Методология юридической науки: классические и неклассические методы познания, современная парадигма

Методология юридической науки: классические и неклассические методы познания, современная парадигма

Методология - это теоретическое учение о научных методах познания. Метод - способ познания и исследования разных явлений; совокупность приемов, способов и средств изучения. Методы зависят от ряда факторов: предмета исследований, уровня накопленных знаний, мировоззрение исследования. Степень познания действительности определяется тем, какими методами она исследуется. Сами методы - результат научной деятельности. Методология - наука о методах познания, включает в себя: сами методы познания, научное мировоззрение, которое формирует менталитет ученого, методику. Методы познания не содержатся в готовом виде в теории, выработка методов - результат спец. Исследований.

Классические методы XVII-XIX, XX вв.: 1.Идея рационального знания 2. Вера во всемо­гущества разума 3. Объективная истина, которая независима от существовавшей реаль­ности (цель науки) 4. В основе научной дисциплина лежит теория, т.е. систематическая интеллектуальная модель, которая объясняет какую-то часть реальности 5. Реальность существует независимо от человека и его знаний о ней. XX в. – неклассический и пост­неклассические методы (модернизм): 1. Скептическое отношение к возможностям науки и разума. Наука не может ответить на все вопросы. 2. Окружающий мир и мир социаль­ный представляется не закономерным; окружающий мир и мир социальный не предска­зуем и неуправляем 3. Фундаментальным становится понятие текста, а не реальности 4. Стремление не описывать существующую реальность, а модернизировать ее. Парадигма. Современное положение дел в гуманитарных науках характеризуется как модернизм (к XX в. – начало XXI в.) Размытость критериев науки привела к концепциуму, к методоло­гическому вакууму. Кроме того, наблюдается всеобщий плюрализм и всеобщее смеше­ние научных методов (нет никакого единства). Фундаментальный принцип современной науки – отказ от истины. С точки зрения методологии, большое значение имеет принцип дополнительности. Сначала был применен к квантовой физике. Гипотеза лин­гвистической относительности Эта теория, в соответствии с которой не реальность опре­деляет язык, а наоборот, реальность определена нашим языком. Отсутствие строгой па­радигмы: все методы хороши, правы, единственно, - ограничены. Реальность все больше превращается в виртуальную реальность. // Во второй половине XX в. в гуманитарных науках стали популярны недисциплинированные исследования, которые затрагивают ме­тоды двух, а то более, научных дисциплин. // Исследованная стратегия современной науки основана на деконструкции. Смысл деконструкции: текст существует только в диалоговом режиме с читателем и интерпретатором (не только исследователь влияет на текст, но и текст влияет на интерпретатора). Современная литература XX-XXI вв. «мо­дернизм» 1. Отказ от теории истины; истины не обнаруживается, а создается. 2. История создается, интерпретация текста. 3. Реальности нет, она все больше превращается в вир­туальную реальность. Есть только текст, т.е. реальность опосредована языком (гипотезы лингвистической относительности). 4. Отсутствие старой парадигмы. 5. Исследование ведется: во-первых, в диалоге между исследователем и текстом (деконструкция); во-вто­рых, с использованием принципов дополнительности; в-третьих, гуманитарные исследо­вания затрагивают методы двух или более дисциплин. Характерны для конца XX – на­чала XXI вв. такие типы правопонимания на Западе: школа критическо-правовых иссле­дований, интеграции теории и права, а также феноменология права, герменевтика права, антропология права и синергетика права.

