Понятие и виды институтов права.

Правовой институт – совокупность правовых норм, регулирующих одну сторону (участок) качественно однородных общественных отношений.

Особенности правового института:

1. Нормы, и его составляющие объединены общим содержанием, однородностью регулируемых общественных отношений.

2. Нормы, его образующие, несмотря на однородность предмета регулирования весьма разнообразны, поскольку однородность общественных отношений не исключает разнообразия их сторон и оттенков.

3. Его содержание выражается в определенной группе понятий, терминов, конструкций.

4. Нормы, составляющие институт, тесно связаны и взаимодействуют, дополняя друг друга.

5. Закрепляется в законодательстве в отдельном нормативном акте или каком-либо разделе НПА. И лишь в редких случаях нормы института размещаются в различных НПА.

Виды правовых институтов:

По связи с элементами системы права: отраслевые (состоят из норм одной отрасли права); комплексные (состоят из норм различных отраслей права).

По функциям права: регулятивные (проводят регулятивную функцию права); охранительные.

По способу обособления юридических норм: предметные ( относятся к одному предмету регулирования); функциональные (обеспечивают «сквозное» регулирование отдельной операции в правовом регулировании, касающейся многих разновидностей данных отношений).

В основе деления системы права на отрасли и институты лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования. Первый из них считается главным, второй — вспомогательным.

Предмет правового регулирования представляет собой совокупность качественно однородных общественных отношений, которые регулируются нормами, относящимися к той или иной отрасли права.

Юридические нормы в своей совокупности составляют отрасль права, сообразуясь со спецификой соответствующих взаимосвязанных между собой общественных отношений. Качественная особенность и относительная обособленность различных групп общественных отношений предопределяют и своеобразие регулирующих их правовых норм.

Например, своеобразие норм гражданского права обусловливается тем, что они, в отличие от правовых норм, опосредствующих трудовые, финансовые, семейные и иные отношения, регулируют лишь имущественные и непосредственно связанные с ними личные неимущественные отношения. В некоторых особо предусмотренных законом случаях с помощью норм гражданского права регулируются и иные личные неимущественные отношения, такие, в частности, как защита чести и достоинства.

Под методом правового регулирования понимается способ воздействия норм права на те или иные общественные отношения, на поведение людей.

Метод правового регулирования не устанавливается произвольно законодателем или правоприменительными органами, а обусловливается объективными жизненными обстоятельствами. Он непосредственно определяется характером и содержанием регулируемых отношений, предметом правового регулирования.

В зависимости от особенностей регулируемых отношений метод правового регулирования может выражаться различными путями. Это может быть, например, прямое предписание определенных действий или, наоборот, воздержания от них. Это могут быть рекомендации или предоставление возможности свободного выбора из различных вариантов поведения. Это могут быть и другие способы воздействия норм права на общественные отношения.

В научной и учебной юридической литературе обычно выделяют два основных метода правового регулирования.

Один из них называется авторитарным методом правового регулирования, а другой - методом автономии.

Авторитарный метод, или, как его еще нередко называют, метод властных предписаний (императивный метод), представляет собой такой способ правового регулирования, при котором лицу или лицам - участникам (субъектам) правоотношений предоставляется лишь один, строго определенный вариант поведения.

При этом нормами права точно определяются порядок возникновения и прекращения, характер, объем и содержание прав и обязанностей сторон - участников общественных отношений, урегулированных с помощью данных норм права.

Метод властных предписаний широко применяется главным образом в административном, финансовом и ряде других отраслей российского права. Характерной особенностью норм этих отраслей является то, что одной из сторон в возникающих на их основе правоотношениях является го-сударственный орган, который обладает определенными правами и не несет при этом никаких по отношению к другим участникам данных право-отношений обязанностей.

Авторитарный метод правового регулирования может проявляться в установлении не только властных предписаний, властных обязываний, но и правовых запретов на совершение недозволенных с точки зрения законодателя действий. Типичный пример использования запретов как способа воздействия законодателя на общественные отношения и поведение людей - уголовное право. Нормами данной отрасли права под угрозой применения уголовно-правовых мер (санкций) запрещается совершать действия, наносящие ущерб интересам как личности, так и общества и государства.

