Правовая идеология как структурный элемент правосознания
Правосознание выступает в качестве одной из форм единого общественного сознания и обладает относительной самостоятельностью. Оно отражает всю совокупность разнообразных правовых явлений общественного бытия.
Правовое сознание можно определить как систему правовых чувств, эмоций, идей, взглядов, оценок, установок, представлений и других проявлений, выражающих отношение людей как к действующему праву, к юридической практике, правам, свободам, обязанностям граждан, так и к желаемому праву, к другим желаемым правовым явлениям.
Основными аспектами изучения структуры правосознания, как и структуры всего общественного сознания в целом, являются гносеологический и социологический, которые, хотя и различаются между собой, все же не отрицают, а дополняют и друг друга. При гносеологическом подходе общественное правосознание рассматривается как отражение, как одна из форм общественного познания, при социологическом — исследуется с точки зрения его места в системе общественных явлений и роли в развитии всего общества в целом.
Структура правосознания, рассмотренная в гносеологическом аспекте, состоит из двух уровней отражения правовой действительности: правовой идеологии и правовой психологии.
Правосознание (как индивидуальное, так и коллективное) - сложное структурное образование, в котором можно выделить рациональные компоненты, обычно называемые правовой идеологией. Правовая идеология включает в себя понятия и представления о праве и правовых явлениях в обществе. Уровень и качественные показатели таких представлений могут быть различными: от примитивных, поверхностных до научно-теоретических. Роль правовой идеологии в правовом регулировании достаточно очевидна: на основе правовых воззрений, теорий, доктрин осуществляется правотворчество; важны рациональные компоненты и в процессе реализации права.
Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Научная теория определяет стратегию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторонний анализ современной правовой ситуации. Научные доктрины могут выступать в качестве источников права. Освоение правовой теории, рациональное осмысление роли права в жизни общества являются важными и необходимыми элементами юридического образования, формирования юридического профессионализма.
Фундаментальные принципы правового государства
Правовое государство — форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина. Правовое государство – демократическое государство, государственная власть ограничивается право.
Принципы:
- верховенство права и закона во всех сферах жизни общества
- равенство всех перед законом;
- разделение властей на три ветви;
- признание прав и свобод человека высшей ценностью; правовая и социальная защищенность прав и свобод человека и гражданина.
- взаимная ответственность личности и государства;
- политический и идеологический плюрализм;
- стабильность законности и правопорядка в обществе.
Верховенство права как принцип деятельности современного государства
Верховенство права предполагает, что в государстве на первом месте стоит право, а потом уже государство. И такое государство, где право выдвигается на первый план является правовым государством, т.е. верховенство права - признак правового государства.
Верховенство закона означает:
а) верховенство конституции;
б) особую процедуру принятия и изменения закона;
в) обязательное соответствие всех иных нормативных актов закону;
г) наличие механизмов реализации и защиты закона;
д) конституционный надзор, обеспечивающий непротиворечивость всей законодательной системы.
Верховенство легитимного закона в обществе - важнейший принцип правового государства. Закон является высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости.