Понятие и признаки административного правонарушения

Виды административных взысканий

Предупреждение

Предупреждение как мера административного взыскания выно­сится в письменной форме. В предусмотренных законодательством слу­чаях преду­преждение оформляется иным установленным способом1.

Предупреждение – один из видов административного взыскания. Приме­няется преимущественно к лицам, виновным в совершении не­значительных административных проступков. Оно может налагаться лишь в случаях, когда предусмотрено в санкции соответствующей ста­тьи Особенной части Кодекса или иного нормативного акта, устанавли­вающего административную ответст­венность. Чаще всего предупреж­дение предусматривается в санкциях альтерна­тивно со штрафом. Вме­сте с тем законодательство не допускает его примене­ния вместо других административных взысканий, поскольку Кодекс не преду­сматривает возможности замены одного административного взыскания более мяг­ким видом административного взыскания.

Предупреждение – одно из основных административных взыска­ний, из­вестных Кодексу. К предупреждению может быть присоединено дополнительное административное взыскание, если таковое пре­дусмот­рено в санкции соответствующей нормы. Так, незаконная передача за­прещенных предметов лицам, содержащимся в исправительно-трудовых учреж­дениях, воспитательно-трудовых, лечебно-трудовых и лечебно-воспитательных профилакториях, может влечь предупреждение или на­ложение штрафа с кон­фискацией запрещенных предметов.

Применение предупреждения, равно как и другого администра­тивного взыскания, влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, подвергнутое этому взысканию, считается в "тече­ние одного года со дня его исполнения наказанным в административном порядке (ст. 39). Если в тече­ние года такое лицо совершит новое адми­нистративное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое административное взыскание.

Предупреждение как административное взыскание следует отли­чать от устного замечания. Последнее в соответствии со ст. 22 Кодекса применяется в случаях освобождения от административной ответствен­ности лица, совершив­шего малозначительное административное право­нарушение. Устное замечание не является административным взыска­нием и не влечет связанных с ним отри­цательных правовых последст­вий. Такого рода замечания широко используются и повседневной дея­тельности надзорных органов (Госпожнадзор, ГАИ и др.) в качестве профилактической меры воздействия.

Действующее законодательство предусматривает письменную форму вы­несения административного взыскания в виде предупрежде­ния. О наложении данного взыскания органом (должностным лицом), рассматривающим дело об административном правонарушении, выно­сится постановление по делу. В пре­дусмотренных законодательством случаях предупреждение оформляется иным установленным способом. Речь идет об оформлении применения этого вида административного взыскания на месте совершения правонарушения путем компостерной просечки "талона" к удостоверению на право управления мало­мерным судном. В соответствии со ст. 237 Кодекса наложение административ­ного взыскания в виде предупреждения может быть оформлено таким способом без составления протокола. Предупреждение в форме про­сечки "талона" может применяться только за те нарушения правил пла­вания по внутренним водным путям России, перечень которых указыва­ется в названном талоне. Так, преду­преждение с отметкой в талоне к удостоверению на право управления ма­ломерным судном может быть применено за нарушение правил загрузки, норм пассажировместимости и другие правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 1112.

Предупреждение о прекращении противоправного поведения про­изводится, когда правонарушение еще не окончено, с целью пре­сечения противоправного поведения, и в установленных законода­тельством слу­чаях является обязательным первым принудительным средством. Во из­бежание путаницы было бы целесообразно рас­сматриваемое средство воздействия называть предостережением. Эту меру пресечения следует отличать от предупреждения как взыскания, которое налагается за оп­ределенный проступок компетентным госу­дарственным органом путем вынесения специального постановления1.

Штраф

Штраф – мера имущественного характера. В настоящее вре­мя санкциями правовых норм предусмотрены несколько вариантов опреде­ления размеров штрафов.

1) в определенной сумме (до пятисот рублей и т. д.);

2) кратно месячному доходу (до трехмесячного дохода, напри­мер). В ряде стран такую санкцию называют «штраф-день»;

3) кратно к размеру причиненного проступком вреда (например, до пятикратной стоимости похищенного, в размере суммы неуплаченных платежей);

4) пропорционально минимальному месячному размеру оплаты труда. Этот вариант определения штрафов законодатель ис­пользует чаще всего. В таких случаях штраф исчисляется исходя из размера ми­нимальной месячной оплаты труда на день совершения нарушения, а если такой день установить невозможно, – на день его обнаружения (ст. 243 ТК РФ). Максимальный размер штрафа, которому может быть под­вергнут индивидуальный субъект, – 100 минимальных окладов. Самый боль­шой штраф, предусмотренный в отношении организаций, – 25 ты­сяч минимальных окладов2.