Суть другого метода правового регулирования - метода автономии, или диспозитивного метода, как его иногда называют, заключается в том, что нормами права устанавливаются не запреты или предписания определенного поведения, а лишь пределы, в которых участники общественных отношений самостоятельно определяют варианты своего взаимного поведения, самостоятельно устанавливают свои взаимные права и обязанности.

Данный метод регулирования применяется главным образом в гражданском, коммерческом и других отраслях российского права, где стороны - участники правоотношений - выступают как равноправные субъекты. Принятые ими на себя права и обязанности могут изменяться или прекращаться по взаимному согласию.

86. Институт права: понятие и виды.

Институт права – это совокупность сгруппированных правовых норм в единый блок, который находится в отрасли права и регулирует разновидность общественных отношений, входящих в предмет урегулирования этой отрасли права.

Юридическая норма является исходным элементом, «ячейкой» права, а правовой институт можно представить как первичную правовую общность.

Институт – это блок, составная часть, звено отрасли. В любой отрасли их множество. Они имеют относительную самостоятельность, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.

Примеры правовых институтов:

1. в уголовном праве – институт крайней необходимости, невменяемости;

2. в гражданском праве – институт дарения, сделки, институт исковой давности, купли-продажи;

3. в государственном праве – институт гражданства;

4. в административном – институт должностного лица;

5. в семейном праве – институт брака и т. д.

Все институты осуществляют свою деятельность в тесной взаимосвязи друг с другом как внутри данной отрасли, так и вне ее.

Виды правовых институтов

Правовые институты делятся по отраслям права:

1. на гражданские;

2. уголовные;

3. административные;

4. финансовые и т. д.

Как много отраслей, так же много и соответствующих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов является самым общим критерием их разделения. По этому же признаку они классифицируются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).

Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой – из норм двух и более отраслей.

Простой институт в основном небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. Сложный, или комплексный, институт является относительно крупным, так как имеет в своем составе более мелкие автономные образования, которые называют субинститутами. Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений, охранительные – на их охрану, защиту (типичны для уголовного права), учредительные закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характерны для государственного и административного права).

Институт права – это совокупность правовых норм, образующая обособленную часть отрасли права. Эти правовые нормы обладают самостоятельностью и автономией, так как регулируют независимые друг от друга, но возникающие в одной отрасли права самостоятельные вопросы.

Система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени:

1. структура отдельного нормативного предписания;

2. структура правового института;

3. структура правовой отрасли;

4. структура права в целом.

Все эти уровни скоординированные, логически и функционально предполагают существование друг друга. Вместе они составляют очень сложную конструкцию, которая формирует отрасль права и наполняет ее необходимым для регулирования содержанием, дающим возможность решить задачи, встающие в процессе урегулирования отношений.

87 Система права и система законодательства.

Под системой правав теории государства и права понимается исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура права, определяемая характером реализуемых общественных отношений.

Элементом системы права является правовая норма, на основании которой складываются институты права, которые, в свою очередь, входят в подотрасли и отрасли права.

Понятие правовой системы охватывает различные группы правовых явлений:

· юридические нормы, принципы и институты (нормативная сторона);

· совокупность правовых учреждений (организационная сторона);

· совокупность правовых взглядов, представлений, идей, свойственных данному обществу, правовая культура.

В «широком смысле» правоведы понимают правовую систему как право в широком смысле, объединяют в качестве основных элементов этой сложной структуры правосознание, нормы права, правоотношения, правовые учреждения, правовую культуру. В «узком понимании» правовая система рассматривается как структура, имеющая мельчайшим свои элементом правовую норму, из которой складываются более сложные структурные единицы (институты и отрасли).

Элементы правовой системы:

· право

· правосознание (восприятие отношения общества к праву)

· правотворчества (процедура возникновения правовых норм)

· правосудие

· юридическая практика

· нормативный акт – общий д-т; правоприменительный – д-т, к конкретному случаю; правотолкующий – д-т, определяет правовое содержание;

· правоотношение

· правовые учреждения

· права и обязанности

· законность

· юридическая ответственность

· правовая культура

Особенность правовой системы в том, что это явление развивающееся, причем это развитие происходит непрерывно на всем пути развития государства. Развитие правовой системы отражает закономерности исторического развития общества, его исторические, национальные, культурные особенности. Естественно, что каждое государство имеет свою, называемую национальной, правовую систему, которая имеет как общие черты с правовыми системами других государств, так и отличия от них, т.е. специфические особенности.

