Юридическая процедура и ее основное правоотношение
Юридическая процедура представляет собой систему,которая:
• ориентирована на достижение конкретного социального результата;
• состоит из последовательно сменяющих друг друга актов поведения и внутренне структурирована правовыми отношениями;
• обладает моделью своего развития, предварительно установленной на нормативном или индивидуальном уровне;
• иерархически построена;
• постоянно находится в динамике, развитии;
• имеет служебный характер: выступает средством реализации основного, главного для псе правового отношения.
Юридическая процедура – это структурированная правовыми отношениями система актов поведения, обладающая нормативной или индивидуальной моделью своего развития и служащая средством реализации основного, главного для нее правового отношения.
Понятие "правовая процедура" – общее, родовое понятие. По признаку основного правоотношения (правового отношения, реализации которого данная разновидность процедуры служит) юридическую процедуру можно разделить:
• на материальную;
• процессуальную;
• правотворческую.
При этом материальная и процессуальная юридические процедуры составляют один блок правореализующих процедур.
Для материальной процедуры в качестве основного отношения выступает материальное регулятивное правоотношение, в котором осуществляется обычное, позитивное поведение участников. Для процессуальной процедуры главным является уже материальное охранительное правоотношение. А для правотворческой процедуры – правоотношение, в рамках которого существует и реализуется специфическое юридическое "право на правотворчество"и которое имеет особое целевое назначение – формирование правовых норм.
Основное правоотношение представляет собой базу, своего рода фундамент, на котором строится система процедурных отношений и последовательных актов процедурной деятельности и для которого юридическая процедура выполняет определенные служебные задачи.
Процедура всегда "вращается" вокруг определенного отношения, без учета которого нельзя понять природу юридической процедуры, характер ее разновидностей, наконец, сам механизм функционирования процедуры.
Материальная процедура применительно к своему основному (регулятивному) отношению может быть средством:
• формирования юридико-фактической основы его возникновения (процедурой формирования юридических фактов);
• установления реального существования отношения;
• его непосредственной реализации;
• прекращения отношения.
Процессуальная процедура (юридический процесс) имеет две задачи:
1) выявление (установление существования в действительности) охранительного правоотношения;
2) его непосредственную реализацию.
Основное правоотношение – это правовое отношение, ради которого создается и функционирует юридическая процедура, решая ту или иную служебную задачу.
Существенным признаком процедуры является наличие предварительно установленной модели (программы), в соответствии с которой она воплощается в жизнь, в реальное поведение субъектов. Модели юридической процедуры могут быть как нормативными (которые содержатся в процедурных нормах), так и индивидуальными (установленными правореализующим договором или иным индивидуальным юридическим актом).
78.Систематизация нормативных правовых актов: понятие, значение, виды
Понятие и значение систематизации нормативных правовых актов
Систематизация нормативных правовых актов - это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативных актов путем их внутренней и внешней обработки для системного воздействия на общественные отношения; это приведение законодательства в определенную систему.
Иначе, Систематизация - это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией.
Необходима для обеспечения:
· доступности законодательства,
· удобства пользования законодательством,
· устранения устаревших и неэффективных норм права,
· разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.
Упорядоченное законодательство позволяет хорошо ориентироваться в действующем массиве нормативно-правовых актов: быстро найти необходимый акт, установить его связи с другими актами, выявить изменения, коллизии и т. д.
Виды систематизации нормативных правовых актов
Современная юриспруденция использует в основном три вида (способа) систематизации:
1. инкорпорация;
2. консолидация;
3. кодификация.
Инкорпорация как вид систематизации нормативных правовых актов
Инкорпорация - это вид (способ) систематизации, при котором нормативно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определенном порядке - алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и других изданиях.
Различают инкорпорацию:
· официальную - это упорядочение правовых норм их автором либо иным уполномоченным органом путем издания сборников действующих нормативных актов. Она может осуществляться на основе хронологического («Собрание законодательства Российской Федерации») и тематического («Свод законов Российской Федерации») принципов;
· неофициальную - это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами по своей инициативе без специального поручения и контроля правотворческих органов. На них нельзя ссылаться при применении права (сборники нормативных актов по гражданскому, трудовому и другим отраслям права).
Черты инкорпорации:
· она может носить как официальный, так и неофициальный характер;
· субъектами инкорпорации могут быть как органы государства, так и общественные организации и частные лица;
· инкорпорация не затрагивает нормативного содержания акта: нормы права инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на момент систематизации;
· нормативные акты могут инкорпорироваться как в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом, так и подвергаться внешней обработке.
