КПН:понятие, особенности, виды.

КПН:понятие, особенности, виды.

КПН- общеобязательные правила поведения, установленные и санкционированные гос-м, регулирующие общ.отношения, составляющие предмет КП.

Признаки:

-общеобязательность

-установление гос-м

-санкционированность

-регулирование общ.отношений, яв-ся предметом КП

-повышенная стабильность КПН

-носят учредительный характер

-имеют специфическую структуру

Классификация КПН

А) по содержанию

-нормы регулирующие основы конст.строя(гл.1)

-нормы о правах и свободах(гл.2)

-нормы о фед.устр.(гл.3)

-нормы закрепляющие систему ОГВ(гл.4,6,7)

-нормы о МСУ(гл.8)

Б)по предмету правового регулирования

-материальные нормы(принимаемые ГД)

-процессуальные нормы(выбираются народом на выборах)

В)по способу воздействия

-обязывающие(ст.57,58,59)

-запрещающие(ст.3,50)

-дозволяющие(ст.60,62,117)

Г)по времени действия

-постоянные(ст.99)

-временные(ст.96)

Д)по территории действия

-федеральные(ст.17)

-суб.федерации(ст.77)

-местные нормы(ст.130)

-локальные(ст.37)

Е)по кругу лиц

-общие(ст.20)

-специальные(ст.81)

КП инст: понятие, особенности, виды

КП инст.-совокупность КПН, регулирующих однородную группу общ.отношений.

Виды инст.

-основ КС

-прав и свобод человека и гр-на

-фед.устр.

-Президента РФ

-фед.собрания

-Правительства РФ

-суд.вл. и прокуратуры

-МСУ

-конст. поправок и пересмотра конституции

Для конституционного института характерны два признака:

-наличие в нём обособленной, устойчивой группы конституционных норм;

-внутренняя взаимосвязанность норм единством предмета регулирования.

Виды конституционных институтов:

-головные;

-сложные;

-одноэлементные (простые).

Понятие и черты основ конституционного строя

КС- совокупность взаимосвязанных норм регулирующие гл.принципы устр.гос-ва и общ., взаимоотношения человека, общ., гос-ва, обеспечение, подчинение их праву.

Основы КС- гл.принципы устр.гос-ва и общ., которые признаны обеспечить РФ хар-р конституционного гос-ва.

Черты основ КС

-Юр.верховенство по отношению к остальным гл.Конституции

-Основополагающее, фундаментальное, обобщающее значение

-Нормативность и общеобязательность

-Постоянность действия

-Устойчивость и особый порядок изменения

ПН отношение: понятие, особенности, виды

ПН отношения- урегулированная НКП общ.отношения, участники которого наделены субъективными правами и юр.обязанностями.

Структура:

-Субъект КПО- участники правоотношений

-Объект КПО- то,на что направлено правоотношение(метериальное,нематериальное)

-Содержание КПО- суб.права и юр.обязанности участников правоотношения

Юр.факт- конкретное жизненное обстоятельство, с наличием которого связано возникновение, изменение или прекращение КПО.(события и действия)

Виды КПО:

А)по функциональному назначению

-регулятивные

-охранительные

Б)по времени функционирования

-постоянные

-временные

В)в зависимости от вида норм

-правоустановительные

-правоохранительные

Г)по содержанию

-материальные

-процессуальные

Источники КП РФ: понятие, виды

Источники КП- внешняя форма выражения норм КП.

Источники КП по юр.силе:

-КРФ

-ФКЗ

-ФЗ(кодифицированные и текущие)

-законы суб.РФ

-указы Президента РФ

-постановления палат ФС(парламента)

-постановление правительства РФ

-акты фед.орг.исп.вл.

-решение конст.суда РФ

КП как наука

КП как наука- система взглядов, принципов, идей, представлений, юр.знаний об отрасли КП.

Предметом науки КП- яс-ся отрасль КП

Метод науки- совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается отрасль:

-исторический метод

-философский метод

-системный метод

-функциональный метод

-формально-юр. Метод

Источники науки КП:

-НПА

-учебники и уч.пособия

-монографии

-Конституции зарубежных гос-в и конституции утратившие свою силу

-публикации в периодической печати

КП как учебная дисциплина- учебный курс о КП, как отрасле и как науке, изучаемый в ВУЗах в строгом соответствии с ФГОС.