Еще одной особенностью является преемственность правовых систем. Традиционные правовые ценности взаимодействуют с новыми ценностями, воспринятыми правовой системой от другой или других правовых систем. В историческом плане наблюдается прогресс правовых систем в отдельных обществах, государствах. Конечно, эти закономерности обусловлены в конечной степени развитием экономического фактора, совершенствованием производительных сил и производственных отношений, развитием рыночного хозяйства. Современная правовая карта мира раскрывает многообразие правовых систем и в то же время свидетельствует о стремлении государств к сближению, единству в законодательстве, правоприменительной деятельности в сфере регулирования рыночных отношений, охраны окружающей среды, в регулировании других сфер общественной и государственной жизни.

Правовые системы по сходству, единству их элементов объединяются в группы, правовые семьи. Правовая семья – объединение национальных правовых систем, имеющая общность источников, структуры права и исторического пути формирования права:

1. англосаксонская семья

2. романно-германская семья (Россия)

3. славянская семья

Кроме того, существует деление права на частное и публичное. Публичное право охраняет интересы всего государства, а частное защищает интересы каждого человека, живущего в этом государстве.

Отрасли права, как основные элементы структуры правовой систем

Система права носит объективный характер. Она отражает, реально существующую систему общественных отношений, право подразделяется на определенные части в зависимости от конкретного содержания тех общественных отношений. Содержание таких отношений очень различно, это и имущественные, трудовые, земельные, гражданские, семейные, финансовые отношения. Каждый вид таких отношений регулирует своя определенная группа правовых норм. Так, например, гражданские отношения регламентируются нормами Гражданского кодекса РФ, административные отношения - Административным кодексом РФ и т.д. Именно так достигается четкая структура системы права.

В правовой системе РФ можно выделить четыре основных структурных элемента:

· отрасль права; подотрасль права; институт права; норма права

Отрасль права - это относительное самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно определенный вид общественных отношений. Например, нормы права, регулирующие трудовые отношения, образуют отрасль трудового права.

Отрасль права в свою очередь подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые в юридической правовой литературе принято называть институтами права.

Правовой институт - это входящая в отрасль права группа норм, которые регулируют очень близкие (однородные) по своему характеру и содержанию общественных отношения, отличающиеся существенными особенностями. (договор, юр. лица, з/п)

Из нескольких правовых институтов образуется подотрасль права, если у этих институтов есть такое качество как их родственность между собой. Например, подотраслью уголовного права является военно-уголовное право (нормы, которые определяют наказание за воинские преступления). В данную подотрасль входят такие правовые институты, как «преступления против порядков подчиненности», «преступления против порядка прохождения воинской службы» и др.

Таким образом, система права состоит из отраслей, включающих подотрасли права и правовые институты, которые в свою очередь складываются из правовых норм.(это общеобязательная формально определенные правила поведения, установленные и обеспечиваемые государством и направленные на урегулирование общественных отношений)

Более объективно деление отраслей системы права на материальные и процессуальные.

Материальное право - юридическое понятие, обозначающее правовые нормы, с помощью которых государство осуществляет воздействие на общественные отношения путем прямого непосредственного правового регулирования.

Формы собственности. Юридическое положение имущества и лиц, порядок образования и структура государственных органов, правовой статус граждан и др. закрепляются нормами материального права.

Процессуальное право неразрывно связано с материальным, поскольку закрепляет процессуальные формы, необходимые для его существования. Таким образом, процессуальное право - это часть правовых норм, регулирующих отношения, возникающие при расследовании преступлений, рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел.

Критериями деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования.

Метод правового регулирования - совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод - на вопрос, как регулирует. Метод правового регулирования носит по отношению к предмету дополнительный (процессуальный) характер.

При регулировании общественных отношений используются различные методы:

· императивный (один субъект подчиняется другому) и диспозитивный (свобода выбора и многовариантность поведения),

· альтернативный и рекомендательный,

· поощрения и наказания.

В теории права под системой законодательства принято понимать совокупность нормативных правовых актов различной юридической силы, которые исходя из необходимости решения стоящих перед государством задач обладают согласованностью действий и внутренним единством

Таким образом, система законодательства - это упорядочение, приведение действующих нормативных актов в единственную, целостную, согласованную систему. Под законодательством в «широком смысле» понимают совокупность законов и подзаконных актов, это внешняя форма объективного права. Законодательство по уровню юридической силы делится на законы, нормативные указы государства и другие. А по сферам регулирования общественных отношений - на гражданское, трудовое, семейное и др. В «узком понимании» - понятие законодательства сужается лишь до нормативных правовых актов Федерального Собрания Российской Федерации, т.е. до законов

В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования - фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право конституционное законодательство, трудовое право - трудовое законодательство, гражданское процессуальное право - гражданское, процессуальное законодательство).

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.

Федеральное законодательство (конституция РФ, нормативные правовые акты федеральных органов гос. органов, международные договоры)

Законодательство субъектов РФ (уставы субъектов РФ, и иные правовые акты органов власти субъектов РФ.

Федеральное законодательство совместно с законодательством субъектов РФ составляют законодательство РФ.

Система законодательства, как и система права, носит объективный характер. Ее содержание определяется и материальными и социальными условиями жизни общества, а также сущностью самого государства и теми задачами, которые оно решает на конкретном этапе исторического развития. Основным элементом системы законодательства является отрасль законодательства - системная совокупность нормативно правовых актов, регулирующих сферу сходных общественных отношений.

2. Правое государство

Правовое государство – гос-во, в к-м в отношении человека создается условие для его правовой свободы. В основе к-х лежит принцип. Разрешено все, что не запрещено законом.

Принципы правового гос-ва:

1. Социальная сторона – полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина

2. Формально-юридическая сторона – возникновение правовых ограничений для гос власти.

Признаками правового государства являются:

1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Законы должны приниматься исключительно демократическим путем.

2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе реального разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную

3. Связанность с законом самого государства и его органов.

4. Эффективные формы надзора и контроля за соблюдением законности.

5. Взаимная ответственность личности и государства. Равенство сторон перед законом.

6. Гарантированность законных прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.

7. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.

8. Стабильность законности и правопорядка в обществе.

Основные принципы правового государства:

Принципы – это основопологающие идеи (требования), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым. Формирование их обусловлено объективными и субъективными факторами: уровнем развития культуры, науки образования и другими элементами, составляющих совокупный интеллект данной общественной системы:

1) Принцип приоритета права. В литературе при характеристики правового государства очень часто употребляется термин «господство права» происхождение которого, очевидно, связано с английским «Rule of Low» - «Правление права» или «Господство права».

2) Принцип правовой защищенности человека и гражданина. Сразу следует подчеркнуть, что данный принцип носит первичный, комплексный, непреходящий и абсолютный характер:

В содержательном плане оно имеет специфические правовые признаки:

· Равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина;

· Особый тип правового регулирования и форма правоотношения;

· Стабильный правовой статус гражданина и системы юридических гарантий его осуществления.

3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым.

4) Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор, харизматическей лидер), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политического бюрократии).

3.Субъект, объект и содержание правоотношения.

Правоотношение– это возникающее на основе норм права отношение, участники которого имеют субъективные права и юридические обязанности, гарантированные государством.

Но, как особый вид общественных отношений, правоотношение обладает своими, присущими ему признаками:

1. Правоотношение возникает на основе норм права, без них нет и правоотношений, через правоотношения норма права реализуется, следовательно, правоотношение – есть средство реализации норм права.

2. Участники правоотношений (субъекты) наделены субъективными правами и несут юридические обязанности.

Правоотношение – всегда двухсторонняя связь, это означает, что в любом правоотношении участвуют две стороны: управомоченная и обязанная. Например, по договору займа управомоченной стороной является займодавец, обязанной – заемщик.

3. Правоотношение имеет сознательно-волевой характер.

Право регулирует общественные отношения путем воздействия на сознание и волю людей, направляя их поведение в соответствие с интересами общества.

4. Возможность применения государственного принуждения к участникам правоотношений в целях реального обеспечения субъективных прав и юридических обязанностей.

Подавляющее большинство правоотношений реализуется в добровольных и сознательных действиях их участников. Если в государственном принуждении есть необходимость, то заинтересованная сторона обращается в компетентный государственный орган, который, рассмотрев юридическое дело, выносит властное решение (акт применения права), где точно определяются субъективные права и обязанности сторон.

5. Правоотношение – это средство конкретизации норм права. В правоотношении права и обязанности всегда конкретны, привязаны к конкретной ситуации, принадлежат конкретным, названным по имени, субъектам.