Признаки государства

Гос-во – это территориально-организованная публично-правовая общность населения, построенная на началах власти и осущ-щая свою деят-т на основе права с помощю спец. гос. аппарата. Гос-во – это одна из форм пол-юр-кой организации общ. жизни, @ харак­теризуется след. основными признаками: 1. Народ. Гос-во есть союз людей, организо­ванный на началах права на едной территории. Не всякий союз союз людей образует гос-во. Этот союз, прежде всего, должен иметь единый общий интерес. Этот интерес для всех граждан яв-ся усовершен-нием совместной жизни посредством установления и под­держания справедливого правопорядка. 2. Территориальная организация гос. власти. Власть распространяется на определенную территорию, @ находится под юрисдикцией гос-ва. Население, проживающее на территории гос-ва становится подданными или гра­жданами данного гос-ва. Гос-во обязуется обеспечить граждан всеми правами и свобо­дами как внутри страны так и за ее пределами. 3. Публичная власть. Она утверждается народом и выступает от его имени. Она предполагает наличие особой группы людей (управленцев), призванных осущ-ть задачи и функции гос-в: *упорядочение общ. жизни, общ. отн-ний. Властные полномочие гос-ва ограничены правами и свободами, принад­лежащим к нему граждан, и властными полномочиями др. гос-в. Гос. власть хар-ся след. признаками: * аппарат управления, *представительный хар-р публичной власти, т.е. осущ-ет свою деят-т от имени народа; *легитимация власти (признание народом право управлять им и согласие подчиняться этой власти). 4. Налоговая и финансовая система. Гос-во устанавливает систему налогов и сборов для формирования гос. бюджета. 5. Су­веренитет. Характеризуется вер-вом и ед-вом гос. власти и ее независимостью. Вер-во предполагает полноту влсти гос-ва на своей территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции гос. власти на данной территории. Единство обозна­чает, что он не может быть разделен м\у носителями власти. Независимость – самостоят-ть гос. власти в отн-ниях с др. гос-вами и междунар. организациями. *6. Система права: гос-во не просто союз людей, объединенных территориально, но и правовой союз, орга­низованный и действующий по правовым нормам. Наличие правовой системы юридически оформляет гос. власть и тем самым делает ее легитимной.

Функции гос-ва и их виды.

Предназначение гос-ва к упорядочиванию и сохранению целостности общества.

Гос-во как особая социальная реальность сущ-ет постольку, поскольку оно действует, «живет», т.е. функционирует.

ФУНКЦИИ ГОС-ВА – основные направления его деятельности, направленные на поддержание собственной системной целостности. Зависят от типа и формы гос-ва. При тоталитарном полит. режиме гос-во стремится максимально увеличить объем своих функций для установления полного контроля над общ-вом. При либеральном режиме – минимизировать - только функцию охраны прав и свобод ч-ка. Виды функций гос-ва:

· ПОЛИТИЧЕСКАЯ. Регулирует полит. процессы в общ-ве, определяет и закрепляет права и свободы граждан, поддерживает общественное согласие, разрешает соц. конфликты и т.п.;

· ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ. Присутствует в любом гос-ве в той или иной форме. Контроль общественной идеологии, борьба с антисоциальной (расистской, милитаристской и т.п.) идеологией, пропаганда желательной идеологии.

· КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ. 1)поддержание и развитие национальной культуры; 2)культурную социализацию всех членов общ-ва.

· ЭКОНОМИЧЕСКАЯ. обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе путем гос.поддержки приоритетных направлений экономического развития, установление рыночных механизмов, совместимых с гос.регулированием.

· ФИСКАЛЬНАЯ. Обеспечение доходов гос.казны (доходы от гос.монополий, гос.предприятий, от пошлин и акцизов, включая сбор налогов).

· СОЦИАЛЬНАЯ. Осущ-ие мер по удовлетворению соц.потребностей людей, поддержание необходимого уровня жизни населения, обеспечение нормальных условий труда и быта и т.п.

· ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ. Это охрана природы и рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безоп-ти.

· ФУНКЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. Особое значение! Правовое регул-ие осущ-ся через правотворчество и правоприменение и в этом виде выступает как одна из форм реализации других функций гос-ва. Так, принимая экономические или социальные законы, гос-во через функцию правотворчества осущ-ет экономическую и социальную функции. А применяя право гос-во реал-ет свою правоохранительную функцию.Функции (кроме фискальной) внутренними и внешними. Внешнеполитическая функция- установление политических отношений с другими гос-ми. Внешнеэкономическая – связана с поисками взаимовыгодных экономических отношений, развитием экономической кооперации. Внешнесоциальная – реал-ся в виде помощи народам других гос-в. Важнейшая – функция обороны своей страны от агрессии другого гос-ва и поддержание мирового правопорядка.

