Основные этапы конституционной истории. Предмет конституционного регулирования. Понятие и сущность конституции.

В государственно-правовой литературе термин «конституция» употребляется в социальном и правовом значении. В первом случае термин «конституция» употребляется для обозначения фактических основ существующего строя, системы социально-политических общественных отношений, реально сложившихся в той или иной стране. Иногда в этом случае говорят о фактической конституции, то есть о том, что реально существует в государстве. С другой стороны, конституция понимается как юридический акт - «писаная» конституция, «закон законов», - это так называемая юридическая конституция. А это уже всегда система правовых норм, которые регулируют соответствующий круг общественных отношений, имеющих первичное значение для жизнедеятельности государства.
Сам термин «конституция», который исходит от латинского «constitutio», что означает - устанавливаю, учреждаю, появился в Древнем Риме. Императорскими конституциями назывались соответствующие эдикты и декреты.
Принято считать, что первые зачатки писаных конституций, появились в Англии во время английской революции. К таким английским конституциям относят, прежде всего, «Народное соглашение относительно прочного и действительного мира на основе общего права», подготовленное 29 октября 1647 года левеллерами. Ему противостоит «Орудие управления», разработанное индепендентами во главе с Кромвелем. К числу таких актов следует отнести также «Хабеас корпус акт» (1679 г.) и «Билль о правах» (1688 г.). Достоинство указанных документов состояло в том, что они ограничивали власть монарха, буржуазия получила значительные права в парламенте, впервые были закреплены гарантии прав человека перед судом и полицией.
Первой конституцией большого буржуазного государства является Конституция США, которая была принята 17 сентября 1787 года. После ратификации Конвентами 11 штатов Конституция США вступила в силу 4 марта 1789 года. Принятие Конституции США способствовало распространению во всем мире доктрины конституционализма.
После принятия Конституций в Польше (3 мая 1791 года) и Франции (3 сентября 1791 года), начинается поступательное движение конституционного режима по всему земному шару. В 1818 году принимается новая Конституция в Польше, в 1831 году - в Бельгии. Несколько позже были приняты конституции в Германии, Швейцарии, Италии, Голландии, Дании. В XIX веке конституционный строй был введен также и в целом ряде латиноамериканских стран - Венесуэле, Мексике, Чили, Аргентине, Бразилии, Уругвае и др.
Из отмеченного следует, что конституция - это продукт определенной исторической эпохи: на политическую арену вышла в то время ещё молодая и революционная буржуазия. При этом принятие конституции являлось завершающим этапом буржуазной революции. Конечно, были и исключения из общего правила, но они вызывались историческими особенностями развития того или иного государства, целями, которые оно перед собой ставило.
Что касается Царской России, то она в это время, хотя и не имела конституции, но проблемы конституционного развития Российского государства не могли не волновать передовые умы XIX века. В этом плане весьма характерными являются разработки М.М. Сперанского в отношении образа правления в России. В 1809 году по поручению Александра I Сперанский подготовил план государственных преобразований - «Введение к Уложению государственных законов», в котором рекомендовал для предотвращения революционных потрясений в России придать самодержавию внешние формы конституционной монархии: выборность части чиновников, новые начала организации суда, введение государственного контроля.; В 1810 году в России был учрежден Государственный Совет. В плане Сперанского находит свое выражение принцип «разделения властей», но все три власти рассматривались им как проявление единой «державной власти». «Державная власть» должна соединять в себе «...силу законодательную, судную и исполнительную», действующие через соответствующие «государственные сословия», то есть соответствующие органы. Он также считал, что целесообразен тот образ правления, в котором сочетаются «правильное разделение дел» с единством управления и надлежащим подбором администраторов.
А как можно ответить на вопрос: «Была ли конституция в России?» На этот вопрос утвердительно можно ответить с определенными оговорками. Конституция Российской империи - её официальное наименование «Основные Государственные законы» - была принята 23 апреля 1906 года. Однако она представляла собой своеобразную смесь законов абсолютной монархии с созданием в России первого представительного органа - Государственной Думы. Принятию, по сути дела, нового варианта «Основных Государственных законов» Российской империи, подготовленных еще М.М. Сперанским в 1810 году, предшествовало издание императором Манифеста об Усовершенствовании Государственного порядка 17 октября 1905 года, которым император призван был: «Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». «Основные Государственные законы» Российской империи представляли собой свод законоположений, касающихся общих начал государственного строя Российской империи: о священных правах и преимуществах Верховной Самодержавной Власти, об Императорской фамилии, об отдельных правах и свободах российских подданных, о создаваемых, наряду с Государственной Думой, таких государственных органов, как Государственный Совет, Совет Министров и др.





Предметом конституционного регулированияявляются общественные отношения, возникающие в связи с определением правового статуса личности и по поводу организации и осуществления государственной власти, которые делятся на следующие смысловые блоки:

1. Взаимоотношения общества и государства (институты выборов, референдума).

