Административно-правовые гарантии прав граждан. Обращение граждан.
Закон является изначальным и универсальным гарантом прав граждан.
В широком смысле закон — это все законодательство, и прежде всего нормы административного права, включающие в себя не только законы, но и подзаконные правовые акты, которые в большом количестве принимаются органами исполнительной власти и в целом органами государственного управления.
К гарантиям прав и обязанностей граждан обычно относят экономические, политические, организационные и юридические гарантии.
1. Экономические гарантии — это материальные условия для фактической реализации прав и свобод граждан. Экономические гарантии предполагают стабильную и эффективную работу промышленности, аграрного комплекса, устойчивую финансовую и денежную систему, твердый курс рубля, своевременную выплату заработной платы, пенсий и пособий, высокий прожиточный уровень населения, рост благосостояния граждан и многое другое. С этой точки зрения экономические гарантии прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления в современных условиях, конечно, малоэффективны и явно недостаточны.
2. Политические гарантии — это признание источником власти народа, его возможность осуществлять свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Политические гарантии прав и обязанностей гражданина предусматривают: приоритет личности и гражданина в обществе и государстве; признание прав и свобод человека высшей ценностью; многопартийность; идеологическое разнообразие; сильную и государственную власть во главе с Президентом РФ как гарантом Конституции РФ; разумный компромисс законодательной и исполнительной власти, исключающий конфронтацию, широкое согласие в многонациональном обществе и огромном федеративном государстве, объединяющем 89 субъектов РФ, и т.д.
3. Организационные гарантии — система государственных и негосударственных субъектов, имеющих полномочия участвовать в обеспечении прав, свобод и обязанностей граждан, их охране и защите.
Организационные гарантии представляют собой разветвленную систему правоохранительных, контролирующих, инспектирующих, надзирающих и других государственных и общественных организаций. Это судебные органы, прокуратура, органы внутренних дел и милиция, органы юстиции, адвокатура, нотариат, многочисленные контрольные органы, например система Главного контрольного управления Администрации Президента РФ, Счетная палата, образуемая Советом Федерации и Государственной Думой, разнообразные государственные инспекции. Все эти организационные структуры повседневно на основе и во исполнение законов осуществляют деятельность по практическому претворению в жизнь предоставленных гражданам прав и свобод и возложенных на них обязанностей.
4. Юридические гарантии — это система правовых норм, закрепляющих условия и порядок реализации прав, свобод граждан, меры их охраны и защиты в случае их нарушения. Они включают в себя нормы, прямо направленные на реализацию прав и свобод граждан от их нарушений.
Взаимосвязь правовых и организационных гарантий позволяет объединить их в группуорганизационно-правовых гарантий. Организационно-правовые гарантии можно подразделить на два вида: судебные и внесудебные.
Конституцией установлено, что права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируетсясудебная защита его прав и свобод. Суд и судьи все в большем объеме рассматривают дела, вытекающие из административных правоотношений, административно-правовых споров, возникающих в процессе повседневной деятельности органов государственного управления и должностных лиц; дела об административных правонарушениях.
Важное место среди судебных гарантий прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления занимает деятелность Конституционного Суда РФ.
По жалобам граждан, запросам должностных лиц органов исполнительной власти, законодательных органов он рассматривает дела о проверке конституционности, т.е. о соответствии Конституции РФ конкретных норм (статей), конкретных правовых актов, как правило, непосредственно связанных с конституционными правами, свободами и обязанностями граждан.
К внесудебным гарантиям относится повседневная деятельность других государственных органов, органов местного самоуправления, направленная на обеспечение прав, свобод и обязанностей и их защиту и восстановление. Они гораздо шире по содержанию, формам, порядку осуществления и субъектному составу.
Важнейшей гарантией является ответственность должностных лиц, нарушающих права граждан или препятствующих их осуществлению. Если акты управления ущемляют права граждан, они в установленном порядке отменяются. Вышестоящие органы управления контролируют и направляют работу нижестоящих органов, подчиненных предприятий и учреждений в области удовлетворения законных интересов граждан и охраны их прав.
Еще одно место в системе гарантий занимает Уполномоченный по правам человека, осуществляющий свою деятельность на основании Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.02.1997г.
В соответствии с этим законом Уполномоченный по правам человека способствует:
а) восстановлению нарушенных прав;
б) совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина;
в) выявлению нарушенных прав;
г) устранению выявленных нарушений;
д) правовому просвещению в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
В систему гарантий прав граждан необходимо включить Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. В соответствии с Положением о нем от 06.11.2004г. его основной задачей является содействие Президенту Российской Федерации в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина; подготовка предложений Президенту Российской Федерации по совершенствованию механизмов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, а также граждан Российской Федерации, находящихся за ее пределами; систематическое информирование Президента Российской Федерации о положении дел в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и за рубежом и другое.
Обращения граждан
Конституция РФ закрепляет право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ).
Различают три вида обращения граждан.
1. Предложение — это обращение граждан в государственные или общественные организации, не связанные с нарушением каких-либо субъективных прав или ущемлением законных интересов граждан. Они обычно направлены на улучшение, совершенствование работы органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных служащих.
Предложения могут непосредственно адресоваться государственным органам, органам местного самоуправления либо обнародоваться через средства массовой информации, формулироваться на разных форумах и т.д.
2. Заявление — это обращение граждан по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с его нарушением, либо сообщение о злоупотреблениях, нарушениях законности и иных нарушениях, не затрагивающих непосредственно права и интересы заявителя. В отличие от предложения заявление во многих случаях должно иметь установленную компетентными органами форму.
3. Жалоба — это устные или письменные, индивидуальные или коллективные обращения граждан в государственные органы. органы местного самоуправления, негосударственные организации, к должностным лицам в связи с нарушением прав или законных интересов самого гражданина, других лиц либо общественных интересов.