Понятия и формы государства

Тип происходит от лат. tipus – образец, форма. В этом смысле и типология, и формы гос-ва будут классификацией гос-в по разным критериям. Тип гос-ва и форма гос-ва взаимосвязаны. Форма гос-ва зависит от конкретноисторичкеских условий возникновения и развития гос-ва. Историч. тип оказывает влияние на то, какой будет форма гос-ва. На форму гос-ва оказывает влияние национальный состав, исорич. традиции и терр. границы. Т.о., форма гос-ва – это строение и устр-во гос. власти. Форма гос-ва определяется через уст-во и формирование публ. власти, методы осущ-ния публ. власти, принципы терр. устр-ва публ. власти и хар-р взаимодействия публ. власти и населения. Понятие формы гос-ва охватывает: * форму правления – организаци яверховной гос. власти; источники образования этой власти и принципы взаимоотн-ний органов гос. власти м\у собой и населением; *форма гос. устр-ва – терр. организация публ. власти, соотн-ние гос-ва как целого и его части; *гос. режим – т.е. методы и способы осущ-ния гос. власти. Ряд авторов считает, что можно свести форму гос-ва к форме правления. Ряд авторов выделяют следующие формы гос-ва: монократическая (монистическая), сегментарная (сегмент – отрезок целого) и поликратическая (плюралистическая). Монократия: высокая степень централизации власти в руках одного лица или органа (Оман, ОАЭ). Сегментарная: опред. разделение полномочий м\у различными институтами гос. власти по управлению об-вом. Наличие конституции и парламента, отчасти осущ-ся дем. права и свободы, признается разделение властей, опр. степень местного самоуправления(Египет, Марокко). Поликратия: дем. правов. методы управления об-вом, гарантии прав и свобод личности, разделение властей, система взаимных сдержек и противовесов, занчит. степень автономии адм-терр. единиц и субъектов федерации (США, Италия и тп).

Форма правления и ее виды

Форма правления – это способ организации и формирования верховной гос. власти. Делится на 2 формы: монархия и республика. Монархия – это такая форма правления, при @ вся верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы гос-ва (монарха). Передается по наследству или династически. Монархия хар-ется: глава гос-ва – монарх; власть передается по насл-ву; деят-ть монарха не ограничена никаким сроком. Монархии бывают: 1. абсолютные: глава гос-ва монарх, осущ-щий свою власть единолично, не ограничен каким-либо органом гос. власти (Кувейт, Аравия). 2. Ограниченная монархия: власт монарха ограничена представительным органом (парламентом, действующем на основе конституции): а) дуалистические монархии: переходная форма правления от абсолютн. к парламентской монархии. Признаки: монарх выполняет функцию реального главы гос-ва; сущ-ет Парламент и Правительство; не@ члены парлмаента назначаются монархом; члены прав-ва назначаются монархом. (Иордания, Непал); б) парламентская монархия – это такая офрма правления, где власть монарха ограничена парламентом. сущ-ет парламент и прав-во и др. Признаки: *парламент изб-ся народом; *прав-во формирует партия завоевавшая боль-во мест в парламента; *прав-во несет ответственност перед парламентом; *действует принцип разделения властей; *функции монраха носит церемониальный характер (Великобратияния, Дания и тп). Республика – это такая форма правления, при @ высшие органы гос.власти избираются народом на основе всенародного голосования. Источником власти выступает суверенный народ. Глава гос-ва – Президент, Парламент. Осущ-ние управления гос-вом основывается на принципе разделения властей. Президенсткая республика. Хар-но: *президент глава гос-ва, *возглавляет исполн. власть; *назначает и особождает членов прав-ва; *прав-во несет ответственность перед президентом; *президент изб-ся на опред. срок путем прямых или косвенных выборов. (США, Аргентина). Парламентская республика. Хар-но: *исп. власть возглавляется премьер-министром.; *прав-во назначается парламентом и несет перед ним ответственность; *состав и политика прав-ва непосредственно отражают соот-ние сил в парламенте. Смешанная республика. Сочетаются парламентская и президенская форма правления. Хар-но: *глава исп. власти: председатель прав-ва; *прав-во ответственно перед парламентом (вотум) и перед президентом (отставка).

