Вопрос Становление прав человека в России
Права и свободы человека и гражданина, как следует из ст. 2 Конституции РФ, являются высшей социальной ценностью.
Конституционно (ч. 1 ст. 45 Конституции РФ) гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Гарантом прав и свобод человека и гражданина от имени государства выступает его глава – Президент РФ.
Отдельно (ст. 46 Конституции РФ) конституционно гарантируется судебная защита прав и свобод человека и гражданина, в суд могут быть обжалованы решения и действия (бездействие) органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц. Более того, в случае исчерпания всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты существует возможность обращения (в соответствии с международными договорами РФ) в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (напр., Европейский Суд по правам человека либо Комитет по правам человека ООН).
Каждый вправе сам защищать свои права и свободы всеми законными способами. Напр., в соответствии со ст. 37 Уголовного кодекса РФ допускается (в состоянии необходимой обороны) причинение вреда лицу, посягающему на личность и права обороняющегося (других лиц), охраняемые законом интересы общества и государства (с учетом характера и опасности указанного посягательства).
В соответствии со ст. 52 и 53 Конституции РФ государство обеспечивает потерпевшим от преступлений и злоупотреблений властью доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В России не должны издаваться законы, отменяющие (умаляющие) права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55 Конституции РФ).
Вопрос Законодательная техника: понятие, характеристика элементов состава
Эффективность и результативность законов и иных нормативно-правовых актов в большой мере зависит от того, насколько точны и ясны юридические формулировки, насколько они логически связаны и последовательны, насколько единообразно применение юридических понятий и терминов. Этому способствуют правила и приемы законодательной техники, которые используются законодателем в ходе подготовки нормативно-правовых актов.
Итак, законодательная техника – это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности. Объектом законодательной техники является текст нормативного документа, в отношении которого применяются интеллектуальные усилия законодателя. Именно последний и использует различные правила и приемы подготовки нормативных актов.
Необходимо отметить, что уровень развития законодательной техники всегда служит надежным показателем уровня развития правовой культуры общества. Несомненно также и то, что законодательная техника не чисто техническая, прикладная проблема, а критерий определения сущности права, критерий направленности политической воли законодателя.
Правила подготовки проектов нормативных актов весьма многообразны и многочисленны. Назовем наиболее общие из них:
1) конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования;
2) логика в изложении текста документа и связь нормативных предписаний между собой;
3) отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативном акте, так и во всей системе законодательства;
4) ясность, простота применения и понимания терминов; недопустимость использования в тексте документа неясных, многозначных и нечетких, эмоционально насыщенных терминов типа «бесчинство», «буйнопомешанный», «исключительный цинизм» и др.;
5) отказ от канцеляризмов, словесных штампов, устаревших оборотов и редко встречающихся слов («присовокуплять», «довольствие» и др.);
6) краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу.
От правил законодательной техники следует отличать правила оформления нормативного акта. Это специфические и унифицированные нормы, которые фиксируют официальные реквизиты и структурные части нормативного акта. Так, все конституции всегда имеют преамбулу (вводную часть), а кодексы состоят обычно из общей и особенной частей, нумерация статей в кодексе сплошная, и при включении в него новой нормы ей присваивается индекс («значок»), который не нарушает установленной нумерации.
К реквизитам нормативного акта, подтверждающим его официальный характер, относятся: дата и место его принятия, подписи должностных лиц, заголовок (полный и сокращенный), указание на адресатов юридического документа.
Вопрос Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: структура и компетенция
Внутренняя организация Совета Федерации определяется постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ «О Регламенте1 Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».
В структуру Совета Федерации входит Совет палаты, комитеты Совета Федерации и комиссии Совета Федерации. Кроме того, для обеспечения своей деятельности Совет Федерации создает Аппарат Совета Федерации.
Для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности Совета Федерации, связанных с его постоянным функционированием, в палате образуется постоянно действующий орган — Совет палаты.
В его состав входят Председатель Совета Федерации и его заместители, председатели комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации, которые обладают правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом палаты.
Совет палаты собирается на заседания, как правило, по вторникам в 12 часов. В заседаниях участвуют полномочные представители органов государственной власти, члены Совета Федерации, полномочные представители Совета Федерации в государственных органах, Руководитель Аппарата Совета Федерации и его заместители.
Далее в структуре Совета Федерации идут комитеты и комиссии, образованные из числа членов палаты. Причем следует заметить, что комиссии могут быть постоянными и временными. Деятельность временных комиссий ограничивается определенным сроком или конкретными задачами. Так, например, была создана Парламентская комиссия по расследованию причин и обстоятельств совершения террористического акта в г. Беслане Республики Северная Осетия — Алания 1—3 сентября 2004 года. Она призвана выяснить причины и обстоятельства трагедии и выработать рекомендации по совершенствованию действующего российского законодательства по борьбе с терроризмом.
Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации образуются для разработки базовых, концептуальных предложений по реализации конституционных полномочий Совета Федерации, предварительного рассмотрения одобренных Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации проектов федеральных законов, законов о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, принятых Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации федеральных законов, а также других вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами. В Совете Федерации образованы и действуют 16 комитетов и 7 постоянных комиссий.
Законодательная деятельность — это основная деятельность Государственной Думы. Путем осуществления законодательной деятельности Дума утверждатся как представительный орган, ветвь законодательной власти. Законы являются итогом работы Думы по созданию закона, которая называется законодательным процессом. Законодательный процесс состоит из следующих стадий:
1) законодательной инициативы;
2) экспертизы законопроекта;
3) обсуждения законопроекта;
4) принятия законопроекта;
5) обнародования закона.
Субъектами законодательной инициативы являются депутаты, Президент, Правительство, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд (по вопросам их ведения) и др.
Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Думу:
а) законопроектов;
6) законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы либо о признании этих законов утратившими силу;
в) поправок к законопроектам. Субъектом права законодательной инициативы должны быть представлены:
1) пояснительная записка к законопроекту, содержащая и изложение концепции предлагаемого законопроекта;
2) текст законопроекта;
3) перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона;
4) финансово-экономическое обоснование;
5) заключение Правительства.
Законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства. Если внесенный в Думу законопроект не соответствует требованиям Конституции, Совет Государствен-
Совет Федерации осуществляет представительство интересов субъектов РФ. Поэтому вопросы, отнесенные исключительно к ведению верхней палаты Федерального собрания, определяются прежде всего интересами субъектов РФ.
Например, изменение границ между субъектами Российской Федерации возможно лишь при наличии взаимного согласия субъектов Федерации об изменении их границ и согласия Совета Федерации в форме утверждения договора или соглашения, заключенного субъектами Федерации по поводу изменения границы между ними.
Утверждение изменения границ оформляется постановлением Совета Федерации. Если Совет Федерации откажет в утверждении, договор или соглашение между субъектами Федерации считается несостоявшимся. Президент при введении на территории РФ или в отдельных ее местностях военного либо чрезвычайного положения обязан незамедлительно сообщить об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Вопрос об утверждении указа рассматривается Советом Федерации, в случае, если проект постановления об утверждении указа не получил большинства голосов, указ не утверждается, что оформляется постановлением Совета. В этом случае указ теряет силу через 72 часа после обнародования.
Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами ее территории может решаться Советом Федерации по своей инициативе либо по представлению Президента.
Совет Федерации назначает выборы Президента. Выборы могут быть очередные, которые назначаются по истечении срока полномочий Президента, либо внеочередные — при досрочном прекращении его полномочий.