билета с использованием положений теоретических, отраслевых, прикладных наук, нормативно-правового материала, показавшему глубокие и всесторонние теоретические знания, грамотное использование приобретенных навыков и умений при решении практических задач (казусов). Допускается одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов;
От 59 до 79 баллов - оценка «4» (хорошо)выставляется обучающемуся, продемонстрировавшему сформированность предусмотренных образовательным стандартом и основной образовательной программой компетенций, сформулировавшему правильные ответы на все вопросы и задания экзаменационного билета, но допустившего отдельные неточности, не имеющие принципиального характера, показавшего глубокие и всесторонние теоретические знания, грамотное использование приобретенных навыков и умений при решении практических задач (казусов);
От 37 до 58 баллов - оценка «3» (удовлетворительно)выставляется обучающемуся, продемонстрировавшему частичную сформированность предусмотренных образовательным стандартом и основной образовательной программой компетенций, сформулировавшему неполные ответы и допустившему ошибки и неточности на вопросы и задания экзаменационного билета, не показавшему глубоких и всесторонних теоретических знаний, грамотного использования приобретенных навыков и умений при решении практических задач (казусов);
36 и менее баллов - оценка «2» (неудовлетворительно)выставляется обучающемуся, не продемонстрировавшему сформированность предусмотренных образовательным стандартом и основной образовательной программой компетенций, наличие теоретических знаний, не сформулировавшему или сформулировавшему неправильные, содержащие существенные неточности ответы на вопросы и задания экзаменационного билета, испытывавшему существенные затруднения, при отсутствии необходимых навыков и умений, в решении практических задач (казусов).
6.2. При обсуждении результатов письменного междисциплинарного государственного экзамена заслушивается мнение всех членов государственной экзаменационной комиссии, коллегиально определяется уровень сформированности компетенций обучающегося и выставляется оценка.
[1] Задание 2 может быть по дисциплине «Конституционное право» или «Судоустройство».