Право и общество

Право – это неотъемлемое свойство человеческого бытия. Происходит персонализация человека (становление как личности). Но стать личностью можно только в рамках общества. Структуру общества будут образовывать разные взаимоотношения. Человек в обществе стремится реализовывать свои права, поэтому: 1)отношения в обществе упорядочиваются определенными правилами поведения, т.е. нормами, и в частности, правовыми нормами; 2) право обладает самоценностью, право присуще природе человеческих отношений. Право человека на жизнь, свободу и т.д. Таким образом, право выступает институтом социальной интерпретации. Общество, с одной стороны, существует во взаимодействии с природой, а с другой стороны, само общество внутренне противоречиво и конфликтно. Разрешение социальных конфликтов может осуществляться казуально. Постепенно отношения людей институционазируются, т.е. опосредуются социальными институтами. И уже с помощью этих институтов в обществе можно действовать либо совместно с кем-то, либо против кого-то. Постепенно формируются нормы, человек осознает себя личностью по отношению к другим, формально равным личностям. Правовые нормы позволяют оценивать поступки людей в качестве правильных или неправильных, справедливых или несправедливых, исходящих из принципа формального равенства. Право регулирует те общественные отношения, в которых возможно ущемление свободы, возможно причинение ущерба. Свобода без границ – это своеволие, отрицание свободы другого. Право можно рассм-ть формой и способом жизнедеят-ти об-ва. Культурная ценность права обусловливается самой природой людей. Ценность права – не однозначная однородность права. это не означает универсальность. Право во всем об-ве. Плюрализм систем нормативного регулирования. В современном об-ве на ряду с гос. властю сущ-ют др. соц. власти и др. системы нормативного регулирования.

Право и права человека

Проб-ма прав чка явл-ся составной частью концепции права вообще, т. к. и теоретиче­ское понятие права, и действующее право вклю­чают в себя концепцию чка как субъекта права, а значит и типов право­понимания, и в нац-ом зак-ве ставится вопрос о том, что та­кое права, свободы, обяз-ти личности. Права и права чка не сущ-ют отдельно друг от друга, наобо­рот, права чка и воплощают в себе право как таковое, т. к. право норма­тивно регулирует отнош-я м/у людьми, по ср-вам права уста­навливает право и обяз-ти, исходя из принципа формального рав-ва. Нет прав чка без права и наоборот. Обсуждая этот вопрос, необ-мо обратить внимание на 2 момента: 1. и нормы права, и права чка по своему содержанию отражают соци­ально-историческую эволюцию. И нормы права, и права чка не явл-ся вечными и неизменными. И нормы права, и права чка отражают путь от признания субъективности права т-ко свободных, но но не рабов до утверждения принципа формального рав-ва м/у людьми и закреп­ления естественных и неотчуждаемых прав и свобод чка. 2. в разн. эпохи и в разн. странах существовали те или иные привиле­гии («права привилегированного чка» - Нерсесянц). Отличая чка и гражданина, привиле­гированным чком следует признать гражданина, тогда права гражданина в соотношении с правами чка мы назовем «гражданской привилегией» или»набором прав привилегиро­ванного чка». Право и права чка следует рассматривать, не разделяя (например, «право востока» и «право запада»).

Право и правосознание

3 варианта:

1. проблема тождества. Для Петражицкого право – это явление нашей психики. Тогда получается, что право – это часть правосознания, кото­рая отражается в нормах. Право – это то, что нами легитимировано. Коммуникативно-феноменологическая концепция права утверждает тождество права и правосознания, исходя из ценностной составляющей правовой нормы. Ценностная составляющая правовой нормы имеет субъективное значение и проявляется в социально-психологическом восприятии этой нормы права. В этом отношении ценностную состав­ляющую правовой нормы и ее социально-психологическое восприятие и можно утверждать тождество права и правосознания (стр. 367, 369-370)

2. Лившиц. Правосознание – это часть права. Широкое правосознание со всеми гранями правопонимания.

3. Правосознание и право рассматриваются как самостоятельные явле­ние, которые взаимодействуют друг другом в рамках единой правовой системы (Алексеева, Матузов). Взаимодействующие субъекты. Между правосознанием и правом возникает встречная зависимость. С одной стороны, правосознание – это один из источников права и законода­тельства. Язык, термины, содержание правовых предписаний соответ­ствуют уровню правосознания и правовой культуры данного общества. С другой стороны, правосознание во многом обусловлено действую­щим правом. Будут влиять на представления об обществе, о правовой ответственности и отношениях. Правосознание является частью право­творческой деятельности и выполняет особую роль в правореализации.

Правовая культура и ее типы

Основные подходы.

