Представительство в семейных правоотношениях.

По мнению Е.В. Ерохиной, семейно-правовое представительство обладает рядом особенностей, которые позволяют отграничить его от иных видов представительства, в частности, «предметом отношений семейно-правового представительства является совершение представителем действий, не относящихся к сделке»; «совместное проживание представляемого и представителя как обязательное условие осуществления семейно-правовым и представителями своих функций в полном объеме»; «семейно-правовой представитель не вправе передать полномочия по представительству другому лицу» и другие

На наш взгляд, семейно-правовое представительство не может быть оценено как единый правовой институт с выделением указанной специфики, поскольку основания возникновения отношений представительства, семейно-правовые связи между представителем и представляемым обусловливают особенности соответствующих отношений.

Анализ действующего законодательства позволяет нам с учетом семейно-правовых связей между субъектами выделить следующие виды семейного представительства:

  • представительство в отношениях супругов;
  • представительство в отношениях родителей и детей;
  • представительство в сфере осуществления опеки и попечительства над несовершеннолетними.

Данная классификация не исключает и иных видов представительства с учетом оснований возникновения соответствующих отношений, а также иных критериев обособления.

Представляется, что признаки представительства в отношениях между супругами наиболее ярко проявляются в имущественной сфере. В частности, согласно ст. 35 СК РФ владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляется по обоюдному согласию супругов. При совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга. Лишь в том случае, если один из супругов совершает сделку по распоряжению недвижимостью или сделку, требующую нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.

Таким образом, один из супругов при совершении сделки, не предполагающей нотариального согласия, действует в общих интересах супругов, в общесемейных интересах. Значит ли это, что при совершении соответствующей сделки он представляет интересы другого супруга? На первый взгляд, да, именно такое впечатление и складывается. Однако обращение к ст. 182 ГК РФ дает основания для выводов иного содержания.

Итак, в соответствии со ст. 182 ГК РФ представителем признается лицо, которое от имени и в интересах другого лица (представляемого) совершает сделки, на основании которых возникают, изменяются или прекращаются гражданские права и обязанности представляемого. При этом в ч. 2 указанной статьи отмечается: «Не являются представителями лица, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени...».

Проецирование гражданско-правовых признаков представительства в семейно-правовую плоскость отношений между супругами не позволяет однозначно утверждать, что один из супругов при совершении сделок по распоряжению общим имуществом выступает в качестве представителя другого супруга. Кроме того, супруг действует от своего имени, а не от имени другого супруга или «супругов» как субъекта, представляющего множественность лиц. Таким образом, в отдельных семейных правоотношениях имеет место фактическое представительство. Если же опекун (попечитель) назначен в установленном законом порядке, то представительство имеет формальный характер и является таковым с точки зрения гражданско-правовой характеристики.

Проведенное исследование некоторых проблем представительства в семейных правоотношениях позволило сформулировать следующие выводы:

  • для семейных правоотношений характерно фактическое и формальное представительство интересов, обусловленное семейно-правовыми связями физических лиц;
  • фактическое представительство имеет место в отношениях между супругами, родителями и детьми. При этом соответствующие отношения не отвечают гражданско-правовым признакам представительства, поскольку каждый из супругов, каждый из родителей действует от своего имени и в своих интересах, но предполагая отсутствие противоречия с интересами другого супруга и родителя соответственно;
  • формальное представительство имеет место в тех случаях, когда интересы кого-либо из субъектов семейных правоотношений представляет специально уполномоченное на то лицо (опекун, попечитель и иное лицо, принявшее ребенка на воспитание; представитель, назначенный ребенку органом опеки и попечительства, и др.). Отношения формального представительства в полной мере подвергаются регулированию гражданско-правовыми нормами с учетом специфики семейно-правовой связи между представляемым и представителем.


Наши рекомендации