Следует также учесть, что Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 г.3 установлен до принятия нового кодекса порядок перерас­чета размеров штрафов, закрепленных в статьях КоАП РСФСР в твер­дой сумме. В законе назван такой «масштаб» рас­чета налагаемых на ос­нове КоАП штрафов:

...если верхний предел штрафа не превышает:

– десяти рублей, считать его равным одной десятой минимального ме­сячного размера оплаты труда, установленного законодательством Рос­сийской Федерации на момент совершения правонарушения;

– тридцати рублей, считать его равным одной третьей минимального размера оплаты труда...

– пятидесяти рублей, считать его равным одной второй минимального размера оплаты труда...

– ста рублей, считать его равным одному минимальному размеру оп­ла­ты труда...

– двухсот рублей, считать его равным двум минимальным размерам оплаты труда...

– трехсот рублей, считать его равным трем минимальным размерам оплаты труда...

– пятисот рублей, считать его равным пяти минимальным размерам оплаты труда...

– тысячи рублей, считать его равным семи минимальным размерам оплаты труда...

– трех тысяч рублей, считать его равным десяти минимальным разме­рам оплаты труда.

Возмездное изъятие

Возмездное изъятие применяется только в отношении пред­метов, явившихся орудием совершения или непосредственным объек­том адми­нистративного правонарушения. Оно состоит в принуди­тельном изъя­тии предмета, его последующей реализации и передаче бывшему собст­веннику вырученной суммы за вычетом расходов по реализации. Фак­тически речь идет о принудительной реализации имущества, находив­шегося в личной собственности нарушителя.

Законодатель очень редко использует эту меру в качестве санк­ции за административные правонарушения. В КоАП РСФСР она названа в ст. 106, 173, 175 и во всех случаях в альтернативных санк­циях. А по­скольку порядок реализации этой санкции сложнее, чем конфискации, на практике она используется крайне редко. Представ­ляются обосно­ванными предложения о том, что нужно исключить из законодательства такую санкцию.

Возмездное изъятие как вид административного взыскания рас­пространя­ется только на предметы, которые явились орудием соверше­ния или непосред­ственным объектом административного правонаруше­ния. Данное взыскание является мерой административной ответствен­ности имущественного характера и может применяться лишь в отноше­нии собственника предметов, использовав­шихся в качестве орудия со­вершения или явившихся непосредственным объек­том правонарушения. Изъятие предметов, не принадлежащих Правонарушителю (например, предметы незаконной охоты), не является административным взы­ска­нием.

По содержанию возмездное изъятие предмета состоит из трех взаимосвя­занных действий. Во-первых, принудительное изъятие пред­мета у правонаруши­теля, во-вторых, реализация этого предмета, в-третьих, передача вырученной суммы бывшему собственнику за выче­том расходов по реализации изъятого предмета. По признаку возмезд­ности это изъятие отличается от другого админи­стративного взыскания – конфискации предмета, явившегося орудием соверше­ния или непо­средственным объектом административного правонарушения. При кон­фискации изъятые предметы безвозмездно обращаются в собственность го­сударства.

Возмездное изъятие предмета может применяться как в качестве основно­го, так и дополнительного административного взыскания. В виде основного взыскания оно предусмотрено только ч. 1 ст. 173 Ко­декса за нарушение правил хранения или перевозки огнестрельного оружия и боевых припасов. Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов в соответствии с санкцией данной нормы преду­смотрено альтернативно с предупреждением и штрафом. В качестве до­полнительного взыскания возмездное изъятие установлено Кодексом за два вида административных правонарушений: нарушение правил пере­возки опасных веществ или предметов на воздушном транспорте (ст. 106) и уклоне­ние от реализации огнестрельного гладкоствольного охот­ничьего оружия и бое­вых припасов (ст. 175). Причем, если за первое на­рушение законодатель преду­сматривает возможность наложения допол­нительного взыскания в виде возмезд­ного изъятия предмета, то за вто­рое нарушение данное взыскание обязательно дополняет основное взы­скание – штраф.