Внешняя обработка заключается в том, что:
1. из текста удаляются отдельные статьи, пункты, абзацы, утратившие силу, и включаются все последующие (с момента издания акта) изменения;
2. исключаются части, которые не содержат нормативных предписаний;
3. в результате инкорпорации издается сборник законов, собрание законодательства или иной нормативный акт.
Особой разновидностью собрания законодательства является свод законов, который представляет собой:
· инкорпорированное издание нормативных актов высших органов власти (законодательной и исполнительной);
· источник официального опубликования;
· собрание всего действующего законодательства (инкорпорированного) без какого-либо исключения.
Консолидация как вид систематизации нормативных правовых актов
Консолидация - это вид (способ) систематизации, при котором несколько близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупненный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового регулирования.
Черты консолидации:
1. представляет собой своеобразный правотворческий прием (инкорпорация, даже официальная, отношения к правотворчеству не имеет);
2. проводится только правотворческими органами, и лишь в отношении принятых ими актов;
3. при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные официальные реквизиты (наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица).
Консолидация по своей природе занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией.
Кодификация как вид систематизации нормативных правовых актов
Кодификация - это такой вид систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-правового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.
Черты кодификации:
· представляет собой наиболее сложную и совершенную форму систематизации;
· по существу является видом правотворчества, поскольку объектом кодификации выступают непосредственно нормы права;
· кодификацию всегда осуществляют только компетентные государственные органы на основании конституционных или других законных полномочий;
· в отличие от инкорпорации, которая имеет постоянный характер, производится периодически, и ее результаты рассчитаны на длительный срок;
· кодификация всегда вносит элемент новизны в правовое регулирование (это всегда некая «правовая реформа») и зачастую связана с крупными социальными преобразованиями;
· результатом кодификации является кодификационный акт, который отличает юридическая и логическая целостность, сводный характер (объединяет не утратившие своего значения нормативные предписания), значительный объем и сложное строение, широкий охват социальной сферы и главенствующее положение среди других отраслевых актов.
Кодификационные акты делятся на три вида:
основы законодательства, устанавливающие важнейшие модельные нормативные положения определенной отрасли или сферы государственного управления в федеративном государстве;
кодекс - комплекс правовых норм, объединенных в одном акте и регулирующих определенную сферу общественной жизни (гражданскую, уголовную и др.);
устав, положение - комплексные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом, правительством).
79. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно правовых актов.
В соответствии с Конституцией неопубликованные нормативно-правовые акты, ограничивающие права и свободы гражданина и человека, не применяются.
Порядок опубликования ФКЗ, ФЗ, постановлений Государственой Думы и Совета Федерации установлен специальным ФЗ. Указы Президента и постановления Правительства публикуются в порядке, предусмотренном указом Президента. Ведомственные акты публикуются в порядке, установленном Правительством РФ (специфика ведомственных актов в том, что если они затрагивают права и свободы гражданина и человека, то подлежат предварительной регистрации в Минюсте, причем Минюст может отказать в такой регистрации). Правовые акты субъектов Федерации публикуются в порядке, установленном субъектом Федерации. То же самое относится к актам органов местного самоуправления.
Обязанность опубликования федеральных законов возложена на Президента РФ. Законом установлено, что датой принятия закона считается день принятия его Думой, хотя в практике принято именовать их по дате подписания закона Президентом, напр. закон от 1 марта 2000 г. – это закон, подписанный Президентом 1 марта 2000 г.
Законы публикуются в течение 7 дней со дня их подписания Президентом. Международные договоры – одновременно с федеральными законами о их ратификации.
Законы вступают в силу по истечении 10 дней со дня их опубликования, если самим законом или законом о введении его в действие не предусмотрено иное.
Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации. Опубликование в виде отдельного издания теперь официальным не считается.
80.юридическая техника и ее значение для правотворчества и систематизации нормативных актов
Юридическая техника - это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.
Основной объект юридической техники:
· текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний.
При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясностей, двусмысленности.
Задачи юридической техники:
1. структурирование правового материала;
2. совершенствование языка правовых актов (делать его более понятным, точным и грамотным).
Во многом именно уровень юридической техники символизирует собой определенный уровень правовой культуры конкретного общества.
Технические средства юридической техники:
· юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта);
· юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п. - те или иные правовые режимы, юридический состав правонарушения и т.п.).
