Характеристика структуры современного российского аппарата
Государственный аппарат Российской Федерации - это система органов государственной власти, которые обеспечивают выполнение функций Российского государства. Он сформирован в соответствии с принципом разделения властей.
Федеральный уровень государственных органов:
1. Федеральное Собрание (Парламент) Российской Федерации - осуществляет законодательную власть, является выборным, представительным коллегиальным органом общей компетенции. Состоит из Совета Федерации (178 представителей законодательного и исполнительного органов субъектов РФ) и Государственной Думы (450 депутатов, избранных по мажоритарной и пропорциональной системам).
2. Правительство Российской Федерации (назначаемый коллегиальный орган общей компетенции), федеральные министерства и ведомства - федеральные службы, агентства и надзоры (назначаемые единоначальные органы специальной компетенции). Ими представлена исполнительная власть Российской Федерации.
3. Судебная власть представлена системой федеральных судов, в которую входят конституционные суды (Конституционный Суд Российской Федерации), суды общей юрисдикции (Верховный Суд Российской Федерации, областные, районные, городские, военные суды) и арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные суды арбитражных округов, апелляционные арбитражные суды и арбитражные суды, действующие на территории субъектов Российской Федерации). Это назначаемые органы специальной компетенции.
4. Президент Российской Федерации (единоличный выборный орган) и органы при Президенте (назначаемые) составляют самостоятельную систему государственных федеральных органов.
5. Прокуратура Российской Федерации - система федеральных надзорных единоначальных органов специальной компетенции.
Государственные органы субъектов Российской Федерации:
1. Законодательные представительные выборные коллегиальные органы общей компетенции: парламенты республик, областные думы, законодательные собрания и т.п.
2. Исполнительные органы общей компетенции: президенты республик, мэр Москвы, губернаторы иных субъектов; назначаемые правительства, министерства и ведомства.
3. Судебная власть - назначаемые органы специальной компетенции: конституционные суды республик и уставные суды иных субъектов РФ, мировые судьи.
Принципы организации и деятельности государственного аппарата Российской Федерации:
1. Законность - точное, строгое и неукоснительное соблюдение всеми государственными органами и должностными лицами всех норм права
2. Гласность - обеспечение информированности граждан о деятельности государственного аппарата
3. Демократизм - широкое участие населения в формировании государственных органов (выборы) и право граждан обращаться в любой государственный орган и к любому должностному лицу.
4. Разделение властей - разделение функций государства по трем ветвям власти -законодательной, исполнительной и судебной (горизонтальное разделение властей), а также разграничение предметов ведения и полномочий между двумя уровнями государственных органов в федеративном государстве (вертикальное разделение властей). Создание механизма сдержек и противовесов для взаимного контроля ветвей власти.
5. Подотчетность - обязательность нижестоящих органов регулярно отчитываться о своей деятельности перед вышестоящим органом.
6. Сочетание коллегиальности и единоначалия - коллективное обсуждение вопросов и индивидуальное принятие решений для повышения ответственности.
7. Приоритет прав и свобод человека и гражданина - государство создано для человека. а не человек для государства.
8. Профессионализм (принцип публичности): должностные лица и государственные служащие осуществляют свои полномочия на постоянной профессиональной основе и не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью.
9. Разделение предметов ведения и полномочий для предотвращения дублирования государственной деятельности различными государственными органами.
Таким образом, государственный аппарат в Российской Федерации имеет четкую структуру, сформированную на основании комплекса принципов.
<< | >>
↑
Государство выполняет свои функции при помощи специального механизма, представляющего собой материальную силу, посредством которой оно может успешно решать поставленные задачи и добиваться определенных целей. Органы государства учреждаются в установленном законом порядке. Они наделяются государственно‑властными полномочиями. Свою деятельность осуществляют от имени и по поручению государства. В своей совокупности они образуют государственный аппарат, позволяющий осуществлять управляющее воздействие на общество, которое имеет двоякий характер: непосредственная реализация государственной власти, допускающая возможность принуждения; берет на себя финансовые обязательства по обеспечению общества набором обязательных услуг — медицина, образование, культура, местное самоуправление, правоохранительная деятельность и т. д.
Механизм государства — это «набор» и структура функционально определенных органов государства, их структурных подразделений и должностей (должностных лиц и представителей власти). Механизм государства воплощается в государственном аппарате и процессе его функционирования — выполнении этим аппаратом функций государства.
Государственный аппарат — сложное системное образование, дифференцированное «по вертикали» и «по горизонтали». В первом случае это высшие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Во втором — это органы власти национально‑государственных; национально‑административных и административно‑территориальных образований.
Конституция Российской Федерации (статья 10) закрепила три самостоятельные «ветви» власти, реализовав принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Наряду с органами государственной власти, относящимися к одной из трех ветвей власти, Конституция Российской Федерации предусматривает создание и функционирование еще нескольких конституционных органов государственной власти с особым статусом. К ним относятся: Счетная палата Российской Федерации; Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации; Центральный банк РФ; прокуратура РФ; Центризбирком РФ. Подобные органы государственной власти имеются и в других странах.
Особый статус этих органов государственной власти определяется не только тем, что они не относятся ни к одной из трех ветвей власти и имеют обособленные важные властные полномочия.
Применительно к Российской Федерации следует отметить еще одну особенность в характере их полномочий в законодательной сфере. В отличие от полномочий «классических» органов государственной власти, входящих в состав трех ветвей власти, они не обладают правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104 Конституции России).
Важное значение для эффективного действия механизма государства имеет не только строгое распределение полномочий между ветвями власти, но и четкое определение предметов ведения между органами государственной власти общей компетенции различных управленческих уровней.
По мнению специалистов, в договорах между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации (1994—1995 гг.) осуществлялось не разграничение, а перераспределение предметов ведения между ними.
Неоднозначность толкования взаимосвязи ст. 71, 72 Конституции России, регулирующих предметы исключительного ведения России и предметы совместного ведения России и входящих в ее состав субъектов федерации привело к тому, что в большинстве заключенных совместных договоров перечень предметов совместного ведения вышел за рамки, обозначенные Конституцией страны.