Конституционное право как отрасль права

Конституционное право как отрасль права

Конституционное право — одна из отраслей системы права Республики Казахстан. Оно представляет собой систему правовых норм, которые характеризуются внутренним единством и отличаются от норм других отраслей. Внутреннее единство означает наличие у конституционных

норм общих признаков, обусловленных особенностями общественных отношений, регулируемых

ими. Общественные отношения, регулируемые нормами конституционного права, составляют его

предмет.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

Субъекты конституционно-правовых отношений

В общей теории права, под правоотношением понимается, возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют права и обязанности. Это определение приемлемо и к конституционно-правовым отношениям. Специфика конституционных отношений состоит в следующем:
1) Их отличает особое содержание, особая сфера отношений, составляющих предмет конституционного права
2) Особый субъективный состав. Среди субъектов конституционно-правовых отношений есть такие, которые не могут быть участниками других видов правоотношений
3) Значительное разнообразие видов правоотношений.
Наиболее классический вид правоотношений - конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности. Они возникают на основе реализации норм-правил поведения.
Другой вид - правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты отношений, не установлены конкретные права и обязанности. Такие отношения возникают на основе реализации норм-принципов, норм-деклараций, норм-целей.
Особым видом правоотношений являются правовые состояния. Их субъекты четко определены, но содержание прав и обязанностей этих субъектов конкретно не определено, а выводится из большого массива действующих норм. К правовым отношениям такого вида относится состояние в гражданстве.
Классификация конституционно-правовых отношений.
1. По сроку действия различают постоянные и временные отношения.
2. По назначению в механизме правового регулирования различают материальныеи процессуальныеотношения.
3. По целевому назначению различают правоустановительныеи правоохранительные правовыеотношения.
Возникновению, прекращению или изменению правоотношения предшествует юридический факт - событие или действие. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие - связанно с волеизъявлением последнего. Действия классифицируют на юридические актыиюридические поступки.
Субъекты конституционно-правовых отношений - это их участники, между которыми в соответствии с конституционно-правовыми нормами возникают юридические права и обязанности. Круг субъектов очень широк: ими могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают обязанности и предоставляют права. Субъекты, как государство, народ, депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии, граждане, лица без гражданства и т.д.

ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами.

СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РК

В вопросе 1.2. даны определения конституционно-правовой нормы и института конституционного права. Определяя конституционно-правовой институт, как совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих взаимосвязанные однородные общественные отношения, мы можем сделать вывод, определяющий систему конституционного права.
Система конституционного права - совокупность институтов, характеризующих его внутреннее строение и обособляющие его от других отраслей права.
Система институтов конституционного права изображается следующим образом (определяется значением и важностью общественных отношений, регулируемых его нормами):
- основы конституционного строя;
- конституционный статус личности;
- административно-территориальное устройство;
- система органов государства.

Резюме

1. Конституционное право Республики Казахстан - совокупность юридических норм, регулирующих главные, коренные устои общества и государства Республики Казахстан.
2. Конституционно-правовая норма - установленное государством общеобязательное правило поведения, которое регулирует отношения, вытекающие из основ организации гражданского общества, взаимосвязей государства и личности, территориальной структуры государства, организации и деятельности его органов.
3. Содержанием конституционно- правовых отношений является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данными нормами.
4. Система конституционного права - совокупность конституционно- правовых институтов.


5. Конституционно-правовой институт - совокупность норм, регулирующих взаимосвязанные однородные общественные отношения.

Резюме

1. Конституция - это основной закон общества и государства, выражающий общую волю народа, обладающий наивысшей юридической силой и закрепляющий важнейшие принципы и институты социально-экономической, общественно-политической и духовно-нравственной жизни общества.
2. Реализация Конституции - сложный процесс правомерной деятельности граждан, государственных и общественных организаций по обеспечению действия ее идей, норм и институтов.
3. Юридические свойства Конституции - признаки, принципиально отличающие ее от всех других законов.
4. Юридические свойства Конституции: особая юридическая сила, особое юридическое содержание, особый порядок разработки.
5. Функции Конституции: учредительная, политическая, идеологическая, юридическая, управленческая.
6. Формы реализации Конституции:исполнение, применение.
7. Способы реализации Конституции: обязывание, дозволение, запрет.

15. Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР, 25 октября 1990 года

Начало формирования собственного конституционного законодательства в Казахстане совпало по времени с распадом Советского Союза. Первым шагом к суверенному государству стало принятие 25 октября 1990 года Верховным Советом Казахской ССР Декларации о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики.

