Предмет конституционного права
Предмет конституционного права имеет свои особенности. Общественные отношения, регулируемые нормами конституционного права, образуют основу устройства государства и общества и прямо связаны с осуществлением государственной власти.
Уяснение предмета конституционного права имеет как теоретическое, так и практическое значение. Без этого нельзя правильно понять свойства, присущие нормам, институтам конституционного права, невозможно раскрыть их значение и роль в правовом регулировании, определить место в правовой системе. Без знания предмета конституционного права невозможно
определить сферу применения его норм. Ведь первое, что следует предпринять при анализе конкретных правовых ситуаций, - это уяснить, нормы какой отрасли права следует применять. А для этого нужно установить характер общественных отношений, которые являются предметом регулирования.
Весьма широк спектр отношений, регулируемых нормами конституционного права. Он охватывает все сферы жизнедеятельности государства и общества: политическую, экономическую, социальную, культурную и т. д. Разумеется, что нормы конституционного права не регулируют указанные сферы во всех их проявлениях и всесторонне. Они регулируют основополагающие, базовые слои в указанных сферах.[1]
Эти слои образуют фундамент политических, экономических, социальных, духовных связей в государстве и обществе, на котором возвышается все здание.
Конституционное право регулирует государственные и общественные отношения при помощи
определенных приемов и способов, совокупность которых называется методами правового регулирования.
4. МЕТОДЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Для регулирования конституционно-правовых отношений применяются следующие методы: 1) метод обязывания, 2) метод запрещения, 3) метод дозволения, 4) метод признания.
Метод обязывания применяется как в отношении государственных органов, так и в отношении физических лиц во всех сферах их деятельности. В статье 18 Конституции Республики Казахстан записано, что «государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации». Другим примером применения этого метода является статья 6 Конституции Республики Казахстан: «Собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить общественному благу». Характерно, что указанное положение относится как к государственной собственности, так и к частной. Следовательно, конституционная норма обязывает как государственные органы, так и частных собственников, использовать собственность не только в своих интересах, но и в общественных.
Метод запрещения также используется конституционным правом. Этот метод применяется преимущественно в отношении государственных органов, общественных образований. В отношении граждан применяется метод запрещения в ограниченных случаях. Пункт 3 статьи 39
Конституции Республики Казахстан гласит: «Не допускается ни в какой форме ограничение прав и
свобод граждан по политическим мотивам». Конституция запрещает создание не предусмотренных законодательством военизированных формирований.
Конституционное право Республики Казахстан широко применяет метод дозволения, что является существенным признаком его демократизма[2].
Данный метод применяется по преимуществу для установления статуса человек и гражданина.
В качестве примера можно указать на право свободного передвижения по территории Казахстана
каждого и свободного выбора места жительства, кроме случаев, оговоренных законом. Специфика метода дозволения состоит в том, что нередко Конституция может ограничить действия субъектов, предоставляя им свободу действий до определенных рамок, границ. Метод дозволения применяется и при определении полномочий государственных органов. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 53 Конституции Республики Казахстан Парламент на совместном заседании Палат двумя третями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат по инициативе Президента вправе делегировать ему законодательные полномочия на срок, не превышающий одного года.
Конституционное право Республики Казахстан применяет, по моему мнению, еще один метод правового регулирования — метод признания (непризнания). В постсоветской литературе по конституционному праву не отмечается возможность применения данного метода. Между тем этот метод исходит из объективного фактора — законодательного признания естественных прав человека. Государство именно признает естественные права человека, а не дозволяет. В пункте 2
статьи 12 Конституции Республики Казахстан записано: «Права и свободы человека принадлежат
каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов». Признание как метод правового регулирования также характеризует демократический и гуманный характер конституционного права.