КПН:понятие, особенности, виды.
КПН:понятие, особенности, виды.
КПН- общеобязательные правила поведения, установленные и санкционированные гос-м, регулирующие общ.отношения, составляющие предмет КП.
Признаки:
-общеобязательность
-установление гос-м
-санкционированность
-регулирование общ.отношений, яв-ся предметом КП
-повышенная стабильность КПН
-носят учредительный характер
-имеют специфическую структуру
Классификация КПН
А) по содержанию
-нормы регулирующие основы конст.строя(гл.1)
-нормы о правах и свободах(гл.2)
-нормы о фед.устр.(гл.3)
-нормы закрепляющие систему ОГВ(гл.4,6,7)
-нормы о МСУ(гл.8)
Б)по предмету правового регулирования
-материальные нормы(принимаемые ГД)
-процессуальные нормы(выбираются народом на выборах)
В)по способу воздействия
-обязывающие(ст.57,58,59)
-запрещающие(ст.3,50)
-дозволяющие(ст.60,62,117)
Г)по времени действия
-постоянные(ст.99)
-временные(ст.96)
Д)по территории действия
-федеральные(ст.17)
-суб.федерации(ст.77)
-местные нормы(ст.130)
-локальные(ст.37)
Е)по кругу лиц
-общие(ст.20)
-специальные(ст.81)
КП инст: понятие, особенности, виды
КП инст.-совокупность КПН, регулирующих однородную группу общ.отношений.
Виды инст.
-основ КС
-прав и свобод человека и гр-на
-фед.устр.
-Президента РФ
-фед.собрания
-Правительства РФ
-суд.вл. и прокуратуры
-МСУ
-конст. поправок и пересмотра конституции
Для конституционного института характерны два признака:
-наличие в нём обособленной, устойчивой группы конституционных норм;
-внутренняя взаимосвязанность норм единством предмета регулирования.
Виды конституционных институтов:
-головные;
-сложные;
-одноэлементные (простые).
Понятие и черты основ конституционного строя
КС- совокупность взаимосвязанных норм регулирующие гл.принципы устр.гос-ва и общ., взаимоотношения человека, общ., гос-ва, обеспечение, подчинение их праву.
Основы КС- гл.принципы устр.гос-ва и общ., которые признаны обеспечить РФ хар-р конституционного гос-ва.
Черты основ КС
-Юр.верховенство по отношению к остальным гл.Конституции
-Основополагающее, фундаментальное, обобщающее значение
-Нормативность и общеобязательность
-Постоянность действия
-Устойчивость и особый порядок изменения
ПН отношение: понятие, особенности, виды
ПН отношения- урегулированная НКП общ.отношения, участники которого наделены субъективными правами и юр.обязанностями.
Структура:
-Субъект КПО- участники правоотношений
-Объект КПО- то,на что направлено правоотношение(метериальное,нематериальное)
-Содержание КПО- суб.права и юр.обязанности участников правоотношения
Юр.факт- конкретное жизненное обстоятельство, с наличием которого связано возникновение, изменение или прекращение КПО.(события и действия)
Виды КПО:
А)по функциональному назначению
-регулятивные
-охранительные
Б)по времени функционирования
-постоянные
-временные
В)в зависимости от вида норм
-правоустановительные
-правоохранительные
Г)по содержанию
-материальные
-процессуальные
Источники КП РФ: понятие, виды
Источники КП- внешняя форма выражения норм КП.
Источники КП по юр.силе:
-КРФ
-ФКЗ
-ФЗ(кодифицированные и текущие)
-законы суб.РФ
-указы Президента РФ
-постановления палат ФС(парламента)
-постановление правительства РФ
-акты фед.орг.исп.вл.
-решение конст.суда РФ
КП как наука
КП как наука- система взглядов, принципов, идей, представлений, юр.знаний об отрасли КП.
Предметом науки КП- яс-ся отрасль КП
Метод науки- совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается отрасль:
-исторический метод
-философский метод
-системный метод
-функциональный метод
-формально-юр. Метод
Источники науки КП:
-НПА
-учебники и уч.пособия
-монографии
-Конституции зарубежных гос-в и конституции утратившие свою силу
-публикации в периодической печати
КП как учебная дисциплина- учебный курс о КП, как отрасле и как науке, изучаемый в ВУЗах в строгом соответствии с ФГОС.