Конфискация

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или не­посредственным объектом административного правонарушения, со­стоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Административно-правовая конфиска­ция всегда является специальной: она производится только в отноше­нии вещей, непосредственно связанных с проступком и прямо на­званных в законе (ружей и других орудий охоты и т. д.). К лицам, для которых охота является основным источником существования, не может приме­няться конфискация огнестрельного оружия и боеприпа­сов к нему, а также других орудий охоты.

В ст. 29 КоАП РСФСР подчеркнуто, что конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами (например, ТК РФ). Дело в том, что конфискация – мера взыскания, а ей лицо может быть подвергнуто за определенное нарушение, если оно предус­мотрено санк­циями правовых норм. Конфисковать вещь, не принадле­жащую нару­шителю, – значит наказать собственника имущества, не привлеченного к ответственности. Очевидно, что это незаконно, но, к сожалению, в практике подобные случаи имеют место. При конфиска­ции предмет из частной собственности переходит в государственную.

В постановлении Конституционного Суда Российской Феде­рации от 11 марта 1998 г., принятом на основании жалоб гр. М. Гаглоевой и А. Пестрякова1, сказано:

1. Признать не соответствующей Конституции Российской Федера­ции, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 3) и 55 (часть 3), статью 266 Таможенного кодекса Российской Федерации по­стольку, поскольку она пре­дусматривает в качестве меры админист­ративной ответственности конфис­кацию товаров и транспортных средств, назначаемую без судебного решения и являющуюся несо­размерной деянию, указанному в данной статье.

2. Признать не соответствующими Конституции Российской Федера­ции, ее статьям 35 (части 1 и 3) и 55 (часть 3), часть вторую статьи 85 и статью 222 Кодекса РСФСР об административных пра­вонарушениях в той мере, в какой они в их взаимосвязи допускают применение конфискации без судебного решения. Предусмотренная частью второй статьи 85 Кодекса РСФСР об административных пра­вонарушениях конфискация во всяком случае может применяться только в судебном порядке...

4. Согласно частям первой и второй статьи 79 Федерального кон­ституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» настоящее постановление является окончательным, не подлежит обжалова­нию, вступает в силу немедленно после его про­возглашения, действует непос­редственно и не требует подтвержде­ния другими органами и должностными лицами...

Хотя в постановлении КС РФ признаются не соответствую­щими Конституции РФ только три административно-правовые нор­мы, оче­видно, что неконституционными признаются ч. 2 ст. 243 ГК РФ и все административно-правовые нормы, предусматривающие конфискацию имущества в административном порядке. Это значит, что такая санкция законодателями не должна устанавливаться. А правоприменители не должны применять ее. После опубликова­ния постановления в «Россий­ской газете» 26 марта 1998 г. все вынесенные после этой даты постанов­ления о конфискации в адми­нистративном порядке неконституционны.

Лишение специального права

Лишение специальных прав есть временное ограничение право­субъектности гражданина в административном порядке за администра­тивные про­ступки. Эта мера применяется только к лицам, имеющим специаль­ный административный статус. Если гражданин неправильно ис­пользует предоставленное ему право, орган исполнительной власти на время лишает его этого права.

Административное взыскание в виде лишения специального права, пре­доставленного данному гражданину, состоит в ограничении наруши­теля права заниматься определенной деятельностью. Законодатель ог­раничивает возмож­ность применения этого взыскания в настоящее время только случаями лише­ния права управления транспортными средствами, права охоты, права на экс­плуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

Предоставление такого специального права связано с наличием ряда обя­зательных условий. Особенно это касается права на управление транспортными средствами. Управление источниками повышенной опасности,каким является транспорт, требует определенных навыков вождения, знания правил движения, достижения определенного воз­раста, соответствующего состояния здоровья. Так, в соответствии с Фе­деральным законом от 10 декабря 1995 г. "О безопас­ности дорожного движения"1 право на управление автотранспортными средствами предос­тавляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены и получив­шим соответствующее удостоверение. На территории Россий­ской Федерации действуют национальные и международные водитель­ские удостоверения (ст. 27). Аналогичные требования установлены за­конодательством и в отношении права на управление маломерными су­дами, права охоты. Для судоводителей предусмотрен квалификацион­ный экзамен, для охотников – техминимум. Водительские удостовере­ния выдаются Государственной автомобильной инспекцией (на право управления автотранспортными средствами), органами государствен­ной инспекции по маломерным судам (на право управления маломерным суд­ном). Водительские удостоверения подтверждают право на управле­ние транс­портным средством определенной категории. Например, право на управление автомобилями, разрешенная максимальная масса кото­рых не превышает 3500 кг и число сидячих мест, помимо сидения води­теля, не превышает восьми, предос­тавляется лицам, имеющим води­тельские удостоверения категории "В". Право охоты подтверждается охотничьим билетом, выдаваемым охотничьим общест­вом.