1. 60 – 70 годы XX века – изучение правовой культуры сводилось как к идеальному явлению (сознание). Правовая культура – внутреннеосоз­нанное, уважительное отношение субъекта к праву. Здесь правовая культура рассматривается как фактор, который обусловливает соци­альную эффективность реализации права.

· не учитывается другая сторона, рассматривается только идеаль­ная.

2. функциональный подход. Правовая культура – это функциональ­ная система, структурными элементами которой являются правовые нормы, правосознание, правовые отношения, юридические учрежде­ния. Все эти элементы рассматриваются в их функциональном значе­нии, как факторы воспроизводства социальной стабильности. В указа­нии на значение правовой культуры как фактора социальной упорядо­ченности:

· в отвлечении от мотивов и целей правовой деятельности.

3. качественный подход – рассматривает правовую культуру как определен­ное качественное состояние правовой системы общества. Правовая культура общества характеризует состояние отдельных эле­ментов правовой системы общества (правосознанием характеризуются состояние законодательства, состояние работы правоохранительных органов, состояние законности)

· как определенный критерий оценки уровня. Трудно определить крите­рий оценки этого уровня.

4. ценностный и аксиологический подходы. Правовая культура – это сис­тема идеальных и материальных ценностей. Акцентирует внимание на том, что право – это социальная ценность. Опыт взаимоотношения субъектов, который был признан наиболее результативным.

В английском и американском языках сам термин культура не имеет аксиологического характера. В немецком языке этот термин обычно трак­туется как высокая культура.

Итог:

· Правовая система и культура соотносится как целое и его часть

· Эти явления соотносятся как целое и его функции

· Эти явления соотносятся как целое и его качества

· Правовая культура рассматривается как целостный срез правовой сис­темы

В 4 подходах фиксируется какой-то 1 аспект правовой культуры. Целост­ное понятие расщеплялось и исследовалось как какой-то один аспект.

5. системный. Правовая культура – это система идеальных и овеществлен­ных элементов, относящихся к сфере действия права.

· понятия правовой системы и культуры оказываются дублирующими друг друга

6. системно-аксиологический (Сальников). Правовая культура – это сово­купность всех компонентов правовой действительности в их реальном функционировании, которое проявляется в качестве эталонов для должности субъектов права.

Типы правовых культур.

1. священная (сакральная). В ней главное – служение Богу (культура сред­невековой Европы)

2. чувственная (светская). В ней главное – служение человеку, значит, цель права – защита жизни человека, его собственности (культура За­падного общества)

33. Структура правосознания:

традиционно выделяют два элемента:

1) правовая идеология - это познавательная сторона правосознания, и в тоже время
эмпирическое знание, кот. обосновывает и оценивает правопорядок.

2) правовая психология - эмоциональная сторона правосознания (чувства, переживания,
привычки) несистематизированный слой пр. сознания выраж-ся в психических реакциях
одного человека или соц группы.

По Полякову:

Правовая отнология, правовая аксиология (пр.идеология и психология), пр.праксиология (практич.деят-ть: 1) пр.политика, (о том, каким средством следует воздействовать на пр. ситуацию в общ-ве) 2) пр.установка (о том, как себя вести в юр. Ситуации)

34.Правовые и другие соц.нормы

Правовые нормы являются разновидностью социальных норм. Под социальными нормами в широком смысле можно понимать все нормы, возникшие в обществе и устанавливающие правила должного. В узком смысле под социальной нормой понимают правила, регулирующие отношения между людьми.

Объектом социальных норм является поведение тех субъектов, которым они адресуются и, в конечном итоге, общественные отношения.Следовательно, неперсонифицированность (отсутствие указания на конкретного адресата) является одним из признаков социальной нормы. Социальные нормы неисчерпаемы.

Все социальные нормы можно подразделить также на моральные, нравственные, правовые и целесообразные (утилитарные) нормы. Во всех этих нормах эйдетический вектор постепенно сдвигается от внутр. поведения к внешнему.

Так, в моральных нормах важно не столько внешнее поведение, сколько его внутренние мотивы.

В нравственности важно внешнее поведение, но при этом предполагается, что ему сопутствуют соответствующие внутренние мотивы.