Технические правила юридической техники:
1. ясность и четкость, простота и доступность языка правовых актов;
2. сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний;
3. последовательность в изложении юридической информации;
4. взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.
Технические приемы юридической техники - это способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурная организация правового акта (вводная часть - преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.).
Виды юридической техники: законодательная (правотворческая); систематизация нормативных актов; учет нормативных актов; правоприменительная.
Значение юридической техники для правотворчества, правоприменения и систематизации законодательства
Все виды юридической техники играют исключительно важную роль и используются на разных этапах механизма правового регулирования - от издания нормативных актов до принятия на их основе правоприменительных актов. Различные виды юридической техники, все вместе организуя и конструируя правовой материал, создают условия для рационализации юридической деятельности, для оптимизации процесса правового упорядочения общественных отношений.
Юридическая техника — совокупность методов, средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации нормативно-правовых актов для обеспечения их совершенства. Важнейшая ее разновидность — законодательная (правотворческая), в частности кодификационная, техника.
Элементы юридической техники — это её методы, правила, приёмы и средства.
Методы юридической техники — наиболее общие требования, предъявляемые юридической наукой и практикой к процессу создания законов и иных нормативных правовых актов. К их числу относятся, во-первых, методы-принципы, определяющие содержание правотворческой деятельности как таковой (объективность, гуманизм, научная обоснованность и т. д.), во-вторых, общенаучные методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, аналогия, моделирование и др.), в-третьих, частнонаучные методы, к которым относятся как методы юридической науки, так и методы тех наук, которые изучают предмет регулирования создаваемого нормативного акта.
Правила юридической техники — конкретные требования, предъявляемые к процессу выработки правового акта, основанные на методах юридической техники. Поскольку в ходе разработки законопроекта (или иного акта) решаются вопросы точности и адекватности его текстуальной формы подлежащим урегулированию общественным отношениям, внутренней и внешней непротиворечивости правового акта, соответствия понятий, использованных в акте, объективным явлениям окружающей действительности, то правила юридической техники подразделяются на 3 большие группы:
§ языковые (правила ясности, точности, нейтральности, экономичности юридических текстов, однозначности используемых в тексте терминов, совершенства синтаксических конструкций, устойчивости способов выражения норм и др.);
§ логические (правила тождества интерпретации тождественных объектов, структурирования текста правового акта, пересекаемости правовых нормативов и т. д.);
§ гносеологические (правила отражения социального явления адекватными лингвистическими средствами, точности определения предмета регулирования правового акта, познание контекста разрабатываемого акта).
Приёмы юридической техники представляют собой операции разработчиков в отношении текста создаваемого правового акта, направленные на использование средств юридической техники в соответствии с её правилами.
Средства юридической техники — это арсенал логико-языковых, формально-атрибутивных (реквизиты) и специально-юридических (конструкции, презумпции, фикции, отсылки, примечания и т. д.) средств, технико-юридический инструментарий, используемый для конструирования нормативного акта.
К основным принципам ЮТ относятся:
а) общие принципы регулирования (управления) применительно к правотворчеству: адекватность правового воздействия и его соответствие государственной политике в данной сфере общественных отношений; полнота, безызбыточность и конкретность регулирования, отсутствие или допустимость побочных эффектов; своевременность введения правового акта в действие: реализуемость правового воздействия (наличие соответствующих ресурсов, организационных и правовых механизмов);
б) принцип системности права: соблюдение принятого структурирования права на отрасли, подотрасли и институты, а также установленных взаимоотношений правовых актов по их юридической силе; соответствие по целям и непротиворечивость по содержанию нового и действующих правовых актов, соответствие вида правового акта компетенции издавшего его органа; наличие связанных с принятием данного правового акта изменений действующего законодательства;
в) принципы точности и определенности юридической формы устанавливаемых правоотношений: адекватность выражения языковыми средствами существа (концепции) правового решения, обеспечение точного понимания (интерпретации) положений правового акта всеми субъектами правоотношений; правильность оформления акта как официального юридического документа.
