Конституционное развитие России. Принятие Конституции РФ 1993 г.

1.

Понятие, предмет и метод конституционного права России (КП)

КП – это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.

Значение КП: эта отрасль права имеет ведущий характер в системе права. С КП начинается формирование (необязательно исторически, но безусловно логически) всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.

Предмет КП охватывает две основные сферы общественных отношений: 1) охраны прав и свобод человека (отношения между человеком и государством); 2) устройства государства и государственной власти (властеотношения).

Отношения между человеком и государством регулируются не только КП, но и другими отраслями права (административным, трудовым и др.). Но КП содержит нормы основополагающего характера, из которых складываются правовой статус человека, его основные права и свободы. В науке широко распространено понимание права как меры свободы, и как раз конституционное право в наибольшей степени отвечает этому пониманию.

Устройство государственной власти предполагает не только учреждение органов государственной власти, но и регламентацию широкого круга отношений между ними. Органы государственной власти, несмотря на различие их задач и разделение полномочий, должны составлять единую целостную систему и находиться в таких отношениях с людьми и их интересами, которые содействовали бы раскрытию роли государства в обществе. КП составляет исходную точку развития властно-правовых процессов, оно призвано и может стать основой для слаженного и целенаправленного взаимодействия всех государственных органов, но при отсутствии внутреннего единства способно породить разлад в их действиях, конституционные кризисы и хаос в государственной жизни.

КП не имеет своего специального метода правового регулирования. В конституционно-правовом регулировании общественных отношений, как и в большинстве других отраслей права, применяется совокупность двух методов: императивного; диспозитивного.

Так, императивный метод объединяет методы обязывания и запрещения. Например, ст. 58 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, а ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Также часто применяется метод дозволения (диспозитивный метод). Например, субъекты права законодательной инициативы, поименованные в ч. 1 ст. 104 Конституции РФ, могут как реализовывать, так и не реализовывать указанное право.

2.

Нормы КП: понятие, особенности и виды. КП отношения: понятие, особенности, структура, виды

КП норма – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, санкционированное и обеспеченное государством, которое регулирует конституционно-правовые отношений.

Особенности КП норм.КП нормы имеют свои характерные особенности: 1) Имеют свои, характерные источники. 2) Имеют исключительный механизм реализации. 3) Большая часть содержится в Конституции РФ и в конституциях и уставах субъектов РФ. 4) Закрепляют эталоны основополагающих общественных отношений. 5) Имеют свою характерную структуру.

Виды КП норм.1. По предмету правового регулирования различают нормы, закрепляющие: основы конституционного строя; основные права, свободы и обязанности человека и гражданина; федеративное устройство РФ; основы организации и деятельности органов гос. власти и местного самоуправления. 2. По юр. силе (в зависимости от того, в каких нормативных актах они закреплены и какое место они занимают в иерархии нормативных актов): нормы права, закрепленные Конституцией РФ (наивысшую юр. силу имеют правовые нормы, закрепленные в главе 1 Конституции РФ и составляющие основы конституционного строя); нормы КП, закрепленные в фед. конституционных законах и в фед. законах РФ; закрепленные в подзаконных актах – указах Президента, постановлениях Правительства РФ и в иных источниках КП.

3. По функциональной роли в механизме правового регулирования: исходные (базовые) нормы; обычные (конкретные) нормы. 4. По характеру (цели) правового предписания, которое содержится в диспозиции нормы: обязывающие; запрещающие; управомочивающие. 5. По степени определенности: конкретно-регулятивные; общерегулятивные (дефинитивные). 6. По территории действия различаются нормы КП, действующие: на территории РФ; на территории субъектов Федерации; в границах территории, на которой осуществляется местное самоуправление (это одно или несколько поселений). 7. По назначению в механизме конституционно-правового регулирования: материальные; процессуальные.

