Развитие государственного аппарата США после Второй мировой войны. Закон о национальной безопасности 1947 г.

Для 20 века в США характерен значительный рост государственного аппарата, появление различных департаментов, независимых ведомств, правительственных корпораций, комитетов, комиссий, органов гражданской службы. Они непосредственно вошли в систему административных учреждений, возглавляемых президентом и правительством, то есть исполнительных органов, наделенных властными полномочиями и имеющих право выносить решения, касающиеся прав и обязанностей частных лиц, либо остались вне этой системы.

Кроме того, закономерной тенденцией 20 века в связи с усложнением функций государственного аппарата США наряду с ростом органов исполнительной власти стало увеличение численности персонала гражданской службы.

Важнейшим звеном системы органов исполнительной вла­сти является не предусмотренное Конституцией США Исполнительное Управление Президента (ИУП), созданное исполнительным приказом Ф. Д. Рузвельта сначала в качестве информационно-координирующего органа президент­ской власти с небольшим количеством сотрудников в целях усиления взаимодействия между отдельными звеньями разбух­шего в 30-х гг. административного аппарата.

Неизменной составной частью ИУП с момента его создания остается аппарат Белого дома, насчитывающий около 100 чело­век, находящихся на штатных должностях, среди которых глав­ные посты занимают главный советник, пресс-секретарь и сек­ретарь по связям с общественностью. Этот аппарат отвечает за связь президента с Конгрессом, главами министерств и ве­домств, со средствами массовой информации и проч.

Важные изменения в структуре и функциях ИУП произош­ли в годы Второй мировой войны. Наряду с увеличением чис­ленности аппарата ИУП, вместо двух старых управлений: по кадровой политике и правительствен­ным отчетам — были созданы на постоянной основе Управление по чрезвычайным ситуациям (У Ч С) и Управление экономической стабилизации (УЭС). На эти два управления, призванные не только вырабатывать, но и реализовывать президентские, внут­риполитические и внешнеполитические программы, и перемес­тился в это время центр тяжести с бюджетно-административных подразделений ИУП.

В рамках УЧС особое место стал занимать отдел военной помощи союзникам США, преобразованный в 1941 г. в Управ­ление по ленд-лизу, а в 1943 г. — в Управление по внешней экономике, во главе с помощником президента, выполнявшим роль главного координатора различных ведомств по оказанию воен­ной помощи союзникам США, по восстановительным работам и проч. В УЭС, сыгравшем решающую роль в деле организации военного производства, стекалась вся информация о выпускае­мой военной продукции, о запасах сырьевых ресурсов, о поте­рях вооруженных сил США и всех воюющих стран, о закупках вооружения.

После войны ИУП стало не только играть определяющую роль в принятии важнейших политических решений, но и выполнять роль своеобразного высшего арбитра в сфере исполни­тельной власти.

В условиях «холодной войны» в 1947 г. был принят Закон о национальной безопасности, на основании которого было создано специальное подразделение в рамках ИУП — Национальный совет безопасности (НСБ) с подчинен­ным ему органом — Центральным разведывательным управленц­ем (ЦРУ), возглавляемым директором, назначаемым президен­том «по совету и согласию Сената» из числа действующих офи­церов вооруженных сил или гражданских лиц.

ЦРУ, как указывалось в Законе, не подлежало «военному или какому-либо иному надзору, контролю или каким-либо иным ограничениям» со стороны военных департаментов. В его обязанность входило «давать советы» НСБ по вопросам, касаю­щимся разведывательной деятельности, «составлять рекомендации» президенту по вопросам «координации разведывательной деятельности департаментов и ведомств правительства» и т. д. При этом прямо постановлялось, что на директора ЦРУ возла­гается ответственность за «защиту источников информации и методов ее получения от неправомерного (неуполномоченного) рассекречивания (оглашения)», что делало его фактически бес­контрольным.

Наряду с созданием Национального совета безопасности другим важным дополнением ИУП после Второй мировой вой­ны стало создание в 1946 г. вышеупомянутого Советаэкономи­ческих консультантов и в 1963 г. Управления представителей США на торговых переговорах, свидетельствовавшее о значи­тельном расширении полномочий президента в сфере внешне­экономической деятельности.

Управленческие структуры США по-прежнему подвергаются общественной критике за доро­говизну, дублирование функций, конфликтность. В 70—80-е гг. все чаще стали повторяться требования упростить крайне слож­ные и запутанные бюрократические процедуры, сократить мно­гочисленные регулятивные предписания. Не случайно кандидаты в президенты все убедительнее стали во время своих предвыбор­ных кампаний обещать покончить с колоссальными расходами на госаппарат, сократить как его численность, так и количество из­даваемых им предписаний. Так, Р. Рейган с приходом к власти в 1980 г. проводил консервативную политику «упрощенного регулирования», он сократил число регулирующих ведомств, не затронув при этом самые крупные.

Наши рекомендации