Степень конкретизации может быть различна. Минимально конкретизируются правоотношения, которые возникают непосредственно из закона. В подобных случаях все адресаты юридической нормы имеют общие (одинаковые) права и свободы и несут равные обязанности независимо от каких-либо условий. Типичный пример – конституционные права и свободы. Рассматривая последние применительно к отдельному гражданину, мы переводим нормативные предписания в плоскость правоотношений. Каждый гражданин сам определяет в какой мере он будет использовать имеющиеся у него в соответствии с конституцией возможности.

Средняя степень конкретизации наблюдается, когда индивидуализирован не только субъект, но и объект правоотношения. Например, в правоотношении собственности определены собственник и вещь – объект собственности.

Максимальная степень конкретизации наличествует в тех случаях, когда точно известно, какие именно действия должно совершить обязанное лицо в интересах управомоченного. Здесь индивидуально устанавливается объект, обе стороны и содержание правовой связи между ними.

Содержание правоотношений – это совокупность след элементов: 1) субъект правоотношений 2) объект правоотношений 3) субъективное право 4) юр обязанность

Субъекты права – это участники правоотношений, которые в соответствии с нормами права являются носителями субъективных прав и обязанностей.

Виды субъектов:

Индивиды: граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством.

Социальные общности: народ, нации, население региона, трудовой коллектив.

Организации: Гос: гос органы, гос учреждения, предприятия; гос-во. Негос: общественные объединения, хоз организации, религ организации

Мера участия субъектов в правовых отношениях определяется их правосубъектностью.

Правосубъектность есть признаваемая государством способность быть субъектом права, правоотношений и включает в себя элементы: правоспособность и дееспособность (а для организаций – и компетенция).

Правоспособность – это закрепленная в законодательстве способность субъекта иметь юридические права и нести юридические обязанности. Она начинается с момента рождения физического лица и прекращается смертью. Правоспособность не является естественным свойством человека, а порождается объективным правом. В ней концентрируются те юридические права и обязанности, которыми может обладать субъект, однако это еще не значит, что он действительно обладает ими. Чтобы стать реальным участником правоотношения, правоспособный субъект должен быть дееспособным.

Дееспособность – это признаваемая нормами объективного права способность субъекта самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности.

Разновидностями дееспособности являются также сделкоспосбность (т.е. способность (возможность) лично своими действиями совершать гражданско-правовые сделки, и деликтоспособность - предусмотренная нормами права способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.

В силу естественных причин правоспособность и дееспособность не всегда совпадают. Содержание и объем дееспособности зависит от нескольких факторов:

а) возраст:

Законодательство всех стран определяет возраст гражданского совершеннолетия, по достижении которого личность становится дееспособной, то есть может своими действиями в полном объеме приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности (гражданская дееспособность) . Равным образом законодательно определяется возраст политического совершеннолетия, с наступлением которого гражданин приобретает политические права и несет соответствующие обязанности (например, имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти; будучи депутатом, обязан отчитываться о своей деятельности перед избирателями) . Наконец, во всех странах устанавливается возраст брачного совершеннолетия, когда человек может вступать в брак и в полном объеме осуществлять брачно-семейные права и обязанности; - состояние здоровья. Гражданские права и обязанности недееспособных или ограниченно дееспособных лиц осуществляют их опекуны; -

б) родство:

Это касается, прежде всего, брачно-семейных отношений. В цивилизованных странах закон запрещает заключение брака между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линиям, между полнородными и не полнородными братьями и сестрами, а также между усыновителями и усыновленными. В ряде стран запрещается нахождение на государственной службе в одном и том же учреждении супругов, если один из супругов по службе подчиняется другому; -

в) законопослушность:

Лицо, совершившее преступление, при отбытии уголовного наказания в местах, ограничивающих его свободу, не в состоянии реализовать ряд гражданских, политических и других прав и обязанностей, составляющих его дееспособность;

г) религиозные убеждения:

В правовом государстве, где провозглашается и гарантируется свобода вероисповедания, верующие могут по причине своих религиозных убеждений отказаться от осуществления ряда прав и обязанностей, которыми они обладают как граждане государства. Например, служить в армии или в других государственных органах, где необходимо пользоваться оружием, применять насилие в отношении других людей.

