Прецедент как источник права и элемент судебной практики.
Источник права в формально-юридическом смысле — это форма закрепления и выражения правовых норм, придания им общеобязательного официального характера.
Юридическая наука главным образом изучает именно источники права в формально-юридическом смысле.
К основным формально-юридическим источникам права относятся нормативно-правовой акт, правовой прецедент и правовой обычай. Помимо указанных в юридической науке встречаются такие источники права как юридическая доктрина и нормативно-правовой договор.
Судебный прецедент — решение суда по конкретному юридическому делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел.
Судебный прецедент применяется, главным образом, в странах англо-саксонской правовой семьи. Прецедентное право является неотъемлемой частью такой системы. Более того, возможность решения дел по аналогии определяет ее специфику.
Нормы, вырабатываемые в результате прецедента, являются, в конечном счете, прямым отражением общечеловеческих ценностей, проверенных временем.
Несмотря на возрастающую роль нормативно-правовых актов, авторитет прецедента не утрачивается с течением времени. Фактическая сила прецедента с годами даже возрастает и компетентные суды не склонны их пересматривать.
Примером фактического применения судебного прецедента (хотя юридически этот источник права в России не может быть использован) в нашем государстве могут служить решения Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам толкования Конституции РФ или признания положений Законов противоречащими Конституции РФ.
Возникновение и развитие теории права в России.
До Октябрьской революции 1917 г. Россия уже входила в романо-германскую правовую семью, и основные черты русской юриспруденции второй половины XIX в. Сформировались под определяющим влиянием правового позитивизма («писаное право»). Для России был характерен позитивизм, рассматривающий право как порождение и инструмент государства.
В начале XX в. Российский правовой подход вступил в кризисное состояние и распался на два направления:
а) формально-догматическое (основанное на логической интерпретации юридических понятий);
б) социологизированное (основанное на проблеме интереса в праве).
В это же время российский позитивизм подвергся значительному натиску школы «естественного права». Возникла «психологическая школа права».
Накануне первой мировой войны социальные процессы в России приобрели жестокий и неуправляемый характер, что послужило почвой для возрождения позитивизма дореволюционного периода.
Сразу после Октябрьской революции, в первые годы советской власти отношение к праву среди ученых-правоведов и интерпретаторов марксизма было явно нигилистическим.
Однако потребности самой жизни и бурная нормотворческая деятельность Советской власти объективно требовали теоретических разработок права и четкого определения позиции в правопонимании. В этой связи в конце 20-х – начале 30-х годов началось довольно бурное развитие правовой теории.
Становление тоталитарного режима Сталина требовало соответствующего теоретико-правового обеспечения и в 1938 г. На Всесоюзном совещании работников науки советского права была принята дефиниция, предложенная правовым идеологом сталинского режима Вышинским: «Советское социалистическое право есть совокупность правил поведения (норм), установленных или санкционированных социалистическим государством и выражающих волю рабочего класса и всех трудящихся, правил поведения, применение которых обеспечивается принудительной силой социалистического государства».
Во второй половине 1950-х годов рядом российских правоведов была выдвинута идея «широкого» понимания права. Предлагалось наряду с нормами включать в право и правоотношения, правосознание, субъективные права.
Относительно современности можно написать пару слов про то, что у законодателя руки растут не из того места: принимают «сухие» законы, которые в дальнейшем несколько раз дополняются, существуют значительные пробелы, коллизии и т.д.