Лишение специального права применяется чаще всего в отноше­нии водителей транспортных средств. В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения" виды правонарушений, влекущих в качестве меры ответственности ли­шение права, на управление транспортными средствами, устанавлива­ются федеральным законом. Лишение водительских прав предусматри­вается Кодексом за грубые нарушения правил дорожного движения (ст. 117 – управление транспортными средствами водите­лями, находящи­мися в состоянии опьянения, ч. 2 ст. 118 – нарушение водите­лями пра­вил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, по­влекшее причинение легких телесных повреждений), за систематиче­ское нарушение водителями правил дорожного движения (ст. 1181), гру­бое наруше­ние механизаторами правил технической эксплуатации сель­скохозяйственных машин и техники безопасности (ст. 100), нарушение правил плавания, погрузки и разгрузки судов, управление судном судо­водителем в состоянии опьянения (ст. 1114). Лишение права охоты при­метается за нарушение правил охоты (ч. 2 ст. 85).

Рассматриваемое административное взыскание связано со значи­тельными правоограничениями. Лишение специального права влечет запрет на занятие определенной деятельностью в течение срока, опреде­ленного в постановлении о применении данного взыскания. Примене­ние этого административного взыска­ния влечет для водителя-профес­сионала запрет на определенный срок работать по специальности, а для водителя-любителя – в течение установленного срока управлять при­надлежащим ему транспортным средством (автомобилем, мото­циклом, маломерным судном и др.). Лишение права охоты означает запрет на определенный срок заниматься охотой.

Закон предусматривает ряд условий, ограничивающих применение лише­ния специального права. Ограничивает закон и применение лише­ния права на управление транспортными средствами. Данное админист­ративное взыскание не может, по общему правилу, применяться к ли­цам, которые поль­зуются этими транспортными средствами в связи с инвалидностью. Из указан­ного правила есть исключения. Лишение во­дительских прав названных лиц закон связывает со случаями управле­ния транспортным средством в состоянии опьянения, невыполнения требования работника милиции об остановке транс­портного средства, оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транс­портного происшествия, уклонения от прохождения в установлен­ном порядке освидетельствования.

Законодательство относит применение рассматриваемого админи­стратив­ного взыскания к компетенции различных органов. Применение лишения води­тельских прав зависит от вида транспортных средств. Ли­шение права на управ­ление автомототранспортом и городским электро­транспортом применяют орга­ны внутренних дел, на управление тракто­рами, комбайнами и другими сельскохозяйственными машинами – ор­ганы гостехнад­зора, на управление маломерными судами – органы го­сударственной инспекции по маломерным судам. Право налагать адми­нистративное взыскание в виде лишения права охоты предоставлено ор­ганам, осуществляющим государственный надзор за соблюде­нием пра­вил охоты.

Исправительные работы

Исправительные работы – одно из наиболее строгих админист­ративных взысканий. Перечень административных проступков, за кото­рые оно может применяться, невелик. Это – незаконное приобретение или хранение наркоти­ческих средств в небольших размерах; мелкое хищение государственного или общественного имущества; уклонение от возмещения имущественного ущерба, причиненного преступлением предприятиям, учреждениям, организациям; мел­кое хулиганство; злост­ное неповиновение законному распоряжению или требо­ванию работ­ника милиции или народного дружинника, а также военнослужа­щего при исполнении обязанностей по охране общественного порядка; распи­тие спиртных напитков в общественных местах или появление в обще­ственных местах в пьяном виде, совершенные лицом, которое дважды в течение года подвергалось административному взысканию за распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общест­венных местах в пьяном виде; нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, уличных шествиях и пикетировании; мелкая спекуляция, совершенная лицом, которое в течение года было подверг­нуто административному взысканию за указанное нарушение; незакон­ная продажа товаров или иных предметов, со­вершенная лицом, которое в течение года было подвергнуто административно­му взысканию за ука­занные нарушения (ст. 44, 49, 49', 1502, 151, 158, 162, 165, 1661).

