Компетенция субъектов Российской Федерации.
Предметы ведения и полномочия субъектов РФ можно подразделить на два вида:
1) совместные предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов, определенные в ст. 72 Конституции РФ;
2) исключительные полномочия и предметы ведения субъекта РФ. Они устанавливаются на основе правила, вытекающего из ст. 77 (ч- 1) Конституции РФ, согласно которому полномочия органов государственной власти субъектов РФ, не затрагивающие конституционные основы и прерогативы федерального законодателя, определяются ими самостоятельно.
Совместные предметы ведения и полномочия Российской Федерации можно классифицировать по следующим группам.
В сфере государственного строительства и правотворчества в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся:
«/ обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных пра-ВОВБ1Х актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;
•/ административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
^ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
^ кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
•/ установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
^ обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
•/ режим пограничных зон;
^ координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.
В сфере правового статуса личности к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относятся:
^ защита прав и свобод человека и гражданина;
^ защита прав национальных меньшинств;
•/ защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.
В сфере экономического и социально-культурного развития в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся:
•/ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
•" разграничение государственной собственности;
•^ природопользование;
^ охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
V особо охраняемые природные территории;
•^ охрана памятников истории и культуры;
/ общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
V координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
•/ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.
Исключительная компетенция субъектов РФ определяется конституциями и уставами субъектов РФ. В нее входят все полномочия, не отнесенные к ведению федеральных органов государственной власти и к совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.
К числу полномочий субъекта РФ относятся:
•/ принятие, изменение и дополнение конституции (устава), законов и иных правовых актов, контроль за их соблюдением;
•^ установление административно-территориального устройства;
•/ определение системы органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом, а также формирование органов государственной власти субъекта РФ;
•/ государственная служба субъекта РФ;
^ организация и развитие местного самоуправления;
^ учреждение и присвоение почетных званий и премий субъекта Федерации;
• государственная собственность субъекта Федерации и управление ею;
^ определение политики и принятие программ в сфере государственного, экономического, экологического и социального развития субъекта Федерации; финансовое, валютное, денежно-кредитное регулирование в части, не отнесенной к ведению Российской Федерации;
бюджет, налоги, пошлины и сборы, внебюджетные фонды субъекта Федерации;
международные и внешнеэкономические связи субъекта Федерации;
^ иные вопросы, находящиеся вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий ее органов государственной власти по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Федерации.
43. Основания и порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации
.
В Российской Федерации за субъектами РФ не закрепляется пра- во выхода из состава федерации в одностороннем порядке. (учебник)