Для реализации принципов разработки правовых актов в правотворчестве используются разнообразные элементы Юридическая Техника, в том числе такие, как:
а) применение определенных режимов (методов) юридического регулирования, видов норм и логической структуры норм. Особые юридические режимы (например, общедозволительный, разрешительный) характерны для публичного и частного права, отдельных отраслей права и ориентированы на те или иные способы правового регулирования - дозволения, обязывания, запрещения;
б) использование различных способов изложения предписаний, классифицируемых по степени обобщенности нормативного материала, по полноте использования элементов (гипотезы, диспозиции, санкции) юридической нормы, по "специализации" (дефинитивной, оценочной, диспозитивной и т.п.) той или иной статьи, по использованию внутренних и внешних ссылок;
в)следование законам и правилам формальной логики. Основные законы логики (тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания) используются в правотворчестве для построения как правовых актов в целом, так и их отдельных частей и положений;
г) соблюдение требований к терминологии правовых актов, таких, как единство, смысловая однозначность, стилистическая нейтральность, системность терминологии, распространенность и общепризнанность, стабильность, доступность, корректность;
д) использование юридического языка и официально-делового стиля. Тексты правовых актов должны соответствовать общим нормам современного русского языка. Функционально-стилистические особенности языка права предполагают официальный характер, документальность, максимальную точность, экспрессивную нейтральность, безличный характер, ясность и простоту языкового выражения; экономичность использования языковых средств;
е) применение юридических конструкций, устойчивых схем и моделей, устанавливающих соотношения прав, обязанностей и ответственности субъектов правоотношений;
ж) следование определенным правилам использования реквизитов и оформления правового акта в целом, а также его структурных частей, использование дополнительных структурно-смысловых элементов, таких, как примечания, таблицы и т.п. Так, в начале правовых актов принято помещать общие положения, которые могут устанавливать цели, задачи и основные принципы регулирования, определения используемых терминов. Заключительные статьи нормативных правовых актов содержат положения о сроках и порядке введения акта в действие, об отмене, изменениях и дополнениях действующих актов в связи с принятием данного нормативного правового акта. Нарушения принципов и правил Юридическая Техника квалифицируются как законотворческие ошибки.
81.Особые средства юридической техники: юридические конструкции, правовые аксиомы, презумпции и фикции
Юридическая конструкция — это создаваемая с помощью абстрактного мышления модель общественного отношения (его типовая схема), элементы которой жестко увязаны между собой (например, юридическая конструкция "договор").
Это умозрительные построения, выработанные юридической наукой на основе использования и организации тех или иных элементов прав или обязанностей. В правотворческой технике они используются для облегчения исследования и анализа явлений права.
Цель установления юридических конструкций:
· сведение воедино нормативных положений и основных решений, связанных с тем или иным конкретным вопросом, областью деятельности или правовой проблемой.
Признаки юридической конструкции:
· Если в понятии и дефиниции, которая его разъясняет, объединяются однородные явления, предметы, действия, их результаты и т.д. по многим присущим им существенным признакам (например, депутаты — это выборные представители народа от разных избирательных округов), то в конструкции предметом обобщения являются разнородные явления (кража, бандитизм, получение взятки, изнасилование и т.п.). Отсюда следует, что выделить общие признаки у этих ситуаций не представляется возможным.
· Юридические конструкции — это обобщения различных сложных явлений, элементов юридической деятельности не по признакам, а по их внутренней структуре или строению (например, структура правоотношения, структура иска).
· В отличие от понятия, которое тоже есть результат обобщения, юридическая конструкция — обобщение более глубокое (в юридической конструкции, помимо элементов, ее составляющих, находят отражение связи между этими элементами различных явлений юридических фактов или общественных отношений).
· В юридической конструкции находят отражение не любые связи, а лишь типичные, т.е. всегда имеющие место, если речь идет об аналогичных юридических фактах, правовых ситуациях, общественных отношениях.
· Характер связей между элементами общественного отношения, явлениями всегда жесткий; отсутствие хотя бы одного элемента приводит к разрушению конструкции в целом.
Непременным атрибутом юридической конструкции является наличие в ней разнородных элементов (частей). Содержание каждой конструкции состоит из набора таких элементов, свойственного только данному отражаемому в ней виду общественных отношений.
Конструкция договора, например, состоит из следующих элементов:
1. стороны договора;
2. предмет договора;
3. права и обязанности сторон;
4. санкции за невыполнение обязательств.
Если мы в нормативном акте не отразим один из этих элементов договорных отношений (допустим, санкции), конструкция не будет иметь правового характера.
Если в дефиниции отражаются общие признаки однородных явлений, предметов, действий и т.д., т.е. их существенные свойства, то в юридической конструкции, помимо элементов, ее составляющих, находят отражение связи между этими элементами различных явлений юридических фактов или общественных отношений. Так, в юридической конструкции «необходимая оборона» нужно установить связь между защитой личности и прав обороняющегося от опасного для жизни насилия и причинением вреда посягающему (ст. 37 УК РФ).