Предельный срок исправительных работ – два месяца. Минималь­ный срок не может быть менее 15 дней, если в соответствующей норме он не ука­зан. Для всех перечисленных выше проступков минимальный срок исправи­тельных работ установлен один месяц.

Право назначения исправительных работ предоставлено только районно­му суду и судье этого суда. Фактически законодательство пре­дусматривает на­значение исправительных работ судьями.

Исправительные работы могут назначаться и отбываться по месту посто­янной работы лица, совершившего административное правонару­шение, на предприятии и в организации, независимо от формы собст­венности: государст­венной, общественной, муниципальной, частной и др.

Контроль за исполнением взыскания в виде исправительных работ осущест­вляют инспекции исправительных работ.

Часть заработка виновного (не более 20 процентов), определенная поста­новлением о применении к нему взыскания в виде исправительных работ, удерживается в доход государства. Минимальный процент зара­ботка, который может удерживаться с виновного, законом не определен. В нормах Кодекса для всех указанных выше правонарушений установ­лен единый размер удержа­ний – 20 процентов. В тех случаях, когда лицу, отбывающему взыскание, не назначен твердый заработок (рабо­тающему, например, на ферме), удерживае­мый процент заработка опре­деляется исходя из среднего заработка по району (городу).

Не допускаются удержания из пенсий и пособий, получаемых в порядке со­циального обеспечения и страхования, и из выплат едино­временного характера.

В период отбывания взыскания в виде исправительных работ за­прещается предоставление очередного отпуска. Это вытекаетиз содер­жания ст. 299 Ко­декса, установившей, что постановление о применении исправительных работ направляется на исполнение не позднее чем на следующий день после его вы­несения.

Производство по исполнению постановления об исправительных работах регламентировано главой 29 Кодекса. В этой главе, в частности, указывается на обязанность администрации предприятий, учреждений и организаций по месту отбывания нарушителем исправительных работ и на последствия уклонения от исправительных работ, примененных за совершение мелкого хулиганства.

Применение в качестве административного взыскания исправительных работ в отличие от исправительных работ, назначаемых в качестве уго­ловного наказания, не создает судимости. В настоящее время исправи­тельные работы как мера административного взыскания применяются крайне редко.

Административный арест

Административный арест является самым строгим администра­тивным взысканием.Оно заключается в лишении виновного свободы, изоляции от об­щества на период, установленный постановлением по делу о совершенном правонарушении.

Указание о том, что административный арест устанавливается лишь в ис­ключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений, адресовано законодателю.

Административное взыскание в виде административного ареста установлено только за проступки, которые по своей опасности прибли­жаются к преступле­ниям: незаконные приобретение и хранение нарко­тических средств в неболь­ших размерах; мелкое хулиганство; распитие спиртных налитков в обществен­ных местах, появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и об­щественную нравственность, совершенные ли­цом, которое дважды в те­чение года подвергалось административному взыска­нию за распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общест­венных местах в пьяном виде; злостное неповиновение законному рас­поряжению, или требованию работника милиции, или народного дру­жинника, или военнослужащего при исполнении ими обязанностей по охране обществен­ного порядка; проявление неуважения к суду; непови­новение работнику мили­ции, иному уполномоченному должностному лицу или представителю общест­венности; злостное неповиновение за­конному распоряжению или требованию военнослужащего, сотрудника органа внутренних дел или другого граждани­на при исполнении ими обязанностей по охране Государственной границы Российской Федера­ции (ст. 44, 158, 162, 165, 1651, 1655).

Указание в данной статье о том, что административный арест при­меняет­ся в исключительных случаях, адресовано правоприменительным органам. В соответствии с Настоящей статьей он может назначаться только районным су­дом (судьей). Нормами Особенной части Кодекса осуществление указанного полномочия возложено только на судей.