2. Взаимоотношения личности и государства (институты прав и свобод человека и гражданина, участия граждан в государственном управлении).

3. Взаимоотношения между государственными органами, учреждениями и организациями.

4. Соотношение права и государства (правовые ограничения государственной власти).

Конститу́ция (отлат.constitutio — устройство, установление, сложение) — основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу.

Сущность конституции– ограничение вмешательства государства в дела общества и личности с помощью права.

12. Классификация конституции.

Для науки конституционного права важное значение имеет классификация конституций, которая позволяет лучше ориентироваться в их многообразии, глубже изучить содержание и структуру конституций, сопоставить их. выявить особенности правовой природы и в конечном итоге совершенствовать конституционное законодательство.

1. По порядку принятия конституции можно классифицировать на октроированные(дарованные сверху главой государства - монархом) и принятые легитимным способом: парламентом, учредительным собранием или на референдуме. Октроирование конституций было характерно в основном для прошлых столетий (например, октроированной была Конституция Японии 1889 г.) и в практике современного конституционализма уже практически не встречается. Чаще всего для разработки и принятия конституции созывается учредительное собрание. Первым таким учредительным собранием был Конституционный конвент США 1787 г. На референдуме были приняты Конституция Италии 1947 г., Конституция Португалии 1978 г., Конституция Российской Федерации 1993 г. и ряд других.

2. По порядку измененияразличают конституции гибкие и жесткие. Гибкиеконституции изменяются в обычном законодательном порядке. К ним относятся: «неписаные» конституции Великобритании, Новой Зеландии, Конституция Израиля. Жесткие конституции изменяются в более сложном порядке, чем предусмотрено для текущего законодательства. Существуют различные способы обеспечения жесткости конституций. К ним относятся требование квалифицированного большинства в парламенте для принятия поправок к Конституции; утверждение поправок субъектами Федерации; повторное принятие поправок парламентом следующего созыва и др. Жесткость конституций направлена на поддержание их стабильности.

3. В науке конституционного права различают юридическую и фактическую конституции. Юридическая конституция- это совокупность правовых норм, регулирующих рассмотренный выше круг общественных отношений. Фактическая конституция - это реально существующие общественные отношения. Расхождение между юридической и фактической конституцией свидетельствует о фиктивности первой и является, как правило, результатом изменения в соотношении политических сил, происшедшего после принятия юридической конституции.

4. По форме правленияконституции делятся на монархические (например, Конституция Японии 1947 г.) и республиканские (например, Конституция Франции 1958 г. Основной закон Германии 1949 г.).

5. В зависимости от закрепляемого конституцией политического режимавыделяют конституции демократические, авторитарныеитоталитарные. Демократические конституции, в отличие от авторитарных и тоталитарных, не только провозглашают права и свободы, но и создают условия для их реализации, закрепляют идеологическое и политическое многообразие.

6. По форме государственно-территориального устройства конституции делятся на федеративные и унитарные. В федеративных государствах можно разграничить федеральные конституции и конституции субъектов Федерации. Федеральная конституция закрепляет принципы построения Федерации, разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, систему федеральных органов государственной власти. Вопросы, касающиеся организации государственной власти субъектов Федерации, регулируются конституциями субъектов в соответствии с федеральной конституцией.

7.По форме - способу организации конституционных норм- конституции бывают писаные и «неписаные» (частично писаные).

8. По времени действия конституции разделяются на имеющие ограниченный и неограниченный срок действия, то есть временные и постоянные. Большинство конституций являются постоянными. Временные конституции характерны для переходных периодов, обычно наступающих после государственных переворотов.

9. Если конституция представляет единый писаный акт, то её определяют как кодифицированную. Если те же вопросы регулируются несколькими писаными актами, мы имеем дело с некодифицированнойконсти-туцией. Кодифицированные конституции, в зависимости от степени кодификации, можно подразделить на развернутые(например, греческая) и неразвернутые(конституции США и Франции).

10.По характеру отражения действительностиконституции могут быть фиктивными и не фиктивными. Смысл этого положения в том, насколько точно конституционные предписания соответствуют реальной власти. Расхождение между фиктивной и нефиктивной конституцией это обычно результат изменения в соотношении политических сил, происшедшего после принятия конституции.

13. Этапы развития Конституции Российской Федерации. Основные черты и свойства Конституции РСФСР 1918, 1925, 1937 и 1978 гг. Изменения и дополнения Конституции (Основного закона) РСФСР (Российской Федерации - России) 1978 г.

I. Конституция (Основной закон) РСФСР 1918 года.Принятая V Всероссийским Съездом Советов Конституция (Основной закон) РСФСР состояла из шести разделов: I-й – Декларация прав трудящегося

и эксплуатируемого народа; II-й – Общие положения; III-й – Конструкция Советской власти; IV-й Избирательное право; V-й – Бюджетное право; VI-й – О гербе и флаге РСФСР. То есть, Конституция, по сути дела, содержала все необходимые компоненты, определяющие устройство нового государства.

Наши рекомендации