Характер связей между элементами общественного отношения, явлениями всегда жесткий; отсутствие хотя бы одного элемента приводит к разрушению конструкции в целом.
Юридическая конструкция «субъективное право» состоит из следующих элементов:
· право на активные действия;
· право требования;
· право притязания.
Если убрать право притязания, субъективное право станет незащищенным. Если в этой конструкции лишить субъекта права на активные действия, субъективное право станет фикцией. Если удалить из конструкции субъективного права второе звено (право требования), реализация интереса управомоченного лица ставится под угрозу.
Таким образом, обозначенные пять признаков свидетельствуют о том, что любая юридическая конструкция есть не что иное, как системно-структурное построение правового материала на основе обобщений, присущих сходным ситуациям, действиям, поведению, или, иначе, — она есть их модель (образец, стандарт).
Примеры юридических конструкций:
1. общие юридические конструкции, которые используются во всех отраслях права (например, субъективного права, юридической обязанности, законодательства);
2. конструкции прямой демократии, представительной демократии, легитимности, гражданства, федерализма и др. (конституционное право);
3. конструкция общего интереса, породившая понятие публичной власти (административное право). Здесь приходится оперировать конструкциями административных актов, консультативных заключений, государственных служащих, мер по поддержанию общественного порядка, предоставления общественных услуг и проч.;
4. конструкции бюджетного финансирования государственных органов, прямые налоги, косвенные налоги, налоговые сборы, пошлины и др. (финансовое право);
5. конструкция собственности (гражданское право).
Другие конструкции имеют характер дополняющих, т.е. развиваются как ответвления от одной базовой концепции. Таковыми являются конструкции
· государственной, муниципальной, совместной, интеллектуальной собственности;
· договора (купли-продажи, аренды и др.);
· злоупотребления правами;
· движимое имущество, недвижимое имущество;
· вещные права, личные права, интеллектуальные права;
· взаимозаменяемые вещи, незаменяемые вещи;
· возмещение вреда, и проч.;
· конструкции обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ, акций, облигаций и проч. (предпринимательское право);
· конструкции коллективного договора, трудового контракта, приема на работу, увольнения и проч. (трудовое право);
· конструкции состава преступления; должностные преступления, военные преступления, экономические преступления, алиби, смягчающие обстоятельства, отягчающие обстоятельства, крайняя необходимость, необходимая оборона (уголовное право);
· конструкции признания государства, международного соглашения, международного обычая, нейтралитета, состояния войны и др. (международное право).
Если задаться целью, можно дать полный список существующих юридических конструкций, но только на определенный период времени, ибо право постоянно развивается и количество юридических конструкций не остается неизменным. На взгляд непосвященного в тонкости права человека любая юридическая конструкция — это тайна за семью печатями. Однако изучение различных отраслей права помогает со временем воспринимать эти категории как нечто несложное и вполне доступное.
Значение юридических конструкций
Юридические конструкции представляют собой один из важнейших элементов правотворческой техники права:
1. являются способом упорядочения общественных отношений и придания им при анализе точности и четкости (становится возможна типизация ситуаций);
2. дают возможность теоретически осмыслить массу феноменов в целях последующего их распределения в законах в соответствии с четко сформулированными идеями;
3. позволяют идентифицировать и классифицировать юридические явления путем определения их так называемой юридической природы;
4. позволяют осуществить законодательную экономию за счет повышения степени абстрактности права; облегчают восприятие и изучение всего многообразия явлений права, так как упрощают все это множество частных случаев юридической практики;
5. способствуют концентрированному выражению содержания права (созданная модель — это своего рода лекало, она позволяет сразу урегулировать целый ряд жизненных ситуаций);
6. повышают производительность правоприменительной деятельности (исследование юридического дела по элементам юридической конструкции повышает эффективность).
Правовые аксиомы
Правовые аксиомы - самоочевидные истины, не требующие доказательств.
Значение правовых аксиом:
· отражают уже установленные и достоверные знания.
Это "простейшие юридические суждения эмпирического уровня, сложившиеся в результате многовекового опыта социальных отношений и взаимодействия человека с окружающей средой" (Г.Н. Манов).