В настоящей статье не указывается, какие случаи могут рассмат­риваться как исключительные. Критерий для применения администра­тивного ареста да­ется в конкретных статьях Кодекса, содержащих соот­ветствующие санкции. В них сказано, что применение административ­ного ареста допускается, если по обстоятельствам дела, с учетом лично­сти нарушителя, применение других пре­дусмотренных в соответствую­щей статье мер взыскания, т.е. штрафа, исправи­тельных работ, будет признано недостаточным.

Если в санкции статьи приводится только максимальный срок ад­минист­ративного ареста, это взыскание может быть назначено в преде­лах от одних суток до высшего предела, указанного в Кодексе, т.е. до 15 суток.

В ч. 2 ст. 32 КоАП содержится перечень лиц, к которым не может применяться административный арест даже в исключительных случаях. Поэтому при принятии решения о применении в качестве взыскания ад­минист­ративного ареста должно быть выяснено, нет ли препятствий к этому: не явля­ется ли женщина беременной, не имеет ли она детей в возрасте до 12 лет, дос­тиг ли подросток, совершивший деяние, обра­зующее проступок, совершенноле­тия, не является ли лицо, привлечен­ное к административной ответственности, инвалидом I или П группы; Все указанные обстоятельства должны быть под­тверждены соответст­вующими документами.

Применение административного ареста не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы.

Порядок исполнения постановления об административном аресте, отбы­вания этого взыскания, а также вопросы трудового использования лиц, подверг­нутых административному аресту, урегулированы в ст. 303-305 настоящего Кодекса.

Понятие и признаки административного правонарушения

1.1 Понятие административного правонарушения

Исторически в правовой науке и в законодательстве сложилось два подхода к пониманию административных правонарушений.

В конце XIX века значительно возросло количество административных актов, нарушающих права индивидов. Поэтому наиболее развитые государства вынуждены были признать себя ответственными за действия своей администрации, даже если эти действия совершались в соответствии с предоставленной ей компетенцией. Возникла необходимость законного и обоснованного разрешения споров между представителями власти и гражданами. Поэтому в развитых государствах мира был образован институт административной юстиции - важнейшее средство общественного контроля над деятельностью администраций. Такое представление о сущности административных деликтов и ответственности за их совершение легло в основу построения административного законодательства Франции, ФРГ, Англии, США.

Второй подход, который условно называют карательным, первоначально, до возникновения понятия административных правонарушений в собственном смысле, доминировал в Германии в XVIII - XIX вв. Проступки, за которые наступала ответственность, назывались exekutivstrafen, позднее - полицейскими, или фискальными, деликтами. Они представляли собой уголовные проступки. Лица, их совершившие, несли уголовную ответственность. В целом законодательством Пруссии, а затем Германии закреплялось административное усмотрение на уголовное принуждение. Таким образом, сложилось иное понимание административных правонарушений - как неисполнение населением административных предписаний государственной власти либо совершение таких действий, наказания за которые назначались в административном порядке. Целью подобных наказаний было не восстановление нарушенного права, а наказание за ослушание. В настоящее время в Германии взыскания, устанавливаемые в административном порядке, предназначаются для обеспечения выполнения административных постановлений, а не для кары и применяются достаточно редко, поскольку карательные нормы содержатся в основном в уголовном законодательстве2.

В силу ряда причин именно прусский подход получил "второе рождение" в нашем государстве в XIX веке и после 1917 года. Произошла трансформация административных правонарушений в иное явление, обозначаемое прежним термином. Из средства контроля за решениями органов государственной власти институт административных правонарушений, как, собственно, и вся отрасль административного права, превратился в придаток уголовного права, обеспечивая контроль государства над обществом, охраняя правопорядок угрозой наказания3. Полицейское право играет важную роль и в построении науки современного российского административного права4.

Таким образом, и в настоящее время понятие административного правонарушения в российском законодательстве и правовой науке связано прежде всего с карательным характером административной ответственности.

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный порядок, частную, государственную, муниципальную и иные виды собственности, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое федеральным законом предусмотрена административная ответственность.

Сущность административного правонарушения определяется его общественной опасностью. Государство, закрепляя в нормах права обязательные правила поведения, предусматривает возможность применения за их нарушение государственного принуждения. Именно общественная опасность правонарушения обусловливает ответственность за его совершение. Отсутствие данного признака свидетельствует и об отсутствии правонарушения.

