Проблемы взаимодействия естественного и позитивного права
К числу современных актуальных проблем науки теории государства и права относятся вопросы развития естественного и позитивного права в их взаимодействии.
Данная проблематика в нашей стране довольно долгий период не находила достаточного освещения в юридической литературе.
Это происходило главным образом из-за того, что советская доктрина права к естественной теории права относилась с прохладцей, так как данная теория во многих аспектах находила признание в буржуазных странах, а с ними, как известно, СССР находился в идеологическом противостоянии.
Официальное признание российским государством естественных прав человека произошло сравнительно недавно. Сначала это было сделано в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г., а затем и в Конституции 1993 г. Появились и работы, где затрагиваются различные аспекты естественных и позитивных прав. В частности, данными проблемами занимались такие ученые, как B.C. Нерсесянц, Д.А. Керимов, А.С. Мордовец, В.Н. Карташов, Ю.И. Гревцов, А.В. Малько, Н.И. Матузов, Е.А. Лукашева, Н.С. Малеин, P.O. Хал фи на и др.
Следует отметить, что в настоящее время в большинстве стран естественные права закрепляются нормами позитивного права, т. е нормами, издаваемыми соответствующими компетентными государственными органами. Однако тот факт, что ранее (до эпохи буржуазных революций) не происходило такого прямого закрепления естественных прав человека, не означает, что таковых прав не было вообще. Они были, гак как по своей сути есть прирожденные, т. е исходящие из самой природы человека как социального существа. Более того, уже не подвергается сомнению, что естественное право является основой, ориентиром для права позитивного.
Вместе с тем имеется еще немало вопросов, связанных с взаимодействием естественного и позитивного права.
Так, на определенных этапах развития общества происходит конфликт между естественными правами, которыми наделяются все люди вне зависимости от их социального происхождения, и нормами позитивного права, которыми для некоторых категорий населения естественные права ограничиваются, и подчас существенно.
Для примера можно взять пугачевское восстание в России. За Пугачевым поднялись десятки тысяч людей низших сословий, которые, еще не осознавая тогда наличия у них естественных прав, объективно, тем не менее, стремились именно к тому, чтобы эти естественные права им обеспечивались в большей мере, чем это имело место в крепостной России конца XVIII в. Однако нормы позитивного права, т. е действующие законы, не позволяли низшим сословиям реализовать, например, естественное право на свободу.
В результате борьба за свои естественные права осуществлялась формально противозаконными средствами; к тому же эта борьба как известно, сопровождалась совершением множества так называемых общеуголовных преступлений (убийств, разбоев, грабежей и др.).
Таким образом, каждая сторона была и по-своему права: «низы» стремились реализовать данные им от рождения естественные права, а государство защищало установленный правопорядок, и по- своему не права: «низы» нарушали действующие законы, а государство не обеспечивало им уровня прав, к которому подошло к тому времени общественное развитие.
Во многом из-за этого фигура Пугачева сегодня оценивается весьма противоречиво. Это и народный герой (с точки зрения естественного права), и именно таковым он представлялся несколько десятилетий в Советском государстве. Это и преступник с точки зрения позитивного права — действовавших тогда законов.
Другое неизбежное противоречие, возникающее между естественным и позитивным правом, заключается в ограничении первых вторыми.
Так, с одной стороны, в основополагающих документах (нормах позитивного права) говорится о том, что естественные права принадлежат каждому человеку от рождения (например, ч. 2 ст. 17 Конституции России). А с другой стороны, при определенных обстоятельствах, например при совершении преступления, естественное право человека может быть ограничено. Более того, по УК РФ предусматривается смертная казнь, что влечет за собой вообще лишение всех естественных прав (правда, в соответствии с решением Конституционного Суда России от 2 февраля 1999 г. суды не могут выносить смертные приговоры до тех пор, пока суды присяжных не будут работать во всех субъектах Федерации). Эти огра- ничения устанавливаются нормами позитивного права.
Общие определения: позитивное – право исходящее от государства, естественное – принадлежащее от природы.
Естественное право (ЕП) вкл. 3 подхода: 1) космологическое ЕП – божественный миропорядок - все люди =, созданы по образу и подобию Бога; 2) антропологическое ЕП – право выражает особенности человеческой сущности; 3) рациональное ЕП – право = разум. Суть этой идеи заключен в том, что наряду с правом, созданным людьми и выраженным в законах, существует право независимое от внешних факторов и установленное (в различных трактовках по-разному) либо богом, либо природой, либо объективными условиями человеческого существования и естественным ходом вещей. ЕП определяется свободой совести, свободой убеждений, своб. Собственности, личной неприкосновенностью, свободой труда, правом на отдых, на образование, на жилье, мед. Помощь. Критерий соот. с позитивным правом (ПП) ч/з элемент свободы (как основного достояния человека) – сводная реализация всех компонентов.