В ней нашли отражение некоторые из тех основополагающих положений, которые позднее получили своё развитие в двух последующих конституциях суверенного Казахстана – намерение построить гуманное, демократическое и правовое государство, определение народа, как единственного источника государственной власти, провозглашение неделимости и неприкосновенности территории нашей страны и т.д. Конечно, Декларация о государственном суверенитете была больше политическим, чем юридическим документом. Её положения, строго говоря, не являлись правовыми нормами, то есть не имели никакой юридической силы. Для законодательного закрепления суверенитета требовалось принятие соответствующего конституционного акта.

Таким актом стал Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан», принятый 16 декабря 1991 года. Именно этот день отмечается сегодня как День независимости Казахстана.

Здесь я позволю себе небольшое отступление. Я считаю, что День независимости должен быть не только официально утвержденной праздничной датой. Этот день наполнен гораздо большим смыслом. Он стал точкой и в то же время новым началом в нашей борьбе за свою независимость. Сегодня каждый казахстанец может праздновать этот день и как день своей личной независимости и успеха.

Закон «О государственной независимости Республики Казахстан» провозгласил и юридически закрепил государственную независимость Республики Казахстан как суверенного государства, обладающего целостной, неделимой и неприкосновенной территорией, строящего свои отношения со всеми государствами на принципах международного права. Право выступать от имени народа Республики предоставлялось не только Верховному Совету, но и Президенту Казахстана, являющемуся Главой государства. Кроме того, законом предусматривалось наличие у Казахстана самостоятельной экономической системы. Данная система основывалась на многообразии и равенстве всех форм собственности, возможности создания своей финансово-кредитной и денежной систем, формировании собственного золотого запаса, алмазного и валютного фондов. Было заявлено о создании собственных вооружённых сил.

В законе провозглашалось, что вместе с Декларацией о государственном суверенитете он служит основой для разработки новой Конституции Республики. При этом было установлено, что положения Конституции и других законов Республики Казахстан действуют, поскольку они не противоречат данному закону.

Таким образом, этому первому законодательному акту суверенного Казахстана была придана юридическая сила больше, чем у действовавшей в то время Конституции Казахской ССР 1978 года. Это был необходимый шаг, поскольку Конституция советской социалистической республики в составе союзного государства, сколько бы её ни «латали», никак не могла обеспечить потребностей быстро меняющейся страны, осуществляющей переход к новой общественно-экономической формации и вступающей в совершенно новые общественные отношения, в том числе и международные. Новое суверенное, демократическое и правовое государство строилось на совершенно иных принципах и нуждалось в других конституционных основах. Такие основы и были заложены в Конституционном законе «О государственной независимости Республики Казахстан». Но для окончательного оформления самостоятельной государственности требовалось принятие новой Конституции.

Резюме

1. Правовой статус человека и гражданина представляет собой закрепленное нормами национального законодательства фактическое положение личности.
2. Гражданство - это устойчивая политико-правовая связь лица с государством, выражающая совокупность их взаимных прав и обязанностей.
3. Основаниями приобретения гражданства Республики Казахстан является:

· по рождению

· в результате приема в гражданство Республики Казахстан

· по основаниям, предусмотренным межгосударственными договорами Республики Казахстан

· по иным основаниям, предусмотренным Законом.

4. Гражданство Казахстана прекращается в случаях отказа, выхода, утраты, лишения гражданства.
5. - Конституционное право - это гарантированная возможность человека самостоятельно осуществлять свое поведение согласно закону.
- Конституционная свобода - разновидность прав, представляющая юридически возможное и дозволенное поведение человека.
- Конституционная обязанность - юридически закрепленная необходимость, предписывающая определенный вид и меру поведения. Неисполнение влечет за собой юридическую ответственность.
6. Для иностранных граждан в Республике Казахстан установлен национальный режим, что означает равное с гражданами Казахстана