КП отношения – это общественные отношения, вытекающие из сферы регулирования и на основе конституционно-правовых норм. Конституционно-правовые отношения возникаю и действую на основе юридических фактов, событий, действий, юридических составах и т.д. Особенности КП отношений:Имеют специфические субъекты отношений. Имеют специфические объекты отношений. Имеют специфическое содержание. Для них характерна повышенная устойчивость и стабильность, а также, наиболее высокая защищенность.

Структура КП отношений: 1)Субъект КП отношений (физ. или юр. лица). 2) Объект КП правовых отношений (материальные и нематериальные блага). 3) Содержание КП отношений (субъективные права и юридические обязанности).

Виды КП отношений. 1)В соответствие с целевым назначением: правоустановительные; правоохранительные; правовые состояния. 2) В соответствие с целями: регулятивные; охранительные. 3) В соответствие со временем действия: постоянные; временные.

3.

Источники КП России

Под системой источников КП понимается их совокупность, характеризуемая такими качествами, как взаимосвязь и иерархия. Источниками КП России являются следующие правовые акты:

1. Конституция РФ является основным источником любой отрасли национального права, и в первую очередь конституционного.

2. Законы. В РФ законы принимаются законодательными (представительными) органами гос. власти на фед. и регион. уровне. К источникам КП относятся законы, содержащие КП нормы. Законы являются самым распространенным источником КП и обладают наибольшей, после Конституции РФ, юр. силой.

3. Акты палат Фед. Собрания РФ. Гос. Дума и Совет Федерации по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к их ведению, вправе в соответствии со ст. 102 и 103 Конституции РФ принимать постановления, большинство из которых носит правоприменительный характер, но некоторые могут иметь и нормативный характер.

4. Указы Президента РФ.

5. Постановления Правительства РФ, особенностью данных актов является то, что они издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, фед. законов, нормативных указов Президента РФ.

6. Акты органов местного самоуправления. Система местного самоуправления. согласно Конституции РФ, не входит в систему гос. власти. Поэтому акты органов местного самоуправления не являются в чистом виде нормативно-правовыми актами, а являются источниками КП в смысле внешней формы выражения норм.

7. КП договоры и соглашения, заключаемые между субъектами КП.

8. Общепризнанные принципы к нормы международного права, международные договоры.

9. Решения Конституционного Суда РФ, признающие неконституционными фед. законы, нормативные акты Президента РФ, палат Фед. Собрания, Правительства РФ, конституции, уставы, иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, являются источниками КП, так как содержат специализированные «нормы о нормах», в данном случае – нормы, отменяющие действие других норм.

4.

Конституционное развитие России. Принятие Конституции РФ 1993 г.

В истории РФ насчитывается пять Конституций – 1918 г., 1925 г., 1937 г., 1978 г. и 1993 г. Сроки действия прежних Конституций составляли соответственно 7, 12, свыше 40 и 20 лет.

Конституция РСФСР 1918 г. – первая Конституция, принятая вскоре после Октябрьской революции, отличается от последующих также значительным количеством программных положений, определяя во многих своих статьях цели, на достижение которых в будущем направлена Конституция. Это относится к положениям о федеративном устройстве России, учрежденном при фактическом отсутствии субъектов, к фиксированию некоторых прав граждан, нацеленных на возможность их реализации в будущем.

Конституция 1925 г.в значительной мере сохранила некоторые отмеченные выше черты, свойственные Конституции 1918 г. Оставаясь открыто классовой, она существенно смягчила при этом формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении «паразитических» слоев общества, исключила положения о мировой революции и интересах всего человечества.

Конституция РСФСР 1937 г. характеризуется определенными чертами. Она, как и прежние Конституции, носила классовый характер. Было введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Закреплены права и обязанности граждан, в частности право на труд. Несмотря на широкий спектр политических прав и свобод, пользоваться ими можно было только в интересах трудящихся и укрепления социалистического строя. Закреплялась руководящая роль партии, что превращало ее в государственную структуру. Впервые в Конституции появилась норма о возможности выхода РСФСР из состава Союза.