8.Основные черты(юр. св-ва) КРФ

Свойства:

1) высшая юридическая сила конституции проявляется в том, что

во-первых её нормы обладают верховенством по отношению к нормам других отраслей права,

во-вторых законы и подзаконные акты должны приниматься органами предусмотренными в Конституции и в соот с установленной конституцией. Конституция представляет собой юридический способ закрепления высших правовых предписаний.

Нормы КРФ применяются на всей территории РФ (ст.15). Высшая юридическая сила объясняется также тем, что она содержит политико-юридическое решение наиболее важных проблем общества и государства.

2) Учредительный характер.

Нормы КРФ закрепляют основу гос-ва и общ. устройства, учреждают гос. институты, через которые реализуется гос. власть.

3) Нормативность предписаний.

Обеспечивает упорядочений общественных отношений. Несмотря на особенности внешнего выражения кон-ые нормы определяют цели, способы, условия поведения соц. субъекта.

4) Прямое действие.

Различают две основные формы:

-самостоятельное;

-действие норм конституции совместно с нормами других отраслей права

Понятие и структура КРФ

Конституция- основной закон гос-ва обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общ.отношения в сфере правового статуса личности, инст. гр.общ., организации гос-ва и функционирования публ.власти.

Структура Конституции РФ

По своей структуре Конституция РФ состоит из преамбулы (вступительной части) и 2 разделов, 9 глав, 137 статей и 9 пунктов:

Преамбула

Провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире.

Первый раздел

Гл 1.Основы конституционного строя(1—16)

Сущность государства; правовое положение человека и гражданина; принципы социальных и экономических отношений; основы политической системы общества; взаимоотношения государства и религии

Гл 2.Права и свободы человека и гражданина(17—64)

Принципы правового положения человека и гражданина; принципы гражданства России; система прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные обязанности человека и гражданина

Гл 3.Федеративное устройство (65—79)

Конституционный статус Российской Федерации и ее субъектов; взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации

Гл 4.Президент Российской Федерации (80—93)

Статус Президента как главы государства; порядок вступления в должность и полномочия; порядок отрешения Президента от должности

Гл 5.Федеральное Собрание (94—109)

Основы организации и деятельности Федерального Собрания, его статус; порядок формирования и компетенция; нормы законодательного процесса

Гл 6.Правительство РФ (110—117)

Порядок формирования Правительства, его структура, уровень компетенции; порядок отставки и выражение недоверия Правительству

Гл 7.Судебная власть(118—129)

Судебная система России. Статус судей, принципы судопроизводства. Порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ; Прокуратура РФ

Гл 8.Местное самоуправление (130—133)

Система и функции местного самоуправления; гарантии местного самоуправления

Гл 9.Конституционные поправки и пересмотр Конституции (134—137)

Порядок изменения и дополнения действующей Конституции; ее пересмотр

Второй раздел

Заключительные и переходные положения: о введении Конституции РФ в действие и соответственно прекращении действия прежней Конституции; о соотношении Конституции и Федеративного договора; о порядке применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции; об основаниях, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

Прекращение гражданства РФ

1)выход из гр-ва

2)по иным обстоятельствам

-отмена решения о приеме в гр-во

-смерть

-оптация- выбор гр-ва

Выход из гр-ва не допускается если:

-гр-н имеет невыполненное перед РФ обязательство установленное ФЗ

-гр-н привлечен компетентными орг.РФ в кач-ве обвиняемого по УД, либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий применению обвинительный приговор суда

-гр-н не имеет иного гр-ва и гарантий его приобретения

КПС полит.партий в РФ

Политические партии создаются в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, выборах и референдумах, представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления.

Деятельность политических партий строится на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности.

Политическая партия создается свободно, подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица (общественного объединения). Помимо устава политическая партия должна иметь программу, определяющую принципы деятельности политической партии, ее цели и задачи, методы реализации целей и решения задач.

В Российской Федерации конституционной основой правового статуса политических партий являются несколько статей Конституции РФ.

Прежде всего следует выделить ч.2 ст. 13 Конституции, в которой закрепляется не только возможность деятельности различных партий (многопартийность), но и их равноправие.

В соответствии со ст. 30 Конституции РФ, которая закрепляет право на объединение, политические партии могут создаваться свободно без предварительного разрешения. Членство в партии — добровольно и никто не может быть принужден к вступлению в партию или лишен возможности выйти из ее состава.

