Является ли обязательным возмещать уразу рамадана подряд, день за днем, без пропусков.
https://youtu.be/RAEThZCDqd4
Вопрос: «Является ли обязательным держать уразу подряд как возмещение за Рамадан, если с месяца Рамадана осталось 5 дней уразы, которые он пропустил по уважительной причине?»
Ответ:
В этом вопросе два мнения:
Первое мнение: то, что возмещение этих дней человек должен делать подряд. Это мнение пришло с достоверным иснадом от ибн 'Умара у ибн Аби Шейба (3 том стр. 34), и 'Айши у Абдур-Раззака (4 том стр.241-242). И такое же мнение пришло от 'Али ибн Абу Толиба, но иснад до него не достоверный в иснаде есть Харис аль-Авар, который был обвинен во лжи.
И это мнение ибн Хазма, и он привел в довод слова Всевышнего Аллаха:«И поторопитесь к прощению вашего Господа».(Али Имран 3: 133).И говорит: если этот человек продержит уразу восполняя пропущенные дни подряд день за днем, то он попадает в число тех кто упомянуты в этом аяте, а если он держит уразу один день, потом не держит, потом в другой день держит, то он не следует смыслу этого аята, потому что он не торопится к прощению Всевышнего Господа, затем сказал: «обязательным является держать подряд, но если все-таки человек не продержит подряд, то это тоже является действительным и принимается от него».
Второе мнение: то, что последовательность не является обязательной за возмещение дней месяца Рамадан, и это мнение большинства ученых. И это мнение ибн 'Аббаса, которое привел абдур-Раззак в его "Мусаннафе" (4 том стр. 243). И это мнение пришло достоверно от Абу Хурейры и от Анаса ибн Малика у ибн Аби Шейба (3 том стр. 32) и это мнение Саида ибн Джубейра, Муджахида, Хасана аль-Басри. И в довод привели слова Всевышнего Аллаха:«Кто из вас болен или в пути может продержать эти дни в другие дни», и не сказал подряд. И это второе мнение выбрал имам аль-Бухари в своем достоверном сборнике. И это мнение более правильное ин шаа Аллах. И это мнение также выбрал шейх Мукбиль и шейх ибн 'Усаймин. Говорит ибн Хаджар: «но те, которые позволяют держать уразу не подряд, не разногласят, в том, что подряд лучше».
[Примечание редактора стенограммы]:
Аиша рассказывала: “Когда на мне был пост Рамадана, я не могла его возместить кроме как в месяце ша’бане”. аль-Бухари 1950, Муслим 1146.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “В этом хадисе указание на дозволенность задержки возмещение пропущенных дней поста, будь это по причине или без”. См. “Фатхуль-Бари” 4/191.
Имамы единодушны в том, что для того, чтобы восполнить пропущенные дни поста в месяц Рамадан, человек должен постится такое же количество дней, которое он пропустил. Аллах говорит: «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время»(Корова 2:185)
Необязательно восполнять эти дни в последовательном порядке; вы можете возмещать их друг за другом или по отдельности; можете поститься раз в неделю, раз в месяц или же так, как вам будет легче. Доказательством этого является вышеприведенный аят, в котором не оговаривается, должны ли посты возмещаться последовательно, а только указывается необходимость возместить столько дней поста, сколько было пропущено. «Аль-Маджму», 6/167; «аль-Мугни», 4/408.
Ученых Постоянного Комитета (10/346) спросили: Можно ли возмещать пропущенные дни поста по отдельности, в разные дни?
Они ответили: «Да, разрешается возмещать пропущенные дни поста в разные дни, потому что Аллах говорит: «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (Корова 2:185).
И Аллах не указал на то, что нужно восполнять их последовательно».
Сказал шейх Ибн Бааз: «Если человек не постился 2 дня, 3 дня или больше, то он должен восполнить эти дни, но необязательно делать это последовательно. Если он возмещает эти дни друг за другом, то это лучше, но если он восполняет их по отдельности, то нет в этом ошибки». Источник: «Фатава ибн Бааз», 15/352.
Ибн Аббас сказал: “Нет проблем в том, чтобы возместить пост не подряд”. Абдур-Раззакъ 4/43, ад-Даракъутни 2/192. Иснад достоверный.
Анас также сказал: “Если желаешь, то возмести пост подряд, а если желаешь, то не последовательно”. Ибн Аби Шайба 9115. Иснад достоверный.
