К внешним функциям относятся следующие.

1) Функция обороны страны имеет первостепенное значение во все времена. Она базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его государственной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности государства, пресечения угрожающих жизненно важным интересам государства вооруженных конфликтов. Оборона страны предполагает выработку четкой оборонительной стратегии, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрану государственной границы и т.п.

2) Функция содействия по обеспечению международного мира связана с деятельностью по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий.

3) Функция сотрудничества с другими государствами(Включает в себя культурную, дипломатическую, внешнеэкономическую функции) проявляется в разнообразной деятельности, направлена на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других стран.

В последнее время произошли значительные изменения не только в России, но и во всем мире. Проблемы глобального противостояния и прямой угрозы ядерной войны стали не так актуальны. Значительные изменения произошли и в основных внешних функциях Российского государства. В частности, одни из них отпали (функции помощи развивающимся странам, сотрудничества и взаимопомощи с социалистическими государствами), а другие, наоборот, обрели дальнейшее развитие в соответствии с новыми условиями развития (функции борьбы за мир, обороны страны), некоторые функции – возникли вновь (интеграции в мировую экономику, сотрудничества со странами СНГ и т. д.). Российское государство в современном мире реализует свои внешние функции в соответствии с новыми задачами внешней политики, а именно:

1) последовательное продвижение национальных интересов при соблюдении открытости и сотрудничества в международных отношениях;

2) создание благоприятных условий для внутреннего развития страны и продолжения развития.

14.Формы и методы осуществления функций государства. Место и роль органов юстиции в реализации функций государства.
Формы осуществления функций государства представляют собой деятельность конкретных государственных органов по реализации функций государства.

Они бывают:
1)правовые

2)неправовые (организационные)

К правовым относят правотворческую, правоприменительную, правоохранительную деятельность.

1. Правотворческая, деятельность по подготовке и изданию нормативных актов, способствующих осуществлению той или иной функции государства.

2. Правоприменительная, деятельность по исполнению требований норм права путем издания правоприменительных актов.

3. Правоохранительная, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц.
Среди неправовых форм выделяют:
-организационно-регламентирующую . Это деятельность соответствующих органов, связанная с организацией функционирования органов государства. Например, кадровая работа,подготовка документов.
-организационно-хозяйственную (сюда может входить и оперативно-техническая деятельность). Это может быть работа, связанная с составлением отчетов, статистикой, контролем.

-организационно-идеологическую (воспитательную).Воспитательная деятельность, связанная с формированием общественного мнения, обучением, разъяснением существующих норм и правил.
В настоящее время особое внимание уделяется договорной форме осуществления функций государства (договоры в государственной, хозяйственной, социальной сфере).
Среди методов осуществления функций государства выделяют методы:

1. убеждения,

2. принуждения

3. стимулирования.

Убеждение представляет такой метод осуществления функций, когда субъект воздействует на общественное, индивидуальное сознание, способствует его формированию в форме обоснования, объяснения, обсуждения, внушения, демонстрации определенного примера. Среди экономических методов убеждения выделяют прогнозирование, планирование, инвестирование.

Принуждение всегда призвано обеспечить исполнение правил поведения посредством определенных мер (пресечения, предупреждения, ответственности). Принуждение - это такой метод, при котором желаемое поведение обеспечивается возможностью применения силы или угрозы ее применения. Экономические методы принуждения - это методы косвенного воздействия на объект (например, высокие налоговые ставки).

Стимулирование - это побуждение к действию, побудительная причина поведения. Стимулы могут быть материальными и моральными.

На министерство юстиции РФ возложены следующие задачи (функции)(см.п.3.Положения):

а) Реализация правовой политики государства в установленной сфере деятельности:

нормотворческая деятельность;

представление Правительства Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания и Конституционном Суде Российской Федерации;

разработка и реализация программ правовой информатизации.

б) Обеспечение в пределах своей компетенции прав и законных интересов Российской Федерации, граждан и юридических лиц:

государственная регистрация и контроль за деятельностью юридических лиц;

организация деятельности судебно-экспертных учреждений;

организация деятельности государственных нотариальных контор;

организация деятельности коллегий адвокатов;

государственная регистрация актов гражданского состояния;

функции уполномоченного Правительством Российской Федерации органа исполнительной власти в системе регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

международно-правовая деятельность.

в) Обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности:

реализация государственной политики в области правовой защиты интеллектуальной собственности.

г) Обеспечение установленного порядка деятельности судов, исполнения судебных актов и актов других органов:

организация деятельности службы судебных приставов;

обеспечение деятельности военных судов.

д) Обеспечение исполнения уголовных наказаний:

обеспечение исполнения уголовных наказаний, содержание находящихся под стражей, а также их охрану, этапирование и конвоирование;

осуществление на производственных объектах уголовно-исполнительной системы разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности.

е) Обеспечивающие функции:

организационно-финансовая деятельность;

реализация кадровой политики;

рассмотрение устных и письменных обращений граждан, связанных с работой органов и учреждений юстиции.

15.Понятие и структура механизма государства.
Механизм государства- это система специальных органов государственной власти и учреждений, посредством которых осуществляется управление обществом и защита его основных интересов.
Содержанием деятельности всех звеньев государственного аппарата (механизма) является управленческая и организационная работа, для обеспечения организованной и эффективной деятельности всех сфер общественной жизни.
Целостность механизма государства, как системы, обеспечивает возможность нормального функционирования для достижения конечных целей, стоящих перед государством.
Структура механизма государства:
1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства:

органы представительной власти;

органы исполнительной власти;

судебные органы;

контрольно-надзорные органы;

2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:

- государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно-распорядительные и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки;

-государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны;

- государственные гражданские служащие – те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную государственную должность;

- организационныефинансовыесредства,обеспечивающиедеятельностьгосударственногоаппарата( здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства).

Механизм государства действует на основе принципа разделения властей, который заключается в том, что государственная власть делится на следующие ветви власти:

1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни;

2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов;

3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.

Соотношение механизма государства и государственного аппарата

Можно выделить пять точек зрения:

1. Понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» не тождественны. Под государственным аппаратом понимается единая, стройная система органов, наделенных властными полномочиями для осуществления государственных функций и обладающих для этого материальными средствами. В то время как первичной единицей механизма государства является государственный орган, а его основную (материальную) часть составляют государственные предприятия и государственные учреждения. В механизм государства, помимо государственных органов, должны быть включены государственные учреждения и иные организации, осуществляющие «практическую работу по реализации управленческо-обеспечительной и охранительной функции государства.

2. Понятие «механизм государства» шире понятия «государственный аппарат». В механизм государства входит государственный аппарат (система государственных органов), а так же государственные предприятия и учреждения.

3. Понятие «механизм государства» может быть тождественно понятию «государственный аппарат» только в том случае, если понятие «государственный аппарат» понимается в широком смысле слова как система всех организаций, составляющих вместе с органами государства единое целое.

4. Понятие «государственный аппарат может включать в себя не только систему государственных органов, но и совокупность государственных чиновников, работающих в этих органах.

5. Приверженцы пятой точки зрения (Лазарев В.В. и др.) предлагают рассматривать понятие «механизм государства» двояко, в статике и динамике. Причем, механизм государства в статике, т.е. «совокупность органов, осуществляющих управление обществом» предлагается именовать «государственным механизмом», а механизм государства в динамике, т.е. «… совокупность… средств, обеспечивающих действие составных частей государства в их взаимозависимости, предлагается называть «механизмом функционирования государства». С таким пониманием рассматриваемого явления фактически совпадают позиции Э.П. Григониса и В.В. Гибова.

Наши рекомендации