8.Основные черты(юр. св-ва) КРФ
Свойства:
1) высшая юридическая сила конституции проявляется в том, что
во-первых её нормы обладают верховенством по отношению к нормам других отраслей права,
во-вторых законы и подзаконные акты должны приниматься органами предусмотренными в Конституции и в соот с установленной конституцией. Конституция представляет собой юридический способ закрепления высших правовых предписаний.
Нормы КРФ применяются на всей территории РФ (ст.15). Высшая юридическая сила объясняется также тем, что она содержит политико-юридическое решение наиболее важных проблем общества и государства.
2) Учредительный характер.
Нормы КРФ закрепляют основу гос-ва и общ. устройства, учреждают гос. институты, через которые реализуется гос. власть.
3) Нормативность предписаний.
Обеспечивает упорядочений общественных отношений. Несмотря на особенности внешнего выражения кон-ые нормы определяют цели, способы, условия поведения соц. субъекта.
4) Прямое действие.
Различают две основные формы:
-самостоятельное;
-действие норм конституции совместно с нормами других отраслей права
Понятие и структура КРФ
Конституция- основной закон гос-ва обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общ.отношения в сфере правового статуса личности, инст. гр.общ., организации гос-ва и функционирования публ.власти.
Структура Конституции РФ
По своей структуре Конституция РФ состоит из преамбулы (вступительной части) и 2 разделов, 9 глав, 137 статей и 9 пунктов:
Преамбула
Провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире.
Первый раздел
Гл 1.Основы конституционного строя(1—16)
Сущность государства; правовое положение человека и гражданина; принципы социальных и экономических отношений; основы политической системы общества; взаимоотношения государства и религии
Гл 2.Права и свободы человека и гражданина(17—64)
Принципы правового положения человека и гражданина; принципы гражданства России; система прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные обязанности человека и гражданина
Гл 3.Федеративное устройство (65—79)
Конституционный статус Российской Федерации и ее субъектов; взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации
Гл 4.Президент Российской Федерации (80—93)
Статус Президента как главы государства; порядок вступления в должность и полномочия; порядок отрешения Президента от должности
Гл 5.Федеральное Собрание (94—109)
Основы организации и деятельности Федерального Собрания, его статус; порядок формирования и компетенция; нормы законодательного процесса
Гл 6.Правительство РФ (110—117)
Порядок формирования Правительства, его структура, уровень компетенции; порядок отставки и выражение недоверия Правительству
Гл 7.Судебная власть(118—129)
Судебная система России. Статус судей, принципы судопроизводства. Порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ; Прокуратура РФ
Гл 8.Местное самоуправление (130—133)
Система и функции местного самоуправления; гарантии местного самоуправления
Гл 9.Конституционные поправки и пересмотр Конституции (134—137)
Порядок изменения и дополнения действующей Конституции; ее пересмотр
Второй раздел
Заключительные и переходные положения: о введении Конституции РФ в действие и соответственно прекращении действия прежней Конституции; о соотношении Конституции и Федеративного договора; о порядке применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции; об основаниях, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.
Прекращение гражданства РФ
1)выход из гр-ва
2)по иным обстоятельствам
-отмена решения о приеме в гр-во
-смерть
-оптация- выбор гр-ва
Выход из гр-ва не допускается если:
-гр-н имеет невыполненное перед РФ обязательство установленное ФЗ
-гр-н привлечен компетентными орг.РФ в кач-ве обвиняемого по УД, либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий применению обвинительный приговор суда
-гр-н не имеет иного гр-ва и гарантий его приобретения
КПС полит.партий в РФ
Политические партии создаются в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, выборах и референдумах, представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления.
Деятельность политических партий строится на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности.
Политическая партия создается свободно, подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица (общественного объединения). Помимо устава политическая партия должна иметь программу, определяющую принципы деятельности политической партии, ее цели и задачи, методы реализации целей и решения задач.
В Российской Федерации конституционной основой правового статуса политических партий являются несколько статей Конституции РФ.
Прежде всего следует выделить ч.2 ст. 13 Конституции, в которой закрепляется не только возможность деятельности различных партий (многопартийность), но и их равноправие.
В соответствии со ст. 30 Конституции РФ, которая закрепляет право на объединение, политические партии могут создаваться свободно без предварительного разрешения. Членство в партии — добровольно и никто не может быть принужден к вступлению в партию или лишен возможности выйти из ее состава.