Объектом правоотношения является то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности, то ради чего возникает правоотношение, по поводу чего складываются эти правоотношения

В соответствии с этой теории условно можно выделить три основных вида объектов: - материальные блага (деньги, вещи, ценности, заработная плата, собственность); - нематериальные блага (здоровье, отпуска, награды, воинские звания, неприкосновенность жилища, неприкосновенность личности, тайна переписки, честь и достоинство) ; поведение или результат поведения (участие в выборах, допрос, обыск). Объектом правоотношения является, как правило, поведение обязанного лица и значительно реже - управомоченного. Например, объектом правоотношения будет являться обязанность подчиниться законным требованиям сотрудника милиции.

Субъективное право – это гарантируемое гос-м, вид и мера возможного или дозволенного поведения лица.

Структура субъективного права:

1. Возможность положительного поведения самого управомоченного – т. е. право на собственные действия (право требования)

2. Возможность требовать соответствующего поведения от права обязанных лиц (права на чужие действия)

3. Возможность прибегать к гос принуждению в случае неисполнения противостоящей стороной своей обязанности (право притязания)

4. Возможность пользоваться определенными социальными благами от данной вещи (право пользования)

Юр обязанность - вид или мера должного или требуемого поведения

Структура юр обязанности:

1. Необходимость совершать определенные действия или воздержаться от определенных действий например, не совершать поступков, нарушающих право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться объектами собственности (пассивная обязанность);

2. Необходимость для права обязанного лица отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного например, уплатить наймодателю обусловленную договором сумму за пользование имуществом (активная обязанность)

3. Необходимость нести ответственность за неисполнение этого требования(юридическая ответственность).

4. Необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом в отношении к-го он имеет право

Субъективное право и юридическая ответственность неразрывно связаны. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой не соответствовало бы право.

88. Соотношение национального и международного права.

Международное и внутригосударственное право - это самостоятельные, хотя и взаимосвязанные правовые системы, и они находятся в постоянном взаимодействии, осуществляя взаимное влияние друг на друга.

Существуют различные теории относительно соотношения международного и внутригосударственного права. Среди них можно выделить дуалистическую и монистическую. Дуалистическая теория основывается на разграничении международного и национального права и их неподчинении друг другу. Монистические концепции в противовес дуалистической исходят из соединения международного и внутригосударственного права в одну правовую систему и лишь в зависимости оттого, какая часть преобладает - внутригосударственное право или международное, - различают примат внутреннего права государства или международного Неэффективность данной теории привела к отходу от нее и появлению нового течения - «умеренного монизма», который воздерживается от радикальных утверждений о примате международного права.

Механизмы воздействия международного и внутригосударственного права.

Влияние внутригосударственного права на формирование и осуществление норм международного права.

Наиболее типичной формой влияния выступает воздействие сложившихся во внутригосударственной сфере принципов и норм на международное право в рамках нормообразования последнего.

Изменение, углубление и развитие содержания, расширение сферы действия и повышение эффективности существующих международно-правовых норм под воздействием национального права.

Устранение из международного права под воздействием внутригосударственного права политических и правовых средств отживших институтов, принципов и норм.

Рецепция и активное использование в международном праве основных правовых формул, пришедших из внутригосударственного права.

Влияние международного права на формирование и развитие внутригосударственного права.

Трансформация - пересказ своими словами норм международного права во внутреннем законодательстве. Существуют три системы трансформации:

· прямая: согласно которой заключенный государством и вступивший в силу договор непосредственно обретает силу закона;

· опосредствованная: правила договора обретают силу норм внутреннего права лишь в результате издания законодательным органом специального акта;

· смешанная: сочетает элементы первых двух систем и является наиболее распространенной.

В случае если формулировки закона совпадают по тексту с положениями договора, принято говорить об инкорпорации.

Во многих законах говорится, что те или иные его положения будут применяться в соответствии с определенным договором, в таких случаях речь идет об отсылке к международным договорам.

Рецепция, или заимствование, бывает: прямая - полное заимствование тех или иных норм международного права, косвенная - ссылка на ту или иную конвенцию как на часть внутреннего законодательства.

Соотношение международного и национального права

Современный мир насчитывает около 200 государств и столько же внутригосударственных или национальных правовых систем. Нормы международного права регулируют не только те отношения, которые «недосягаемы» для норм национального права. Современное международное право активно «вторгается» в сферу внутригосударственных отношений.

Верно то, что внутригосударс<

Наши рекомендации