Принятие Конституции РСФСР 1978 г. не было острой необходимостью, как принятие предыдущих, поскольку никаких существенных изменений в общественном строе СССР и РСФСР к этому времени не произошло. Считалось, что социализм победил полностью и окончательно, т.е. на века. Однако уже через 15 лет от него не останется и следа. Конституция 1978 г. впервые включила прямую норму о суверенитете РСФСР.

Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря и вступила в действие со дня ее опубликования – 25 декабря 1993 г.Общие особенности, которые присущи этой Конституции и отличают ее от бывших советских Конституций, весьма значительны. Они закладывались еще в последних редакциях постепенно реформируемой Конституции 1978 г.

Конституция РФ 1993 г. придала характеристике сущности закрепляемого и утверждаемого ею общественного и государственного строя строго последовательное правовое оформление. Она впервые применила дефиницию общественного строя как конституционного, что означает коренное отличие его принципов от постулатов и устоев социалистического строя.

В Конституции более четко проработаны нормы о разделении властей. Она внесла значительные изменения в систему органов государственной власти. Вместо Съезда и Верховного Совета учредила Федеральное Собрание, коренным образом преобразовала принципы двухпалатного построения представительного органа государственной власти. Конституция обеспечила высокий уровень своей стабильности, закрепив достаточно сложный характер внесения поправок.

5.

Основные черты, функции и юридические свойства Конституции РФ. Содержание и структура Конституции РФ

Конституция – это нормативный правой акт высшей юр. силы каждого государства, который закрепляет основные положения и принципы организации и функционирования государства. Основные черты Конституции характеризуют ее роль в реальных процессах жизни общества и государства. Основными чертами Конституции РФ являются: основополагающий характер; народность; реальность; стабильность.

Функции Конституции РФ – это направления деятельности Конституции РФ, их проявление и значение для общественно-правовой действительности РФ. Виды функций Конституции РФ: 1) Учредительная функция, как гарант утвержденного в обществе общественно порядка. 2) Духовно-мировоззренческая. 3) Идеологическая. 4) Организаторская функция закрепляется конкретные общественные императивы, принятые в общества. 5) Информационная. 6) Воспитательная. 7) Политическая функция закрепляет основные направления внешней и внутренней политики, утверждает «вектор» политического развития общества.

Юридические свойства Конституции - это те качественные характеристики, которые отличают конституцию от актов текущего законодательства. К ним относятся: 1) Конституция - Основной закон государства. 2) Юридическое верховенство конституции. 3) Конституция - база текущего законодательства. 4) Прямое действие конституции. 5) Правовая охрана конституции. 6) Особый порядок изменения конституции.

Конституция имеет свое специфическое нормативное содержание, обязательно включающее следующие структурные элементы: институт прав и свобод человека и гражданина (конституционного статуса личности); институт гос. (территориального) устройства; институт (систему) гос. органов; гос. символику; механизм защиты конституции.

Структура Конституции РФ содержит следующие элементы: 1) Преамбула. В преамбуле Конституции РФ объясняются причины и цели принятия Основного закона. Среди них утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности, утверждение незыблемости ее демократических основ, обеспечение благополучия и процветания России. Это введение фиксирует также общность судьбы многонационального народа России, верность общепризнанным принципам равноправия и самоопределения народов, почитание памяти предков, передавших любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, а также ответственность за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями и осознание себя частью мирового сообщества. Это нравственно-политические воззрения российского народа, которые обусловливают принятие данной Конституции.

2) Раздел первый. Гл.1. Основы конституционного строя; Гл.2. Права и свободы человека и гражданина; Гл.3. Федеративное устройство; Гл.4. Президент РФ; Гл.5. Федеральное Собрание; Гл.6. Правительство РФ; Гл.7. Судебная власть; Гл.8. Местное самоуправление; Гл.9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции. 3) Раздел второй. Заключительные и переходные положения. В заключительных разделах конституций обязательно содержатся нормы о порядке изменения основного закона и некоторые переходные положения, подчас весьма важные.

6.

Наши рекомендации