Действие жилищного законодательства в пространстве, времени и по кругу лиц.

Действие жилищного законодательства во времени

Согласно положениям, закрепленным в ФЗ РФ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, он применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникли после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Если дата вступления нормативного правового акта в силу не указана в нем самом или в акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида, то применительно к федеральным конституционным законам, федеральным за­конам, а также актам Президента РФ, Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполни­тельной власти:

  • федеральные и федеральные конституционные зако­ны, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опублико­вания, если самими указанными законами не определен иной порядок их вступления в силу;
  • нормативные акты Президента РФ, акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие статус фе­деральных органов исполнительной власти, а также организаций вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Официальным опубликованием федеральных конституци­онных законов, федеральных законов считается первая пу­бликация их полных текстов в «Парламентской газете», «Рос­сийской газете» или в «Собрании законодательства РФ», а также на официальном интернет-портале правовой инфор­мации.

Определяя действие закона в пространстве, сле­дует руководствоваться следующим принципом. Дей­ствие жилищного законодательства распространяется на всю территорию Российской Федерации (федеральное законодательство) или территорию субъекта РФ (жилищное законодательства субъекта РФ).

Действие закона также может быть ограничено и по кругу лиц, что означает его ограниченное действие только в отношении отдельных категорий граждан: во­еннослужащих, «чернобыльцев», инвалидов, беженцев, вы­нужденных переселенцев и т.д., которым соответствующими законодательными и иными нормативными правовым актами предусматриваются различные виды социальных гарантий в форме разного рода льгот и компенсаций по оплате жилья и коммунальных услуг.

К категории лиц, имеющих право на льготы, принадлежат инвалиды и участники ВОВ, а также приравненные к ним лица;



  • участники афганской войны— воины-интернационалисты;
  • военнослужащие, уволенные в запас или отставку;
  • инвалиды первой и второй групп (за исключением лиц, ставших инвали­дами в результате совершенного ими преступления);
  • и многие другие категории граждан и лиц, нуждающиеся в особой со­циальной защите со стороны органов государственной власти и местных исполнительных органов.

5. Правомочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

К компетенции органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся:

2) установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах;

3) определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

4) определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

8) определение порядка организации и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, ТСЖ

10) определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений;

11) определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания;

13) установление правил пользования жилыми помещениями;

15) правовое регулирование отдельных видов сделок с жилыми помещениями;

К компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся:

1) государственный учет жилищного фонда субъекта Российской Федерации;

2) определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации;

5) определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации;

6) признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации непригодными для проживания;

7) определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

8) осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации

9) иные вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений

Статья 14. Компетенция органов местного самоуправления в области жилищных отношений

1. К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:

1) учет муниципального жилищного фонда;

3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;

5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

6) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;

7) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;

8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;

9) осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда,

10) иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Наши рекомендации