Правда, свобода вступления в партию ограничена законом для судей и военнослужащих.

Конституция РФ (ч. 5 ст. 13) не допускает создание и деятельность политических партий, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Кроме того законодательство запрещает создание и деятельность структур политических партий в органах государства (за исключением органов представительной власти), на предприятиях, в вооруженных силах, правоохранительных органах.

Запрет или приостановление деятельности политических партий отнесен к компетенции суда общей юрисдикции.

Более подробно правовой статус политических партий определяется ФЗ «О политических партиях».

КПС беженцев в РФ

Определено ФЗ «О беженцах», согласно которому беженец- лицо не яв-ся гр-м РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования, по признаку расы, вероисповедания, национальности, гр-ва, полит.убежища, находится вне страны своей гр-кой принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны.

1. Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на:

1) получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации в соответствии с настоящей статьей;

2) получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации;

3) получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

4) получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, до убытия к новому месту пребывания;

5) охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;

6) пользование жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, из фонда жилья для временного поселения.

Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья;

7) медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

8) получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

9) работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

10) социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

11) получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

12) содействие федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства);

13) обращение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту пребывания лица и членов его семьи в целях оформления проездного документа для выезда за пределы территории Российской Федерации данных лиц и въезда их на территорию Российской Федерации.

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

2) своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориальным органом;

3) соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения;

4) сообщить в течение семи дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации;

5) сообщать о намерении переменить место пребывания на территории Российской Федерации либо выехать на место жительства за пределы территории Российской Федерации;

6) сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;

7) проходить переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, но не реже чем один раз в полтора года.

КПС РФ: понятие,элементы

КПС РФ- ее правовое положение закрепленное КРФ и др.НПА, определяемое через сл. Признаки(эл-ты):

-ед.территория

-ед.пр.система при верховенстве КРФ

-ед.гр-во

-ед.система ОГВ

-ед.таможенная, денежная, налоговая, кредитная система

-ед.вооруженные силы

-суверенитет

-гос.язык

-гос.символы

-разграничение предмета ведения и полномочий между РФ и ее субъектами(ст.71,72)

Предметы искл. ведения РФ

В ведении Федерации (ст. 71 Конституции РФ) находятся:

1) принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

2) федеративное устройство и территория РФ, регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданство в РФ, регулирование и защита прав национальных меньшинств;

3) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государства;

4) федеральная государственная собственность и управление ею;

5) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

6) установление правовых основ единого рынка;

7) финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

8) федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития;

9) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе;

10) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры РФ, вопросы войны и мира;

11) внешнеэкономические отношения РФ;

12) оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

13) определение статуса и защита Государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

14) судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно—процессуальное и уголовно—исполнительное законодательство, амнистия и помилование, гражданское и арбитражно—процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности;

15) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография, наименования географических объектов, официальный статистический и бухгалтерский учет;

16) государственные награды и почетные звания РФ;

17) федеральная государственная служба.

КПН:понятие, особенности, виды.

КПН- общеобязательные правила поведения, установленные и санкционированные гос-м, регулирующие общ.отношения, составляющие предмет КП.

Признаки:

-общеобязательность

-установление гос-м

-санкционированность

-регулирование общ.отношений, яв-ся предметом КП

-повышенная стабильность КПН

-носят учредительный характер

-имеют специфическую структуру

Классификация КПН

А) по содержанию

-нормы регулирующие основы конст.строя(гл.1)

-нормы о правах и свободах(гл.2)

-нормы о фед.устр.(гл.3)

-нормы закрепляющие систему ОГВ(гл.4,6,7)

-нормы о МСУ(гл.8)

Б)по предмету правового регулирования

-материальные нормы(принимаемые ГД)

-процессуальные нормы(выбираются народом на выборах)

В)по способу воздействия

-обязывающие(ст.57,58,59)

-запрещающие(ст.3,50)

-дозволяющие(ст.60,62,117)

Г)по времени действия

-постоянные(ст.99)

-временные(ст.96)

Д)по территории действия

-федеральные(ст.17)

-суб.федерации(ст.77)

-местные нормы(ст.130)

-локальные(ст.37)

Е)по кругу лиц

-общие(ст.20)

-специальные(ст.81)

Наши рекомендации