Вопрос Становление прав человека в России

Права и свободы человека и гражданина, как следует из ст. 2 Конституции РФ, являются высшей социальной ценностью.

Конституционно (ч. 1 ст. 45 Конституции РФ) гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Гарантом прав и свобод человека и гражданина от имени государства выступает его глава – Президент РФ.

Отдельно (ст. 46 Конституции РФ) конституционно гарантируется судебная защита прав и свобод человека и гражданина, в суд могут быть обжалованы решения и действия (бездействие) органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц. Более того, в случае исчерпания всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты существует возможность обращения (в соответствии с международными договорами РФ) в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (напр., Европейский Суд по правам человека либо Комитет по правам человека ООН).

Каждый вправе сам защищать свои права и свободы всеми законными способами. Напр., в соответствии со ст. 37 Уголовного кодекса РФ допускается (в состоянии необходимой обороны) причинение вреда лицу, посягающему на личность и права обороняющегося (других лиц), охраняемые законом интересы общества и государства (с учетом характера и опасности указанного посягательства).

В соответствии со ст. 52 и 53 Конституции РФ государство обеспечивает потерпевшим от преступлений и злоупотреблений властью доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В России не должны издаваться законы, отменяющие (умаляющие) права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55 Конституции РФ).

Вопрос Законодательная техника: понятие, характеристика элементов состава

Эффективность и результативность законов и иных нормативно-правовых актов в большой мере зависит от того, насколько точны и ясны юридические формулировки, насколько они логически связаны и последовательны, насколько единообразно применение юридических понятий и терминов. Этому способствуют правила и приемы законодательной техники, которые используются законодателем в ходе подготовки нормативно-правовых актов.

Итак, законодательная техника – это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности. Объектом законодательной техники является текст нормативного документа, в отношении которого применяются интеллектуальные усилия законодателя. Именно последний и использует различные правила и приемы подготовки нормативных актов.

Необходимо отметить, что уровень развития законодательной техники всегда служит надежным показателем уровня развития правовой культуры общества. Несомненно также и то, что законодательная техника не чисто техническая, прикладная проблема, а критерий определения сущности права, критерий направленности политической воли законодателя.

Правила подготовки проектов нормативных актов весьма многообразны и многочисленны. Назовем наиболее общие из них:

1) конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования;

2) логика в изложении текста документа и связь нормативных предписаний между собой;

3) отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативном акте, так и во всей системе законодательства;

4) ясность, простота применения и понимания терминов; недопустимость использования в тексте документа неясных, многозначных и нечетких, эмоционально насыщенных терминов типа «бесчинство», «буйнопомешанный», «исключительный цинизм» и др.;

5) отказ от канцеляризмов, словесных штампов, устаревших оборотов и редко встречающихся слов («присовокуплять», «довольствие» и др.);

6) краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу.

От правил законодательной техники следует отличать правила оформления нормативного акта. Это специфические и унифицированные нормы, которые фиксируют официальные реквизиты и структурные части нормативного акта. Так, все конституции всегда имеют преамбулу (вводную часть), а кодексы состоят обычно из общей и особенной частей, нумерация статей в кодексе сплошная, и при включении в него новой нормы ей присваивается индекс («значок»), который не нарушает установленной нумерации.

К реквизитам нормативного акта, подтверждающим его официальный характер, относятся: дата и место его принятия, подписи должностных лиц, заголовок (полный и сокращенный), указание на адресатов юридического документа.

Вопрос Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: структура и компетенция

Внутренняя организация Совета Федерации определяется по­становлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ «О Регламенте1 Совета Федерации Фе­дерального Собрания Российской Федерации».

В структуру Совета Федерации входит Совет палаты, коми­теты Совета Федерации и комиссии Совета Федерации. Кроме того, для обеспечения своей деятельности Совет Федерации создает Аппарат Совета Федерации.

Для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности Совета Федерации, связанных с его постоянным функционированием, в палате образуется постоянно действующий орган — Совет палаты.

В его состав входят Председатель Совета Федерации и его за­местители, председатели комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации, которые обладают правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом палаты.

