Органы и должностные лица местного самоуправления.
Согласно Конституции Российской Федерации, структуру органов местного самоуправления население муниципального образования определяет самостоятельно.
Структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
3. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Предметы ведения местного самоуправления - круг вопросов, отнесенных к ведению местного самоуправления; решения по данным вопросам правомочно принимать население муниципального образования непосредственно, а также через органы местного самоуправления.
Предметы ведения местного самоуправления делятся на две большие группы:
- вопросы местного значения, которые в новом законе объединены в четыре группы, в зависимости от вида муниципального образования (поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения);
- отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией, законодательством РФ и субъектов РФ. К вопросам местного значения относятся:
1) нормотворчество: принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль над их соблюдением;
2) финансово-экономическая сфера: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения; комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;
3) использование и охрана земли и других природных ресурсов: контроль над использованием земель на территории муниципального образования; регулирование использования вводных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения; участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования; благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
4) строительство, транспорт и связь: регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений; обеспечение населения услугами связи;
5) жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое и торговое обслуживание населения: содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений; создание условий для жилищного и социально-культурного строительства; организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; организация снабжения утилизации и переработки бытовых отходов; создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
6) социально-культурная сфера: организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; организация и содержание муниципальных архивов; создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании; сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности; организация и содержание муниципальной информационной службы; создание условий для деятельности СМИ муниципального образования; создание условий для организации зрелищных мероприятий, развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании; обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
7) охрана общественного порядка: организация и содержание муниципальных органов общественного порядка, осуществление контроля над их деятельностью; обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании и органов государственной власти.
Вторым составным элементом предметов ведения местного самоуправления являются отдельные государственные полномочия, которые могут передаваться федеральными и региональными органами государственной власти органам местного самоуправления. Наделение государственными полномочиями возможно только законом (федеральным или субъекта РФ). Вместе с передачей полномочий в обязательном порядке осуществляется передача необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Закон устанавливает, что органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.
4. ГАРАНТИИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Конституция РФ в ст. 133, а также Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливают систему гарантий местного самоуправления:
1) судебная защита прав местного самоуправления. Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд иски о признании недействительными актов органов государственной власти, органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, а также общественных объединений;
2) гарантия компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти РФ или органами государственной власти субъектов РФ, компенсируются органами, принявшими указанные решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения;
3) запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами. Данный запрет означает, что законодательное регулирование местного самоуправления субъектами РФ не может сужать объем прав местного самоуправления, прав граждан на осуществление местного самоуправления, определенный федеральным законодательством;
4) обязательность решений местного самоуправления. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда;
5) обязательное рассмотрение обращений органов и должностных лиц местного самоуправления. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены. Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта РФ.
Федеральное законодательство устанавливает ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением реализуется в принятии населением решения о расформировании органа местного самоуправления, отзыве должностного лица местного самоуправления.
Ответственность перед государством наступает в случае нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федерального и регионального законодательства.
В случае если соответствующим судом установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции РФ, федеральным законам, правовым актам субъекта РФ, уставу муниципального образования, а представительный орган в течение трех месяцев либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в т.ч. не отменил соответствующий нормативный правовой акт, а также в случае непроведения заседаний избранным в правомочном составе местным представительным органом в течение 3-х месяцев подряд глава субъекта России вносит в парламент субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске местного представительного органа.
В свою очередь глава муниципального образования в определенных случаях и в установленном законом порядке может быть отрешен от должности руководителем субъекта РФ, а также удален в отставку представительным органом муниципального образования по инициативе его депутатов или главы субъекта РФ.
Таким образом, местное самоуправление есть не только самостоятельная, но и гарантированная государством и ответственная деятельность местных сообществ и их органов по решению вопросов местного значения.
Контрольные вопросы:
1. Раскройте сущность местного самоуправления.
2. Поясните, чем местное самоуправление отличается от местного государственного управления.
3. Перечислите основные нормативные акты, регулирующие вопросы местного самоуправления.
4. Назовите территориальные основы местного самоуправления.
5. В чем заключаются организационные основы местного самоуправления?
6. Определите систему органов местного самоуправления.
7. Перечислите формы непосредственной демократии в системе местного самоуправления.
8. Назовите специальные (юридические) гарантии местного самоуправления.
9. Какими полномочиями обладает глава местного самоуправления?
10. Какие органы местного самоуправления действуют в городе Москве?
Дополнительная литература к теме
1. Бабичев И.В. О некоторых актуальных вопросах муниципального права и местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 5.
2. Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие. М., 2009.
3. Гриценко Е. Проблемы нормативного регулирования местного самоуправления на региональном и муниципальном уровнях // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. N 1.
4. Загидуллин Р.И. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: проблемы понятийного аппарата // Российский юридический журнал. 2010. N 5.
5. Кашо В.С. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления как предмет муниципального правотворчества // Журнал российского права. 2011. N 6.
6. Князев С.Д. Конституционная ответственность в муниципальном праве: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 2005. N 6.
7. Курманов М.М. Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования // Журнал российского права. 2004. N 11.
8. Митягин Ю.В. Неприкосновенность депутатов, выборных должностных лиц органов местного самоуправления // Российский юридический журнал. 2010. N 2.
9. Муниципальное право России: Учебник для бакалавров / Под ред. А.Н. Кокотова. М., 2013.
10. Новиков А.А. О некоторых особенностях организации местного самоуправления в ЗАТО // Российский юридический журнал. 2010. N 6.
11. Праскова С.В. Упразднение муниципальных образований: критерии допустимости // Журнал российского права. 2011. N 3.
12. Помещикова С.А. Учет мнения граждан на публичных слушаниях // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 20.
13. Соловьев С.Г. К вопросу о необходимости принятия Муниципального кодекса РФ // Современное право. 2012. N 9.
14. Сергеев А.А. Проблемы реализации и перспективы развития конституционной модели российского местного самоуправления // Государство и право. 2004. N 3.
15. Хабриева Т.Я. Современная конституция и местное самоуправление // Журнал российского права. 2005. N 4.
16. Хабриева Т.Я. Муниципальная реформа в правовом измерении // Журнал российского права. 2008. N 3.
17. Шугрина Е.С. Контрольный орган муниципального образования // Российский юридический журнал. 2009. N 4.
18. Щепачев В.А. О формах взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 12.