Понятие, сущность и юридические свойства Конституции Российской Федерации.
В правоведении под конституцией принято понимать универсальный нормативно-правовой акт, имеющий, как правило, форму основного закона, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения в рамках "треугольника": личность - общество - государство.
Сосредоточим внимание на правовой природе конституции. Конституция - правовой акт, определяющий основы устройства общества и государства, учреждающий систему органов государственной власти и местного самоуправления, устанавливающий основы правового статуса личности.
Основные социально-политические свойства конституции выражаются, прежде всего, в следующих признаках:
– особый субъект, который принимает (учреждает) конституцию или от имени которого она принимается;
– учредительный характер конституционных положений;
– широта и всеохватывающий характер предмета конституционного регулирования.
Принципиальное социально-политическое свойство конституции – особый субъект, который принимает (учреждает) конституцию или от имени которого она принимается. Конституция в современном значении является актом, который, как правило, принимается народом или от имени народа.
Другой важной социально-политической чертой конституции является ее учредительный характер. Учредительная природа конституции проявляется в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, определяющей характер государственного и общественного строя; они являются первичными для законов и подзаконных актов.
К социально-политическим свойствам современной конституции относятся также широта и всеохватывающий характер предмета конституционного регулирования. Упорядочивая политические, экономические, социальные, культурные и духовные отношения, конституция на системном уровне собирает правовыми нормами модель государственного и общественного строя.
Главные правовые свойства конституции:
– верховенство и высшая юридическая сила;
– прямое действие и применение на всей территории государства;
– роль ядра правовой системы или основного источника права;
– усложненный порядок принятия, внесения изменений и поправок;
– особая правовая охрана.
В формально-юридическом смысле конституция – это закон, обладающий верховенством и высшей юридической силой. Наличие данных свойств означает, что все остальные законы и иные правовые акты принимаются в соответствии и во исполнение конституции страны и не должны ей противоречить. Любой правовой акт, противоречащий конституции по существу или по форме, должен быть признан недействительным.
Конституция считается нормативным правовым актом прямого действия и применяется на всей территории страны. Данным документом при издании собственных актов напрямую руководствуются все органы государственной власти и местного самоуправления, а также органы правосудия и правоохранительные органы, осуществляющие конституционный надзор и контроль.
Прямое действие всех норм конституции не исключает конкретизации ее положений. В конституции можно встретить немало отсылочных норм о необходимости регулирования определенных сфер общественной и государственной жизни.
С точки зрения правообразующей роли, т.е. значимости в формировании системы отраслей права и отраслей законодательства, конституция является ядром правовой системы и основным источником права. Принципы и положения конституции играют базовую роль для всей системы права и системы законодательства, т.е. предопределяют их содержание, поэтому принятие новой конституции или внесение в нее поправок влечет за собой соответствующее обновление законодательства.
Еще одним значимым правовым свойством, вытекающим из верховенства и высшей юридической силы основного закона, является усложненный порядок принятия, внесения изменений и поправок в конституцию.
Значительное число стран предусматривают режим особой правовой охраны конституции. Правовую охрану конституции можно рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле охрана конституции осуществляется государственно-правовым механизмом, предусмотренным практически всеми отраслями права. В узком смысле подразумеваются специально-конституционные средства охраны: конституционный контроль и надзор, а также конституционная ответственность.
К охране конституции привлекаются практически все ветви государственной власти и все виды органов государственной власти. Кроме того, создаются специализированные органы конституционного контроля (надзора). Особую роль в правовой охране конституции играют специализированные судебные или квазисудебные органы конституционного контроля или надзора, которые следят за конституционностью законотворчества в государстве, предотвращают нарушения конституции, признавая недействительными противоречащие ей акты, а также осуществляют иные функции конституционной юстиции.
К основным политико-правовым свойствам конституции относятся легитимность и стабильность основного закона государства и общества.
Легитимность конституции означает, что она принимается в установленном правом порядке либо в порядке, признаваемом обществом; ее содержание одобрено обществом, по крайней мере его большей частью либо большинством его представителей. Таким образом, легитимность акта – это единство внешнего и внутреннего согласия по оценке социально-правовой обоснованности и общественной приемлемости данного документа. Легитимность конституции – основа демократической власти и правового государства, условие авторитета и соблюдения основного закона, конституционной законности и конституционного правопорядка. В связи с этим конституции, принятые нелегитимным путем (в результате переворота, принуждения, в условиях отсутствия национального согласия относительно ее содержания и т.п.) без дальнейшей ее легитимизации, т.е. без одобрения большинством народа или его представителями, как правило, долго не живут и не пользуются признанием со стороны мирового сообщества.
Другое важное политико-правовое свойство – стабильность конституции, отражающая ее устойчивый, фундаментальный характер, слабую подверженность постоянным переменам и изменениям под воздействием временных политических и социально-экономических конъюнктур. Вместе с тем стабильность конституции не означает ее полную неизменность, отсутствие гибкости и какой-либо потребности в обновлении и совершенствовании с учетом назревших потребностей, адекватных изменениям в общественном и государственном развитии. Только конституция, отвечающая новым общественным потребностям и тенденциям развития, способна обеспечить стабильность и эффективное функционирование общества и государства, успех экономических, политических и социально-духовных преобразований.