Становление и развитие конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Правовое регулирование конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
История становления конституционных (уставных) судов субъектов РФ весьма непродолжительна. Вместе с тем можно выделить четыре этапа в возникновении и развитии конституционной юстиции в субъектах РФ:
1) зарождение идеи учреждения специализированных органов конституционного надзора (контроля) в российских регионах;
2) создание первых республиканских конституционных судов (1991 - 1993 гг. );
3) образование специализированных органов конституционного контроля в республиках и областях после принятия Конституции РФ 1993 г. (1994 - 1996 гг. );
4) возникновение конституционных (уставных) судов на основе Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации».
Процесс образования специализированных органов конституционного контроля в субъектах Российской Федерации был начат в 1989 - 1990 гг. Первоначально он был связан с созданием или декларированием в ряде автономных республик РСФСР, по примеру союзного и федерального уровня, квазисудебных органов правовой защиты конституции - комитетов конституционного надзора с постепенной их переориентацией на новую форму - конституционные суды.
Непосредственно о конституционных судах в субъектах Федерации впервые говорилось в Концепции судебной реформы от 24 октября 1991 г . К осени 1993 г. конституционные суды были созданы (или их создание предусматривалось в конституциях) в республиках Башкортостан, Дагестан, в Кабардино-Балкарской Республике, в Мордовии, Саха (Якутии), Татарстане и в Чеченской Республике. В некоторых республиках - Дагестане, Татарстане - принимаются специальные законы об организации и деятельности конституционных судов. Особенность этого процесса в республиках состояла в том, что конституционные суды, а точнее их учреждение, являлись инициативой самих субъектов Российской Федерации. Конституционные суды дополняли государственность республик и рассматривались ими в качестве инструмента углубления обретенной независимости .
Как отмечают исследователи, второй этап формирования конституционной юстиции в субъектах Федерации характеризовался признанием на федеральном уровне возможности существования таких органов в субъектах Федерации и их учреждением (на конституционном уровне и на практике) в ряде республик Российской Федерации .
Третий этап формирования органов конституционного правосудия в субъектах Федерации связан с принятием Конституции РФ . Его временные рамки - 1994 - 1996 гг. (в этот период был принят и вступил в действие Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации»).
Четвертый этап в формировании органов конституционной юстиции в субъектах Российской Федерации начался с момента принятия Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и длится до настоящего времени. Этот Закон поставил точку в дискуссии о том, имеют ли право субъекты Федерации создавать свои органы конституционной юстиции: его ст. 27 предоставила субъектам право иметь свои конституционные (уставные) суды.
Место в системе органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, состав, формирование, полномочия конституционных (уставных) судов, статус судей объективно требуют конституционно-уставного регулирования. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации имеют учредительное значение для конституционных (уставных) судов; они определяют их особое место в механизме действия государственной власти субъектов Российской Федерации, фиксируя, как правило, их полномочия (юрисдикцию), состав, порядок формирования. Тем самым конституции и уставы субъектов Российской Федерации гарантируют данным судам их высокий социально-правовой статус, самостоятельность, независимость и стабильность.
В системе источников (форм) права, которыми руководствуются конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, особое место занимают те из них, которые по юридической силе приравниваются к конституциям и уставам субъектов Российской Федерации. Такими являются, во-первых, решения и содержащиеся в них правовые позиции конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации; во-вторых, общепризнанные принципы и нормы международного права, признанные Российской Федерацией и ее субъектами.
Итоговые решения конституционных (уставных) судов. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации реализуют свои полномочия в процессе рассмотрения конкретных дел. Выводы конституционных (уставных) судов о конституционности (неконституционности) проверяемых актов, действий и решений органов и лиц, о толковании конституции или устава содержатся в итоговых решениях, которые являются актами судебной власти, государственно-властными велениями, обладающими рядом следующих существенных признаков:
• выносятся независимым судом от имени субъекта Российской Федерации;
• содержат итоговый результат по разрешению конкретного обращения;
• приняты в процедурах конституционно-уставного судопроизводства;
• окончательны и не требуют подтверждения других органов и лиц, а тем более никто не вправе признать указанные решения утратившими юридическую силу;
• обязательны для всех субъектов права, в том числе и для федеральных органов и должностных лиц, на всей территории Российской Федерации;
• действуют непосредственно и подлежат неукоснительному исполнению органами и лицами, к которым эти решения обращены.
Итоговые решения излагаются в виде отдельных документов, в зависимости от их характера и содержания подразделяются на постановления и заключения.
Правовые позиции конституционных (уставных) судов. Составной частью итоговых решений конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации являются сформулированные ими правовые позиции, характеристика которых в принципе сходна с характеристикой правовых позиций Конституционного Суда РФ с той разницей, что исходным критерием при формулировании правовой позиции в данном случае служит конституция или устав субъекта Российской Федерации.
Общепризнанные принципы и нормы международного права как источники судебного конституционно-уставного права и процесса.
Из положений Конституции РФ, интерпретируемых системно, следует, что общепризнанные принципы и нормы международного права в случае их признания Российской Федерацией, ее субъектами по юридической силе приравниваются к Конституции РФ, конституциям и уставам субъектов Российской Федерации. Международные договоры и соглашения, участниками которых являются субъекты Российской Федерации, уступая по юридической силе конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, решениям и правовым позициям конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и общепризнанным принципам и нормам международного права, обладают приоритетом перед законами субъектов Российской Федерации. В качестве нормативно- правовой основы организации и функционирования конституционных (уставных) судов могут быть внутригосударственные договоры, участниками которых являются субъекты Российской Федерации, в порядке действия ч. 3 ст. 11 и ч. 4 ст. 66 Конституции РФ, а также нормативные правовые акты муниципальных образований, органов местного самоуправления. Материальное, социально-бытовое и иное обеспечение судей, сотрудников аппаратов конституционных (уставных) судов предусматривается, как правило, актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (указами и распоряжениями глав субъектов Федерации, правительства).
Отдельные вопросы, касающиеся складывающихся на практике обыкновений в осуществлении конституционно-уставного судопроизводства и внутренней организационно-управленческой деятельности, находят отражение в регламентах и других нормативных актах, принимаемых самими конституционными (уставными) судами.
Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации там, где они действуют, своими решениями и правовыми позициями положительно воздействуют на различные стороны общественной и государственной жизни, осуществляя общесоциальные функции: политико-государственническую, экономическую, социальную, культурно-духовную.