Предмет конституционного права

Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:

1) охраны прав и свобод человека (отношения между человеком и государством);

2) устройства государства и государственной власти (властеотношения).

Отношения между человеком и государством регулируются не только конституционным правом, но и другими отраслями права (административным, трудовым и др.). Но конституционное право содержит нормы основополагающего характера, из которых складываются правовой статус человека, его основные права и свободы. В науке широко распространено понимание права как меры свободы, и как раз конституционное право в наибольшей степени отвечает этому пониманию.

Регулирование отношений, связанных с признанием свободы человека как естественного состояния, — сложное дело. Оно предполагает закрепление не только прав, но и обязанностей человека по отношению к другим людям и государству. Свобода не может быть абсолютной, она требует ограничений, чтобы предупредить злоупотребления ею. Конституционное право к тому же не только провозглашает права, но и создает их правовые гарантии, способствует учреждению такого государства, которое, не превращаясь в «ночного сторожа» свободы, берет на себя обязанность создать условия для благополучия людей; в сущности, этому подчинено все устройство государственной власти.

Некоторые российские ученые полагают, что предметом конституционного права являются «отношения человека с обществом», «закрепление основ общественного строя», установление «принципов гражданского общества». Эти подходы являются скорее данью традиции со времен, когда в условиях тоталитаризма признавалось государственное руководство обществом. Но в подлинно гражданском обществе, которое сейчас складывается в России, это становится невозможным: гражданское общество независимо от государства и стоит над ним, оно строится на признании свободы и инициативы человека и объединений людей как в политической, так и в экономической областях.

Право регулирует только небольшую часть общественных отношений, в то время как большая их часть является предметом саморегуляции на основе морали и гражданских прав.

Через права свободного человека складывается определенный общественный порядок: формы собственности, организация экономики, политическая система, социальные отношения и т. д.

И конечно, Конституция закрепляет некоторые общественные устои (равную защиту всех форм собственности, многопартийность, независимость местного самоуправления и др.). Но демократическое государство не может устанавливать социалистический или капиталистический общественный строй, то есть признавать господство той или иной идеологии, поскольку в любом случае это будет навязыванием желания одной части населения другой. Иное дело, что государственная политика может иметь ту или иную социально-экономическую направленность в зависимости от того, какие политические силы окажутся у власти в результате свободных выборов. Но и при таких условиях конституционным путем нельзя ликвидировать конституционные права и свободы граждан.

В вопросе о регулировании конституционным правом «основ общественного строя» зарубежная правовая мысль весьма неоднородна. В странах, где действуют старые конституционные акты (США, Великобритания и др.), на подобного рода «основы» нет и намека, а потому, вероятно, и в науке, следующей по пути либерализма, почти не встречаются рассуждения по этому поводу.

Общественный строй здесь если и определяется, то категориями свободы, демократии, справедливости, прав человека и соответствующими функциями государства.

Но в странах, где конституции принимались после Второй мировой войны и под сильным нажимом левых сил (Франция, Италия, Португалия и др.), в текстах основных законов появились разделы об «экономическом строе», «социально-этических отношениях» и т.д. Они, однако, никак не поколебали институт естественных прав и свобод человека и сводятся к определению экономических и социальных функций государства (содействовать образованию, охране здоровья, охранять собственность, создавать условия для благосостояния людей и т.п.). Это, следовательно, все та же сфера взаимоотношений человека и государства с безусловным приоритетом свободы человека и установлением пределов обязанностей государства.

Модель нового российского конституционного права в рассматриваемом вопросе занимает как бы промежуточное положение. В Конституции 1993 г. (в отличие от предыдущей Конституции) нет раздела об основах общественного строя, но в то же время во многих статьях устанавливаются экономические и социальные функции государства, подчиненные главной цели — охране и содействию реализации прав и свобод человека. Это объясняется тем, что Конституция создавалась под сильным влиянием традиций и в то же время либерализма. Таким образом, из самой структуры и содержания Конституции государству исходят определенные указания экономического и социального характера. Но эти указания не создают какой-то идеологически определенный общественный строй и не пытаются определять принципы гражданского общества. Они только устанавливают пределы вмешательства государства в общественную жизнь и его обязанности по отношению к людям. Собственно же гражданское общество в главном остается свободным от государственного регулирования, обеспечивая людям свободу в выборе жизненных идеалов и собственных путей к счастью.

В нынешний, переходный период гражданское общество в России еще не утвердилось, и у населения нет навыков свободы в ее взаимосвязи с дисциплиной, поэтому необходима большая регулирующая роль государства в обществе, особенно в связи с ростом терроризма. Но со временем, когда негативные антиобщественные явления будут преодолены и общество трансформируется в подлинно гражданское, роль государства будет меняться в сторону ее снижения, правовое регулирование в ряде сфер общественной жизни уступит место саморегулированию и инициативе свободных людей.

Устройство государственной власти предполагает не только учреждение органов государственной власти, но и регламентацию широкого круга отношений между ними. Органы государственной власти, несмотря на различие их задач и разделение полномочий, должны составлять единую целостную систему и находиться в таких отношениях с людьми и их интересами, которые содействовали бы раскрытию роли государства в обществе. Конституционное право составляет исходную точку развития властно-правовых процессов, оно призвано и может стать основой для слаженного и целенаправленного взаимодействия всех государственных органов, но при отсутствии внутреннего единства способно породить разлад в их действиях, конституционные кризисы и хаос в государственной жизни.

Эта системообразующая функция конституционного права требует от него четкого закрепления объема полномочий, задач и статуса органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления, порядка их образования, компетенции, форм деятельности и т. д.

Наши рекомендации