Конституционное развитие после принятия Конституции

С принятием новой Конституции и формированием Федерального Собрания закончился период президентского правления. Начался сложный и трудный процесс создания нового конституционного права, претворения в жизнь конституционного механизма власти.

Конституция, несомненно, в известной мере упорядочила политические отношения и ослабила остроту противоречий между реформаторским курсом Президента и оппозицией. Парламентская оппозиция, сформированная в Государственной Думе, стала действовать в основном с соблюдением конституционного разделения властей, в рамках своей компетенции. Серьезные расхождения между Думой и Президентом возникли при принятии Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 г. Этим Законом были установлены основные правовые гарантии депутатов обеих палат при осуществлении ими депутатской деятельности. Однако Президент, подписав Закон, обратился к депутатам с письмом, в котором предложил приостановить действие тех норм, которые вступают в противоречие с Конституцией. Он, в частности, отметил, что депутат не должен рассматриваться как самостоятельное должностное лицо государства, гарант прав и свобод избирателей, а в связи с этим иметь право беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, посещать предприятия, учреждения и организации, воинские части, общественные объединения (ч. 2 ст. 5 Закона). По мнению Президента, противоречат Конституции введенное в Закон право депутатского запроса и ряд других положений. Как видим, разногласия снова возникли на почве неодинакового понимания принципа разделения властей.

В развитие Конституции Федеральное Собрание приняло Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г., который создал правовые условия для доукомплектования этого органа и возобновления его деятельности. Федеральное Собрание стало планомерно принимать законы, осуществлять другие полномочия, отнесенные Конституцией к его компетенции.

В то же время в условиях отсутствия федеральных законов ряд важных вопросов конституционно-правового значения решался указами Президента РФ. Среди них Указ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов» от 5 апреля 1994 г., Положение о федеральной государственной службе от 22 декабря 1993 г., Указ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 10 января 1994 г., Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации от 10 апреля 1994 г., Указ «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» от 3 октября 1994 г. и др.

Становление нового конституционного строя происходило в условиях нарастания политической напряженности, порождавшейся углублением экономического кризиса и действиями оппозиции. Практически сразу же после принятия Конституции ряд политических и других общественных объединений, в том числе и представленных в Государственной Думе, выступил с требованием смены Конституции, отставки Президента, досрочных выборов и др. Внепарламентская оппозиция открыто ставила цели изменения конституционного строя.

Тем не менее 17 декабря 1995 г. состоялись выборы в Государственную Думу, что позволило конституционным путем впервые передать законодательную власть прежнего состава представительного органа новому. Реальное значение Конституции нашло свое выражение также в проведении 16 июня 1996 г. Всеобщих выборов Президента РФ. Выборы, прошедшие в атмосфере острой напряженности, завершились избранием на новый срок Б. Н. Ельцина.

В соответствии с Конституцией и действовавшим Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» 31 декабря 1999 г. произошли добровольная отставка Президента РФ Б. Н. Ельцина и передача президентских полномочий Председателю Правительства РФ В. В. Путину. 26 марта 2000 г. были проведены всеобщие выборы, на которых В. В. Путин был избран Президентом Российской Федерации. В 2004 г. он был избран Президентом РФ на второй срок.

Таким образом, к началу XXI века в стране утвердился конституционный порядок смены власти. Ни разу не были пропущены сроки выборов главы государства и Государственной Думы, в субъектах РФ развернули деятельность главы администраций (президенты, губернаторы) и законодательные собрания. На основе Конституции РФ сложилась новая судебная власть, партийная система, местное самоуправление. В отличие от других стран, осуществивших переход от тоталитаризма к демократии, в России не были приняты законы о люстрации. Все это способствовало укреплению стабильности в обществе, созданию условий для проведения глубоких экономических реформ, улучшающих жизнь народа.

Люстрация — лишение права занимать государственные должности лиц, которые в прошлом участвовали в репрессивной деятельности тоталитарного режима или в настоящее время входят в экстремистские антидемократические организации. В тех странах, где она применялась, считается, что такое ограничение конституционных прав (политических, на участие в управлении государством) допустимо как наказание за прошлые правонарушения и как средство удаления с государственной службы лиц с антидемократическими взглядами. После Второй мировой войны люстрация применялась в ряде государств сначала как средство «очищения» государственного аппарата от бывших членов фашистских партий (в Германии так называемая денацификация в отношении бывших нацистов и военных преступников, в Италии по Конституции сроком на пять лет лишили избирательных прав руководителей фашистского режима). Позже (1990-е гг.) законы о люстрации принимались для исключения из государственного аппарата лиц, ранее работавших в органах государственной безопасности или органах компартий (Чехия, Венгрия, Польша, Эстония, Латвия).

Наши рекомендации