Совет палаты собирается на заседания, как правило, по вторни­кам в 12 часов. В заседаниях участвуют полномочные представители органов государственной власти, члены Совета Федерации, полномочные представители Совета Федерации в государственных орга­нах, Руководитель Аппарата Совета Федерации и его заместители.

Далее в структуре Совета Федерации идут комитеты и комис­сии, образованные из числа членов палаты. Причем следует заме­тить, что комиссии могут быть постоянными и временными. Дея­тельность временных комиссий ограничивается определенным сро­ком или конкретными задачами. Так, например, была создана Парламентская комиссия по расследованию причин и обстоятель­ств совершения террористического акта в г. Беслане Республики Северная Осетия — Алания 1—3 сентября 2004 года. Она призвана выяснить причины и обстоятельства трагедии и выработать рекомендации по совершенствованию действующего российского зако­нодательства по борьбе с терроризмом.

Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации образуют­ся для разработки базовых, концептуальных предложений по реа­лизации конституционных полномочий Совета Федерации, предва­рительного рассмотрения одобренных Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации проектов федераль­ных законов, законов о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, принятых Государственной Думой и пе­реданных на рассмотрение Совета Федерации федеральных зако­нов, а также других вопросов, отнесенных к ведению Совета Феде­рации Конституцией РФ, федеральными конституционными зако­нами, федеральными законами. В Совете Федерации образованы и действуют 16 комитетов и 7 по­стоянных комиссий.

Законодательная деятельность — это основная деятельность Государственной Думы. Путем осу­ществления законодательной деятельности Дума утверждатся как представительный орган, ветвь за­конодательной власти. Законы являются итогом ра­боты Думы по созданию закона, которая называется законодательным процессом. Законодательный процесс состоит из следующих стадий:

1) законодательной инициативы;

2) экспертизы законопроекта;

3) обсуждения законопроекта;

4) принятия законопроекта;

5) обнародования закона.

Субъектами законодательной инициативы яв­ляются депутаты, Президент, Правительство, Вер­ховный Суд и Высший Арбитражный Суд (по вопро­сам их ведения) и др.

Право законодательной инициативы осу­ществляется в форме внесения в Думу:

а) законопроектов;

6) законопроектов о внесении изменений и до­полнений в действующие законы либо о признании этих законов утратившими силу;

в) поправок к законопроектам. Субъектом права законодательной инициати­вы должны быть представлены:

1) пояснительная записка к законопроекту, со­держащая и изложение концепции предлагаемого законопроекта;

2) текст законопроекта;

3) перечень актов федерального законодатель­ства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона;

4) финансово-экономическое обоснование;

5) заключение Правительства.

Законопроекты, предусматривающие расходы, по­крываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правитель­ства. Если внесенный в Думу законопроект не соответ­ствует требованиям Конституции, Совет Государствен-

Совет Федерации осуществляет представи­тельство интересов субъектов РФ. Поэтому во­просы, отнесенные исключительно к ведению верх­ней палаты Федерального собрания, определяются прежде всего интересами субъектов РФ.

Например, изменение границ между субъектами Российской Федерации возможно лишь при наличии взаимного согласия субъектов Федерации об измене­нии их границ и согласия Совета Федерации в форме утверждения договора или соглашения, заключенного субъектами Федерации по поводу изменения границы между ними.

Утверждение изменения границ оформляется поста­новлением Совета Федерации. Если Совет Федерации откажет в утверждении, договор или соглашение меж­ду субъектами Федерации считается несостоявшим­ся. Президент при введении на территории РФ или в отдельных ее местностях военного либо чрезвычай­ного положения обязан незамедлительно сообщить об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Вопрос об утверждении указа рассматривается Советом Федерации, в случае, если проект постанов­ления об утверждении указа не получил большин­ства голосов, указ не утверждается, что оформляет­ся постановлением Совета. В этом случае указ теряет силу через 72 часа после обнародования.

Решение вопроса о возможности использова­ния Вооруженных Сил за пределами ее террито­рии может решаться Советом Федерации по своей инициативе либо по представлению Президента.

Совет Федерации назначает выборы Президен­та. Выборы могут быть очередные, которые назна­чаются по истечении срока полномочий Президента, ли­бо внеочередные — при досрочном прекращении его полномочий.

Наши рекомендации