Правда, свобода вступления в партию ограничена законом для судей и военнослужащих.
Конституция РФ (ч. 5 ст. 13) не допускает создание и деятельность политических партий, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Кроме того законодательство запрещает создание и деятельность структур политических партий в органах государства (за исключением органов представительной власти), на предприятиях, в вооруженных силах, правоохранительных органах.
Запрет или приостановление деятельности политических партий отнесен к компетенции суда общей юрисдикции.
Более подробно правовой статус политических партий определяется ФЗ «О политических партиях».
КПС беженцев в РФ
Определено ФЗ «О беженцах», согласно которому беженец- лицо не яв-ся гр-м РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования, по признаку расы, вероисповедания, национальности, гр-ва, полит.убежища, находится вне страны своей гр-кой принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны.
1. Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на:
1) получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации в соответствии с настоящей статьей;
2) получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации;
3) получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
4) получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, до убытия к новому месту пребывания;
5) охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;
6) пользование жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, из фонда жилья для временного поселения.
Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья;
7) медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
8) получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;
9) работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;
10) социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;
11) получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
12) содействие федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства);
13) обращение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту пребывания лица и членов его семьи в целях оформления проездного документа для выезда за пределы территории Российской Федерации данных лиц и въезда их на территорию Российской Федерации.
Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны:
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
2) своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориальным органом;
3) соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения;
4) сообщить в течение семи дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации;
5) сообщать о намерении переменить место пребывания на территории Российской Федерации либо выехать на место жительства за пределы территории Российской Федерации;
6) сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;
7) проходить переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, но не реже чем один раз в полтора года.
КПС РФ: понятие,элементы
КПС РФ- ее правовое положение закрепленное КРФ и др.НПА, определяемое через сл. Признаки(эл-ты):
-ед.территория
-ед.пр.система при верховенстве КРФ
-ед.гр-во
-ед.система ОГВ
-ед.таможенная, денежная, налоговая, кредитная система
-ед.вооруженные силы
-суверенитет
-гос.язык
-гос.символы
-разграничение предмета ведения и полномочий между РФ и ее субъектами(ст.71,72)
Предметы искл. ведения РФ
В ведении Федерации (ст. 71 Конституции РФ) находятся:
1) принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
2) федеративное устройство и территория РФ, регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданство в РФ, регулирование и защита прав национальных меньшинств;
3) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государства;
4) федеральная государственная собственность и управление ею;
5) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
6) установление правовых основ единого рынка;
7) финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
8) федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития;
9) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе;
10) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры РФ, вопросы войны и мира;
11) внешнеэкономические отношения РФ;
12) оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
13) определение статуса и защита Государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
14) судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно—процессуальное и уголовно—исполнительное законодательство, амнистия и помилование, гражданское и арбитражно—процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности;
15) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография, наименования географических объектов, официальный статистический и бухгалтерский учет;
16) государственные награды и почетные звания РФ;
17) федеральная государственная служба.
КПН:понятие, особенности, виды.
КПН- общеобязательные правила поведения, установленные и санкционированные гос-м, регулирующие общ.отношения, составляющие предмет КП.
Признаки:
-общеобязательность
-установление гос-м
-санкционированность
-регулирование общ.отношений, яв-ся предметом КП
-повышенная стабильность КПН
-носят учредительный характер
-имеют специфическую структуру
Классификация КПН
А) по содержанию
-нормы регулирующие основы конст.строя(гл.1)
-нормы о правах и свободах(гл.2)
-нормы о фед.устр.(гл.3)
-нормы закрепляющие систему ОГВ(гл.4,6,7)
-нормы о МСУ(гл.8)
Б)по предмету правового регулирования
-материальные нормы(принимаемые ГД)
-процессуальные нормы(выбираются народом на выборах)
В)по способу воздействия
-обязывающие(ст.57,58,59)
-запрещающие(ст.3,50)
-дозволяющие(ст.60,62,117)
Г)по времени действия
-постоянные(ст.99)
-временные(ст.96)
Д)по территории действия
-федеральные(ст.17)
-суб.федерации(ст.77)
-местные нормы(ст.130)
-локальные(ст.37)
Е)по кругу лиц
-общие(ст.20)
-специальные(ст.81)