В праве важно внешнее поведение, а внутр.мотивы интересуют постольку, поскольку могут прояснить внешнее поведение. . норма права – всегда правило поведения. Правило носит представительно обязывающий характер. . ПН имеет всегда не только внутреннюю форму, структуру, но и внешнюю форму выражения: связана с источником права, выражается в форме закона, остановления. Формализованная. +системность.

Наконец, в правилах целесообразности внутренние мотивы практически не играют роли, а все поведение направлено лишь на достижение цели. Религиозные нормы могут относиться и к правилам морали и к нравственности. В разряд целесообразных правил попадают и т.н. технические нормы, и нормы гигиены, и правила дрессировки собак, и нормы произношения и правописания и т.д. и т.п

Право и мораль

Этот вопрос необходимо рассматривать с точки зрения соотношения права и морали.

Различие нравственности и морали: мораль – внутренний регулятор, а нравственность связанна с нормами определенных групп. Внутри группы мораль и нравственность совпадают. Если мораль и нравственность отожде­ствляются, то мораль – это внешний и внутренний ограничитель, в этом слу­чае право срочно отделяется от нравственности.

Мораль возникает исторически, в процессе воспитания, развития чело­века. Считается, что моральные нормы прививаются. Норма морали не тре­бует государственной санкции, формируется в процессе развития идеалов добра и справедливости. Для морали главное – мотив поведения, внутренний гарант морали – совесть. нормы морали получают свое выражение в общест­венном мнении, в религиозных поступках, в художественных произведениях. Такой же формализованности как норма права мораль не имеет. Не обладает таким признаком как системность. Мораль – более универсальный регулятор. Возможна моральная оценка правовой ситуации

36. Закон, его виды и место среди др.НПА

Закон - это НПА, принятый в особом порядке, органом зак-ой власти или на референдуме, выражающий волю народа, обладающий высшей юр. Силой и регулирующий наиболее важные обществ. Отношения,

Свойства: 1) высшая юр. сила; верховенство; все подзаконные акты ему соответствуют и не могут отменить или изменить его; закон не может отменить или изменить НПА; закон, принятый позднее имеет большее значение. 2) принятие закона только в особом порядке (только закон может быть принят на референдуме или зак. органом) 3) издание закона по особой процедуре (стадии законотворч-ва гос-ва) 4) регулирование наиболее важных и стабильных общ. Отношений, (избират. система, уголовное право) 5) выражает волю и интересы народа.

Стадии законотворчества: 1) законодат.инициатива. Субъект обязывает гос думу рассмотреть законопроект (круг субъектов в КРФ). 2) обсуждение зак-проекта, 3 чтения.

3) принятие закона на заседании зак.органа(или референдум), голоса за/против.4)
обнародование (опубликование) - подписание принятого закона главой гос-ва и офиц.
Опубликование. В теч. 7 дней после подписания.

Виды законов:

по юр.силе: 1) конст.законы - закрепл.основы общ.и гос.строя, определяет осн.правовые

начала всего действ,зак-ва. Конституция, законы,вносящие в нее изменения и доп-я.,

законы конкретизир.ее содержание. Особая процедура принятия. 2) обыкновенные -

принимаются на основе КЗ и регул.разл.стороны жизни общества. Кодифицир:

регул.определ сферу общ.жизни. Текущие.

По хар-ру действия: 1) постоянные - нет ограничения во времени 2) временные - действие

в пределах определ.срока. 3) чрезвычайные - огранич.временем, оговоренные в законе

чрезв.обст-ва.

По сфере действия: 1) федеральные 2) зак.субъектов.

37. Источники права и их виды.

Источник права - исходящие от гос-ва или признаваемые им формы выражения и закрепления норм права. Офиц.характер приобретается путем правотворчества или санкционирования.

1)В материальном смысле это то, что порождает право. Но все зависит от правопонимания. 2) в идеологич.смысле источник познания права. Пр.учения и доктрины. 3) форм-юр.источник права- это и есть форма права- способ выражения гос воли, юр правил поведения.