Что же касается хадиса: «Путь тот, на ком пропущенный дни Рамадана возместит их подряд, не прерывая их» аль-Байхакъи 4/259, то этот хадис не является достоверным. В иснаде этого хадиса Абдур-Рахман ибн Ибрахим, которого назвали слабым Ибн Ма’ин, ад-Даракъутни, ан-Насаи. Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Абу хатим отверг этот хадис из-за Абдур-Рахмана”. См. “ат-Тальхыс аль-хабир” 2/206. Также этот хадис назвал слабым шейх аль-Альбани. См. «аль-Ируа» 943.
Однако если у человека нет причин, то лучше возмещать пост сразу и подряд. См. “Тамамуль-минна” 422-423.
Ибн Касир, да помилует его Аллах, прокомментировал Слова Всевышнего «пусть постится столько же дней в другое время»: «Следует ли восполнять пропущенные дни подряд или же можно поститься в разрозненные дни? Учёные высказали два мнения. Согласно первому, восполнять пропущенные дни нужно подряд, потому что восполнение должно соответствовать самому посту.
Согласно второму мнению, не обязательно восполнять пропущенные дни подряд, то есть человек может восполнять их подряд, если сам желает, а если не желает, может поститься в разные дни. Это мнение абсолютного большинства учёных как ранних, так и поздних, и есть доказательства, подтверждающие правильность этого мнения. Последовательность требуется во время рамадана, поскольку предписано поститься весь месяц. А по истечении рамадана требуется просто восполнить пропущенные дни поста. Поэтому Всевышний Аллах сказал: “…пусть постится столько же дней в другое время”». Абу Саляма передаёт, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила:
«Бывало так, что мне нужно было восполнить пропущенные дни поста в рамадан, а сделать это мне удавалось только в ша‘бан». (То есть в ша‘бан, предшествующий следующему рамадану).
Йахйа сказал, что она была занята соблюдением прав Пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям). Аль-Бухари, № 1950. Муслим, № 1146.
Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Ничего страшного, если человек будет восполнять пост в разрозненные дни, потому что Аллах, сказал: “Пусть постится столько же дней в другое время”.
От него также передают, что он сказал о восполнении поста рамадана: «Постись, как пожелаешь». А Ибн ‘Умар сказал: «По-стись так, как ты оставлял его». Ад-Даракутни. Аль-Албани назвал его иснад безупречным (сахих) в «Ирва аль-галиль», т. 4, с. 95.
Передают также что Ибн ‘Умар сказал: «Он должен восполнять пропущенные дни подряд».
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Он может поститься через день, если желает». Аль-Байхакы и Ибн Абу Шйба. Аль-Албани сказал, что у этого хадиса безупречный (сахих) иснад, отвечающий требованиям аль-Бухари и Муслима.
Шейх Аль-Албани, да помилует его Аллах, сказал: «В заключение можно сказать, что ни последовательность восполнения пропущенных дней поста, ни её отсутствие не подтверждается хадисом, возводимым к Пророку (саля Ллаху ‘алайхи ва салям). Ближе к истине мнение, гласящее, что можно поступать и так, и так, как сказал Абу Хурайра: “Он может поститься через день, если желает”» Аль-Албани, «Ирва аль-галиль», т. 4, с. 97.
Ибн Хаджар сказал: «Аз-Зейн ибн аль-Мунаййир сказал после хадиса ‘Аиши: ‹Из хадиса ‘Аиши можно понять, что следует спешить с восполнением пропущенных дней поста в рамадане, поскольку она разъяснила, что у неё была уважительная причина. Следовательно, те, у кого подобной уважительной причины нет, так поступать не должны›. А поступок аль-Бухари указывает на то, что восполнение пропущенных дней поста разрешается откладывать и восполнять их разрозненно, а не подряд, что подтверждают сообщения, которые он, по своему обычаю, поместил в название главы. Это мнение большинства учёных.
Ибн аль-Мунзир и другие передают от ‘Али и ‘Аиши, что восполнять пропущенные дни поста в рамадане нужно последовательно. Такого же мнения придерживались некоторые захириты.
‘Абду-р-Раззак приводит сообщение от Ибн ‘Умара, в котором говорится: “Он должен восполнять пропущенные дни поста подряд”›. В любом случае, даже те, кто считает, что разрешается восполнять пропущенные дни и не подряд, говорят, что восполнять их подряд лучше». Ибн Хаджар аль-Аскалани, «Фатх аль-Бари», т. 4, с. 189.
В примечании к следующему 1943 вопросу, так же пользы добавлены, которые подходят и к этому вопросу.
[Конец примечания].