ПП = право – система общеобязательных, форм.-опред.-х, установленных и гарантир-х гос-м норм, рег как общест. Отн-я, так и отношения Sb к природе, животным, технике, окр. миру. Признаками ПП явл.: пр. нормы, созданные гос-м, где уст. границы должного и возможного поведения; 2) имеет принудительный хар-р, кот. Находит закрепление в санкциях норм; 3) контроль гос-ва за соблюдением всех правил; 4) формальное определение всех норм. Право раскрывается как мера свободы в следующих положениях: 1) право – объективная форма свободы, независимая от природы конкретного человека; 2) право как объективная форма свободы несет в себе равенство, а, значит, внешняя свобода должна пройти этап самоограничения прежде чем стать правом (чел. должен признать за другими такую же свободу действий, тогда может требовать самоограничения от других = правовое равенство); 3) не только свобода служит критерием развития правовых отношений, но и право служит мерой свободы, т.к. нет права – нет возможности защитить свободу = право гарант реализации свободы.
Курчеев утверждает, что естественное право не может существовать без позитивного, т.к. нет гаранта - нет прав. По нему: юридический позитивизм понимает право как совокупность правил поведения, принятых гос-вом и обеспеченных силой принуждения.
Естественное право противопоставляется позитивному праву, во-первых, как совершенная идеальная норма — несовершенной существующей, и во-вторых, как норма, вытекающая из самой природы и потому неизменная — изменчивой и зависящей от человеческого установления.
Естественные права – это совокупность свобод, которые присущи каждому человеку от рождения. Эти ценности не связаны с государством, они признаются каждым институтом и считаются неотъемлемыми. В юриспруденции эта категория противоположна позитивному праву.
Можно выделить 3 главных признака естественного права:
1. Неотъемлемость. Естественные права и свободы человека не могут быть отняты или ограничены. Государство призвано лишь регулировать воплощение этих ценностей и гарантировать их осуществление.
2. Принадлежность человеку с рождения.
3. Значимость. Естественные права воплощают наиболее значимые социальные ценности.
Виды естественных прав
В разные исторические эпохи естественные права подразделялись на категории. В целом нельзя выделить общие понятия, характерные для всех этапов развития данной теории.
Сегодня естественные права человека разделяют на следующие виды:
· Право на жизнь. Эту категорию часто относят к естественно-биологическим правам. Сегодня жизнь человека является высшей социальной ценностью, охраняемой государством.
· Право на свободу. В данном случае понятие «свобода» означает возможность делать то, что не противоречит законодательству и не нарушает определенные правила, установленные в обществе.
· Право на достоинство личности. Эту категорию также относят к морально-нравственным ценностям. Достоинство личности – это право на уважение и самооценку, а также обязанность уважать других.
· Право на собственность. Каждый человек может владеть имуществом.
· Право на личную неприкосновенность. Принцип, согласно которому человек не может быть лишен свободы без веских на то оснований (например, совершение уголовного преступления).
Что такое позитивное право?
Естественно-правовая теория права основана на признании существования двух видов права: естественного и позитивного.
Позитивное (положительное) право – это совокупность общеобязательных норм, признанных государством и действующих в пределах его границ. В юриспруденции эта категория рассматривается как система принципов, воплощенных на законодательном уровне.
Сегодня естественное и позитивное право противопоставляются друг другу. Положительные привилегии устанавливаются государством, контролируются и гарантируются посредством нормативно-правовых актов. Права естественные присущи человеку с момента его рождения. Они не зависят от воли кого-либо.
Особенности позитивного права
Данная категория имеет ряд признаков:
1. Официальность. Это правовые акты, издаваемые государством в установленном порядке. Такие постановления обязательно фиксируются в нормативно-правовых актах.
2. Общеобязательность. Позитивное право призвано регулировать общественные отношения в том или ином государстве.
3. Истинность. Нормы права, записанные в законах, могут использоваться для урегулирования общественных конфликтов и решения житейских проблем.
Естественное и позитивное право противопоставляются друг другу. В то же время они образуют некий симбиоз – единство противоположностей. Позитивные права не всегда присущи человеку от рождения в отличие от естественных. Граждане государства получают такие привилегии лишь с принятием определенных нормативно-правовых актов.