Правовые Доктрины. Изложение правоположений, правил поведения, принципов, авторитетными представителями юр науки, общеобязат значение. Источник права германии и России. Священные книги. Религ.тексты, в кот сформул-ны религ-пр нормы, признаваемые общ-вом и гос-вом как общеобязат. Мифы (поляков) в истор.аспекте. Правосознание. Влияет на правотворчество, правопонимание, правообраз-е. Референдум. Акты пр.значения, закрепл.в декларациях. Пр.обычаи. Пр.прецедент. Норм-правовой договор. НПА ~ акт принятый полномочным органом, содержащий пр.нормы, предписания общего хар-ра и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. Признаки: властно-предпис.хар-р, исходит от компетентных органов гог власти, односторонний в отлич от норм.договора). соблюдение особой процедуры при принятии. Офиц.письм.документ. заранее установл.юр.сила.

НПА делятся на Законы, подзаконные акты: указы президента, пост-я прав-ва, ведомств. Акты, локальные акты. Формы подзак.норм актов: постановления, правила, инструкции, положения, приказы, распоряжения. Подзак.акт регистр-ся в Минюсте.

Правовые акты и их виды

Именно с помощью правовых актов осуществляется юридическое бы­тие. Люди в своей жизни сталкиваются с правом в виде правовых актов. Пра­вовые акты – это и есть наибо­лее распространенный вид юридических инст­рументов. Правовые акты обозначают этапы юридической деятельности. В них содержится информация о соответствующих юридических решениях. В действительности мы сталкиваемся с совершенно разными право­выми актами. Термин правовой акт имеет разное значение. Правовые акты: 1. ко­торые обозначают действие 2. правовые акты-документы (это всегда результат дейст­вий). Правовые акты – действия могут быть как правомерными, так и не­правомерными. Правовые акты - действия всегда влекут за собой юридиче­ские последствия. Правовые акты – документы – это: 1. юридические нормы – нормативно-правовые 2. правоприме­нительные 3. сделки. Правовой акт может быть не только в виде документа, но и в уст­ной форме (светофор). Для юристов наибольший интерес представляют правовые акты – до­кументы. Правовой акт – документ – это решение, выражающее волю субъ­екта права, оформленное в установленном порядке, содержащее правовые предписания, признанное урегулировать общественные отношения и влеку­щее юридическую ответственность. Признаки правового акта – документа: 1.решение, принятое субъектом права 2.всегда волеизъявление субъекта 3.имеет установленную форму 4.содержит правовые предписа­ния нормативного или индивидуаль­ного характера 5.имеет своей целью урегулировать общественные отношения 6.всегда влечет юридические последствия, то есть создает права и обя­занности. В зависимости от формы выражения волеизъявления правовые акты можно разделить на: 1. односторонние (приговор суда) 2. совместные (договорные акты). В зависимости от юридических свойств (функций) правовые акты можно разде­лить на: 1. нормативные: собственнонормативные правовые акты, нормативно-интерпри­тационные (толкование КС), договоры с нормативным содер­жанием. Они будут содер­жать общие правила поведения, например, круг субъектов, ситуаций. 2. индивидуальные: правоприменительные, акты казуального толкова­ния, договоры без нормативного со­держания. они распространяются на конкретные ситуации, на конкретный круг лиц. 3. смешанные нормативные акты (бюджет).

39. понятие права и его определения

Либертарно-юридическое определение права: право – это соответствующая требованиям принципа формального равенства система норм, установленных или санкционированных государством и обеспеченных возможностью государственного принуждения. Это означает, что государственно установленная и защищенная система норм должна быть конкретизацией в виде определенных норм принципа формального равенства.

Нет единого определения права. Очень часто право ассоциируется с общеобязательными правилами поведения. Право – это явление многообразное. Оно пронизывает почти все сферы жизнедеятельности человека.

Право можно определить как основанный на социально признанных и общеобязательных нормах коммуникативный порядок отношений, участники которых имеют взаимные права и обязанности.

Соответственно можно выделить следующие признаки права: 1)наличие у субъектов взаимообусловленных (кореллятивных) прав и обязанностей; 2)наличие социально признанных и общеобязательных правил поведения (норм).