Наука опирается на них как на исходные, проверенные жизнью данные. В общей теории права аксиоматических положений много:
1. кто живет по закону, тот никому не вредит;
2. нельзя быть судьей в своем собственном деле;
3. что не запрещено, то разрешено;
4. всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого;
5. люди рождаются свободными и равными в правах;
6. закон обратной силы не имеет;
7. несправедливо наказывать дважды за одно и то же правонарушение;
8. да будет выслушана вторая сторона;
9. гнев не оправдывает правонарушения;
10. один свидетель - не свидетель;
11. если обвинение не доказано, обвиняемый оправдан;
12. показания взвешивают, а не считают;
13. тот, кто щадит виновного, наказывает невиновных;
14. правосудие укрепляет государство;
15. власть существует только для добра и др.
Все эти аксиомы играют важную регулятивную, прикладную и познавательную роль.
Правовые презумпции
Правовые презумпции - закрепленные в нормах права предположения о наличии или отсутствии юридических фактов. Эти предположения основаны на связи с реально происходящими процессами и подтверждены предшествующим опытом (В.К. Бабаев).
Презумпция означает предположение о существовании (или наступлении) каких-либо фактов, событий, обстоятельств. В основе презумпции - повторяемость жизненных ситуаций. Раз нечто систематически происходит, то можно предположить, что при аналогичных условиях оно повторилось или повторяется и на этот раз. Такой вывод не достоверный, а вероятный. Следовательно, презумпции носят предположительный, прогностический характер. Тем не менее они служат важным дополнительным инструментом познания окружающей действительности.
Значение презумпций:
· выступают в качестве средства, помогающего установлению истины.
Характерные черты правовых презумпций:
1. это разновидность общих презумпций;
2. прямо или косвенно отражаются в нормативных актах;
3. обусловлены потребностями юридического опосредования общественных отношений;
4. действуют только в правовой сфере.
Наиболее характерные презумпции:
· знания закона (правознакомства);
· невиновности;
· справедливости закона;
· истинности и обоснованности приговора;
· ответственности родителей за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми;
· предположения о том, что фактический владелец вещи является ее собственником, что принадлежность следует за главной вещью;
· позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится;
· никто не может передать другому больше прав, чем имеет сам;
· специальный закон отменяет действие общего;
· к невозможному не обязывают;
· кто не отрицает, признает;
· не все, что законно, то нравственно, и др.
Презумпция знания закона (правознакомства). Априори предполагается, что каждый член общества знает (или по крайней мере должен знать) законы своей страны. Незнание закона не освобождает никого от ответственности за его нарушение. Во всех правовых системах исходят из того, что гражданин не может в качестве оправдания ссылаться на свою юридическую неосведомленность - это не будет принято во внимание, хотя заведомо ясно, что ни один человек не в состоянии познать все действующие в данном обществе правовые нормы и акты. Однако иная посылка была бы здесь крайне опасной. При этом само собой разумеется, что законы должны быть официально опубликованы, чтобы граждане имели объективную возможность с ними знакомиться и соотносить свое поведение с их требованиями. Институт промульгации (публичное объявление, доведение до всеобщего сведения) закреплен в Конституции РФ (ч. 3 ст. 15).
Презумпция невиновности, согласно которой каждый гражданин предполагается честным, добропорядочным и ни в чем не виновным, пока не будет в установленном порядке доказано иное, причем бремя доказывания лежит на тех, кто обвиняет, а не на самом обвиняемом. Данное положение закреплено в международных пактах о правах человека, получило отражение в Конституции РФ (ст. 49).
Любая презумпция принимается за истину, она действует до тех пор, пока не доказано обратное.
Юридические фикции
Фикция в переводе с латыни - выдумка, вымысел, нечто реально не существующее.
В юриспруденции юридическая фикция - это особый прием, который заключается в том, что действительность подводится под некую формулу, ей не соответствующую или даже вообще ничего общего с ней не имеющую, чтобы затем из этой формулы сделать определенные выводы.
Это необходимо для некоторых практических нужд, поэтому фикции закрепляются в праве. Фикция противостоит истине, но принимается за истину. Фикция никому не вредит. Напротив, она полезна.
Один из видных юристов прошлого, Р. Иеринг, охарактеризовал фикции как "юридическую ложь, освященную необходимостью... технический обман". Фикции широко использовались еще римскими юристами.
В качестве типичного примера фикции из российского законодательства обычно приводится положение о признании лица безвестно отсутствующим, которое гласит:
"Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года" (ст. 42 ГК РФ).
Аналогичную ситуацию имеет в виду ст. 45 ГК РФ (объявление гражданина умершим).
З.М. Черниловский отмечает, что смысл юридических фикций выражается вводными словами: "как бы", "как если бы", "допустим". Он приводит любопытный пример взаимосвязи фикции и презумпции из французского пр<