Вопрос Конституционно-правовой статус Российской Федерации
Конституционно-правовой статус Российской Федерации - это совокупность прав и обязанностей Российской Федерации как субъекта конституционно-правовых отношений. Конституционно-правовой статус Российской Федерации определяется следующими основными моментами:
1) Российская Федерация - суверенное государство. Государственный суверенитет принадлежит только Российской Федерации, но не субъектам Российской Федерации. Провозглашение в ст. 5 Конституции РФ республик государствами не соответствует понятию государства в конституционном и международном праве;
2) Российская Федерация имеет территорию, на которую распространяется ее суверенитет.
3) государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык (ст. 68 Конституции РФ).
4) единое гражданство Российской Федерации.
5) наличие высших органов государственной власти.
6) единая Конституция и правовая система.
7) единое экономическое пространство.
8) государственные символы Российской Федерации.
9) право участия в межгосударственных объединениях.
Вопрос Взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации на стадиях законодательного процесса
Субъектами законодательной инициативы являются депутаты, Президент, Правительство, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд (по вопросам их ведения) и др.
Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Думу:
а) законопроектов;
6) законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы либо о признании этих законов утратившими силу;
в) поправок к законопроектам. Субъектом права законодательной инициативы должны быть представлены:
1) пояснительная записка к законопроекту, содержащая и изложение концепции предлагаемого законопроекта;
2) текст законопроекта;
3) перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона;
4) финансово-экономическое обоснование;
5) заключение Правительства.
Законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства. Если внесенный в Думу законопроект не соответствует требованиям Конституции, Совет Государственной Думы принимаетрешение о возвращении законопроекта инициатору. Совет Государственной Думы назначает ответственный комитет и принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектвой работы Думы на текущую сессию.
Законопроект направляется в комитеты, комиссии и депутатские объединения, Президенту, в Совет Федерации, в Правительство, а также в Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд— по вопросам их ведения для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.
Обсуждение законопроекта в комитетах проходит открыто. Рассмотрение законопроектов осуществляется в трех чтениях, кроме Закона о бюджете. При рассмотрении Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия Конституции, его актуальности и практической значимости.
По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Дума может:
1) принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок;
... 2) принять закон (кроме законопроекта по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ);
3) отклонить законопроект.
Дума может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении. Ответственный комитет представляет законопроект на рассмотрение во втором чтении. Во втором чтении осуществляется голосование по поправкам. Совет Думы назначает третье чтение законопроекта для голосования в целях его принятия в качестве закона. При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных частей. Если законопроект не принят в третьем чтении, он считается отклоненным. Федеральный закон принимается большинством голосов. Проект закона РФ о поправках к Конституции, федеральный конституционный закон считаются одобренными, если за их одобрение проголосовало не менее чем две трети депутатов. Одобренные проекты законов в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.
Вопрос Государственная служба как институт административного права Российской Федерации
Одним из важнейших видов целенаправленной деятельности человека, а также общества и государства в целом, является служба. Это понятие употребляется по-разному: как вид деятельности человека, как социально-правовой институт, как система специальных органов государства, как духовная деятельность и т.д.
Служба состоит прежде всего в обеспечении самого управления, осуществлении государственной деятельности и в социально-культурном обслуживании людей.
С точки зрения современного законодателя, государственная служба Российской Федерации — это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов (ст.2 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ»).
Из приведенного определения следует, что:
1. Государственная служба представляет собой профессиональную деятельность, т. е. деятельность, являющуюся для государственного служащего профессиональной, и, как правило, она связана а выполнением им в качестве
основного вида деятельности специальных должностных полномочий.
2. В рамках осуществляемой деятельности происходит реализация компетенции государственных органов.
3. Эта деятельность направлена на обеспечение функционирования государственных органов.
4. Такая деятельность представляет собой исполнение должностных обязанностей, т. е. в данном случае очевиден личностный аспект понятия государственной службы, ибо обязанности принадлежат не государственной службе, не должности, а самому государственному служащему.
Как мы уже говорили ранее, главной целью государственной службы является практическое осуществление функций государства, решение его задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленных в Конституции Российской Федерации, федеральных законах и законах субъектов Федерации.
Что касается задач государственной службы, то в теоретическом плане, подходя к ним с самых широких позиций, можно выделить следующие:
♦ обеспечение конституционного строя;
♦ исполнение функций государственного, или, иначе говоря, публичного управления;
♦ обеспечение стабильности в политической и социально-экономической сферах жизни общества;
♦ подготовка и выполнение политических решений;
♦ обеспечение общественного благосостояния, защита прав и свобод гражданина и человека;
♦ обеспечение принципа верности государственных служащих государству;
♦ применение в установленных законодательством случаях мер государственного принуждения, т. е. осуществление правоохранительной функции с целью обеспечения общественной безопасности и правопорядка;
♦ осуществление деятельности «позитивного» характера, которая не требует применения мер государственного принуждения, например, управление в органах публичной власти; воздействие на организации, выполняющие общественно полезные функции; поддержка отдельных публичных учреждений (органы социальной помощи, социального обеспечения); учреждение государством специальных предприятий и организаций;
♦ осуществление управления в социально-экономической и культурной сферах жизни общества: финансовая и структурная поддержка отраслей экономики и структурных подразделений; создание и финансирование учреждений культуры;
♦ и, конечно, реализация созданного в стране механизма налогообложения.