Пра­во­вые нор­мы, вви­ду их осо­бой ро­ли в жиз­ни об­ще­ст­ва и их осо­бой при­ро­ды, по срав­не­нию с дру­ги­ми со­ци­аль­ны­ми нор­ма­ми, от­ли­ча­ют­ся осо­бы­ми при­зна­ка­ми:

1.Пра­во­вые нор­мы ус­та­нав­ли­ва­ют­ся толь­ко ком­пе­тент­ны­ми го­су­дар­ст­вен­ны­ми ор­га­на­ми в фор­ме офи­ци­аль­ных пра­во­вых ак­тов. Все ос­таль­ные со­ци­аль­ные нор­мы воз­ни­ка­ют или ус­та­нав­ли­ва­ют­ся не­го­су­дар­ст­вен­ны­ми струк­ту­ра­ми или са­ми­ми со­ци­аль­ны­ми груп­па­ми об­ще­ст­ва.

2.Ис­пол­не­ние пра­ва га­ран­ти­ру­ет­ся в не­об­хо­ди­мых слу­ча­ях при­ну­ди­тель­ной си­лой го­су­дар­ст­ва, а за на­ру­ше­ние пра­во­вых норм на­ру­ши­тель не­сет юри­ди­че­скую от­вет­ст­вен­ность.

3.Пра­во, в от­ли­чие от дру­гих со­ци­аль­ных норм, об­ще­обя­за­тель­но для ис­пол­не­ния для все­го на­се­ле­ния стра­ны.

4.Пра­во вы­ра­жа­ет об­щую во­лю гра­ж­дан и го­су­дар­ст­ва.

Сле­до­ва­тель­но, пра­во вы­сту­па­ет как спе­ци­фи­че­ский го­су­дар­ст­вен­ный ре­гу­ля­тор об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний, ко­то­рый слу­жит как ин­те­ре­сам от­дель­ной лич­но­сти, так и ин­те­ре­сам все­го об­ще­ст­ва в це­лом.

Понятие источников права

1. источник в материальном смысле – это то, создает право. В этом смысле источниками являются государственная власть, общество, Бог

2. источник права – это те причины, которые влияют на формирование, из­менение, отмену нормативных предписаний

3. источник – это исторические правовые памятники, например, Законы Ха­мураппи, Русская Правда, Судебные Уставы и т д.

4. формально-юридическое значение источника права есть виды юридиче­ских норм, есть форма права в зависимости от способа внеш­него выражения содержания правовых норм

С точки зрения Полякова, право должно воплощаться в реализации прав и обязанностей. Различие текстуального и внетекстуального источника права (интерсубъективная деятельность общества). Внетекстуальная деятельность общества, которая объективирует определенные формы взаимодействия, ко­торые и будут первичным источником (правовой текст). Из первичного тек­стового источника получается правовая норма. Тексты богаче нормы права, они могут стать источником права и обязанностей конкретных субъектов.

Понятие правовой системы

Система рассматривается как широкое понятие, как вся правовая сис­тема. Широкое понятие охватывает систему права и правовую действитель­ность. правовая система – это явление, которое характеризует все правовое своеобразие страны, то есть в узком смысле – это совокупность всех право­вых явлений страны. Широкое понимание – это правовая семья. Она объеди­няет несколько родственных правовых систем в стране. Разрабатывается по­нятие структуры правовой системы (статья Тугновой). Составляющие правовой системы: *система права, система законодательства *сами юридические учреждения (юридическая практика) *правовое сознание, правовая культура. Классификация правовых систем:

1. Рене Давид – критерии классификации – это основные источники права, а также техникоюридический критерий, идеальный характер (структура действующего права, юридическая технология, правовые принципы и методы, юридическая практика, политические, экономи­ческие, философские принципы):

· семья западного права

· Романо-германская семья

· англо-саксонская семья (общего права)

· семья социалистической системы права (сейчас она неакту­альна, так как нет СССР)

· философская семья (религиозные системы – мусульманское право, иудейское, индусское право, но правом это называется условно)

В социалистической семье присутствует верховенство закона, принудительного труда, неравномерное действие закона.

2. Цвайгерт и Котц – исходят из критериев правового стиля, опреде­ляют который через:

· эволюцию системы права

· своеобразие юридического мышления

· специфический правовой институт

· источники права, способы их толкования

· идеологические особенности

Выделяют следующие правовые круги:

1. романский

2. германский

3. скандинавский

4. англо-американский

5. социалистический

6. иудейский

Есть еще много других классификаций, но в них трудно понять специ­фику каждой семьи.

46. Основные пр.системы современности.

1) ром-герм (семьи континент. Права) Италия, Франция, Испания, Герм<

Наши рекомендации