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО РК

Под избирательным правом можно понимать не только совокупность правовых норм, но и конкретные избирательные права граждан, т.е. политическое участие граждан в делах государства и общества.
Рассмотрим основные принципы избирательного права:
1. Всеобщее избирательное право означает, что все граждане, достигшие определенного возраста имеют право избирать и быть избранными независимо от происхождения, социального, должностного, имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства и др.
Законодательством Казахстана конкретизируется ряд определенных условий, на основании которых лицо может обладать избирательными правами:
а) наличие гражданства Республики Казахстан (ст.33п.2 Конституции)
б) достижение определенного возраста.
Активным избирателем по законодательству Казахстана является гражданин, достигший 18-летнего возраста.
Активное избирательное право - право избирать.
Пассивное избирательное право - право быть избранным.
Для избрания Президентом Республики - не моложе 40 лет, депутатом Сената - достигший 30лет, депутатом Мажилиса - достигший 25 лет.
в) обладание гражданскими правами ( быть дееспособным).
Не обладают активным и пассивным избирательными правами граждане, признанные судом недееспособными.
Лишены участия в выборах лица, находящиеся по вступившему в силу приговору суда в местах лишения свободы.
г) место жительства. Основанием включения гражданина в список избирателей является факт его проживания на территории определенного избирательного участка.
2. Равное избирательное право. На основании этого принципа все граждане участвуют в выборах на равных основаниях, имея при этом один голос, без каких-либо преимуществ в голосовании.
3. Прямые выборы. Избиратели непосредственно, без каких-либо посредников, избирают своих представителей.
4. Косвенные выборы, т.е. непрямые выборы депутатов Сената Парламента. В них участвуют выборщики - депутаты маслихатов, обладают одним голосом на равных основаниях.
5. Тайное голосование. Этим принципом обеспечивается независимое, без внешнего влияния, волеизъявления граждан - избирателей.
6. Добровольное голосование -участие граждан Республики в выборах является добровольным.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РК

Систему избирательных органов в Республике Казахстан представляют избирательные комиссии, подразделяющиеся на:
-центральную избирательную комиссию Республики;
-территориальные избирательные комиссии;
-окружные избирательные комиссии;
-участковые избирательные комиссии.
Срок полномочий всех избирательных комиссий составляет 5 лет.
Основная форма деятельности избирательных комиссий - заседания. Проводятся и созываются председателем комиссии, его заместителем или по требованию не менее 1/3 членов комиссии.
Решения и действия Центральной избирательной комиссии могут быть обжалованы в Верховный Суд Республики Казахстан, а решения других комиссий - в вышестоящую избирательную комиссию и в суд. Предварительного обращения в вышестоящую избирательную комиссию необязательно.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

назначение даты выборов

образование (определение) избирательных округов

установление избирательных участков

создание избирательных органов

регистрация избирателей

Период выдвижения кандидатов или партийных списков.

Агитационный период — период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию.

Голосование.

Опрос на выходе, или экзит-поллы — неформальное предложение проголосовавшим записать свой выбор для контроля действий избирательной комиссии.

Подсчёт голосов, определение результатов выборов избирательной комиссией. Контроль за соблюдением законоположений об избирательном процессе; избирательно-правовые споры; ответственность за избирательные правонарушения.

Требования к кандидатам в Президенты

Президент Республики Казахстан избирается в соответствии с конституционным законом совершеннолетними гражданами Республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Президентом Казахстана может быть избран гражданин по рождению, не моложе сорока лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане последние пятнадцать лет.

Требования, предъявляемые к кандидатам в депутаты Сената

Для избрания депутатом Сената гражданин должен удовлетворять требованиям, установленным пунктом 4 статьи 51 Конституции, а также обладать активным избирательным правом в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 Конституции и настоящим Конституционным законом.

Статья 102. Требования, предъявляемые к депутатам маслихатов

Для избрания депутатом маслихата гражданин должен удовлетворять требованиям, установленным пунктом 3 статьи 86 Конституции, а также обладать избирательным правом в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 Конституции и настоящим Конституционным законом.

Статья 56.

Примечание

1. К исключительному ведению Мажилиса относится:

1) принятие к рассмотрению внесенных в Парламент проектов конституционных законов и законов и рассмотрение этих проектов;

2) большинством голосов от общего числа депутатов Палаты дача согласия Президенту Республики на назначение Премьер-Министра Республики;

3) объявление очередных выборов Президента Республики;

4) осуществление иных полномочий, возложенных Конституцией на Мажилис Парламента.

Конституционное право как отрасль права

Конституционное право — одна из отраслей системы права Республики Казахстан. Оно представляет собой систему правовых норм, которые характеризуются внутренним единством и отличаются от норм других отраслей. Внутреннее единство означает наличие у конституционных

норм общих признаков, обусловленных особенностями общественных отношений, регулируемых

ими. Общественные отношения, регулируемые нормами конституционного права, составляют его

предмет.

Наши рекомендации