Любое административное правонарушение, посягая на установленный порядок, причиняет ему тот или иной вред, нарушает упорядоченность, согласованность, гармоничность управленческих отношений. При этом нежелательный результат может проявляться как в реальном вреде (мелкое хищение, безбилетный проезд), так и в создании условий для наступления вреда (нарушение санитарно-гигиенических и санитарно противоэпидемических правил).

Понятие «государственный порядок», употребляемое в КоАП, подчеркивает, что объектом противоправного посягательства являются не только личные, но и общегосударственные интересы. Например, отдельные крайне распространенные проступки, предусмотренные ст. 160, 160, 160, 161-164, 164 КоАП, не столько характеризуют асоциальную, противоправную деятельность граждан, сколько посягают и на публично-правовые интересы государства, прежде всего на общественную безопасность. Очевидно, что неконтролируемые государством производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции оказывают непосредственное воздействие на здоровье населения России и тем самым негативно сказываются на общегосударственных интересах.

При истолковании употребляемого КоАП в определении административного правонарушения понятия «общественный порядок» следует иметь в виду особую роль государственно-правовых институтов, установленную действующей Конституцией. Данное понятие отражает следующие моменты:

1) расширение полномочий органов государственной власти, особенно исполнительной и судебной, при одновременном ограничении правомочий общественных организаций (профсоюзов, иных общественных объединений и др.).

Однако наделение общественных организаций и их органов государственно-властными полномочиями, свойственное советской правовой системе, ныне представляет собой редкое явление. Например, допускается наделение профсоюзов на основе специального федерального закона отдельными властными полномочиями в области трудовых правоотношений;

2) «общественный порядок» представляет собой свод правил, характеризующих поведение субъекта. Такие правила могут иногда совпадать с нормами, установленными законом, но это бывает далеко не всегда.

Между тем расширение правомочий общественных институтов в 1917 - 1991 гг. в сфере госуправления и особенно контроля ныне утрачивает свою правовую значимость.

Моральные (нравственные) правила могут сосуществовать с общегосударственными установлениями (законами) только в тех случаях, когда они не признаны противоправными органами законодательной власти, издавшими соответствующий закон, либо муниципальными органами.

Активное воздействие на общественный порядок оказывают органы исполнительной власти, а также исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления.

Исполнительная власть всех уровней активно вмешивается в сферу частноправовых интересов граждан, выдавая и аннулируя лицензии, а также посредством государственной регистрации, квотирования и другими методами государственной разрешительной политики.

Исполнительная власть реализует законодательные нормы, устанавливающие правила поведения людей (например, в ходе проведения митингов, демонстраций, пикетов, забастовок), но в некоторых неотложных случаях и самостоятельно санкционирует порядок поведения в обществе еще до издания закона (например, в случае введения так называемой винной монополии).

Таким образом, порядок поведения юридических лиц и нормы общественного бытия физических лиц устанавливаются уполномоченными народом государственными органами. Именно поэтому в приведенном нами определении административного правонарушения понятие «государственный порядок» включает и общественный порядок, предназначение которого - в урегулировании социальной и общественной активности граждан, предусмотренной законом.

1.2 Признаки административного правонарушения

Из его определения, данного в КоАП РФ, напрямую вытекают следующие признаки административного правонарушения:

- противоправность. Данный признак обозначает, что данное деяние нарушает конкретную норму права;

- виновность. Данный признак отражает внутреннее интеллектуально-волевое отношение субъекта к совершаемому им деянию;

- наказуемость. Данный признак обозначает, что за совершение данного деяния конкретной нормой КоАП РФ или закона субъекта РФ установлена именно административная ответственность.

Рассмотрим их более подробно.

В юридической литературе обычно выделяют четыре признака административного правонарушения. Три из них, как уже указывалось выше, заложены в определении административного правонарушения, имеющемся в законодательстве. Четвертый признак характеризует негативное воздействие административного правонарушения на конкретные общественные отношения, и ситуация с ним является несколько более сложной. В отличие от понятия преступления (ч. 1 ст. 14 УК РФ), при определении административного правонарушения законодатель не посчитал необходимым использовать признак общественной опасности.

Представляется все же, что любое административное правонарушение обладает признаком общественной опасности, т.к. нарушение конкретных общеобязательных правил обычно создает опасность наст<

Наши рекомендации