Тема 2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

ПОЛИТОЛОГИЯ

Методические указания по изучению учебной дисциплины

Для подготовки бакалавров

По направлению подготовки 080100 Экономика

Институт подготовки государственных

и муниципальных служащих

Категория обучающихся: студенты

Курс: 2-й (заочная форма обучения)

Тема 2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ - student2.ru

Рязань 2014

Тема 2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ - student2.ru

ББК 66.0р30

Тема 2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ - student2.ru П50

Рецензенты:

М.И. Кошелев, доктор философских наук, профессор (Рязанский филиал Московского университета имени С.Ю. Витте);

А.И. Кудрявцев, кандидат философских наук, доцент (Академия ФСИН России)

Бурукин В.В., Иванова О.В.

П50 Политология : методические указания по изучению учебной дисциплины. – Рязань : Академия ФСИН России, 2014. – 57 с.

Методические указания по изучению учебной дисциплины составлены на основе рабочей программы учебной дисциплины.

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры философии и истории 19 марта 2014 г., протокол № 8.

Начальник обеспечивающей кафедры

кандидат исторических наук, доцент О. А. Тарасов

Тема 2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ - student2.ru Учебно-методическое издание

Бурукин Вадим Валерьевич, Иванова Ольга Вячеславовна

Тема 2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ - student2.ru

ПОЛИТОЛОГИЯ

Методические указания по изучению учебной дисциплины

Технический редактор Л.И. Семочкина Редакционно-издательский отдел
Подписано в печать 21.04.14. Академии ФСИН России
Формат 60x84 1/16. 390000, г. Рязань, ул. Сенная, 1
Бумага офсетная. Гарнитура Times. Отпечатано: Отделение полиграфии РИО
Печ. л. 3,6. Академии ФСИН России
Тираж 15 экз. Заказ № ____. 390000, г. Рязань, ул. Сенная, 1

ББК 66.0р30

© Бурукин В.В., Иванова О.В., 2014

Тема 2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ - student2.ru © Академия ФСИН России, 2014

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Учебная дисциплина «Политология» относится к гуманитарному социальному и экономическому циклу ФГОС ВПО, является элементом его вариативной части (Б.1.1.5.). Изучение дисциплины предполагается на базе знаний, умений и компетенций, приобретенных в результате получения общего среднего образования, а также знаний формирующихся при изучении следующих курсов: «История», «Философия», «Социология».

Методы, освоенные в дисциплинарных рамках политологии, имеют всеобщую (междисциплинарную) значимость. Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа).

Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование элементов следующих общекультурных компетенций:

– способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК 4).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

– объект, предмет и методы политической науки, ее понятийно-категориальный аппарат, структуру политической науки, понимать ее место в системе социальных наук, иметь представление об истории политических учений;

– ориентироваться в основных современных научных политологических направлениях, школах и их достижениях;

– основное содержание национальных интересов России и принципы ее современной международной политики.

Уметь:

– применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;

– анализировать процессы и явления, происходящие в обществе.

Владеть:

– основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием политических знаний;

– навыками практического использования полученных знаний по учебному курсу в различных условиях деятельности;

– получить дополнительный стимул к развитию личности: способность к аналитическому мышлению, к диалогу, стремление к расширению своей эрудиции на основе интереса к политологии.

Организовать самостоятельное изучение дисциплины «Политология» помогут методические рекомендации. Методические рекомендации по изучению курса «Политология» представляют собой систематизированные основы теоретических знаний по дисциплине, акцентируют внимание на наиболее сложных и узловых вопросах темы. При этом методические рекомендации не должны рассматриваться как исчерпывающая информация по той или иной теме, т.к. призваны лишь соориентировать обучающихся в той или иной теме, и, в дальнейшем, стимулировать их активную познавательную, способствовать формированию у них твердых знаний по дисциплине.

В соответствии с учебным планом студент заочной формы обучения должен выполнить контрольную работу. Итоговый контроль знаний – защита контрольной работы и зачет.

Учебно-тематический план

Заочная форма обучения

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов   Из них аудиторных: Самостоятельная работа
Всего часов Лекции Семинарские занятия Практические занятия Др. виды занятий
3 семестр
1. Предмет, методы и функции политологии - - - - -
2. История становления и развития политической мысли - -
3. Политика как сфера общественной жизни - - - - -
4. Теория политической власти и властных отношений     - - -
5. Политические системы и их типология - - - - -
6. Государство и гражданское общество: происхождение и сущность - - - - -
7. Политические партии и движения   -   - -
8. Политические элиты и политическое лидерство - - - - -
9. Политические отношения и политические процессы - - - - -
10. Политическое сознание и политические идеологии - -
11. Политическая культура и политическая социализация - - - - -
12. Мировая политика и международные отношения - - - - -
Всего по курсу - -

Тема 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ

Вопросы для изучения:

1. Объект и предмет политологии.

2. Методы политологии.

3. Функции политологии.

При изучении первого вопроса необходимо обратить внимание на то, что в современном виде политология сложилась только в конце XIX века. Длительное время она развивалась в рамках других наук - прежде всего, философии и государствоведения. Начало формирования специфической политической проблематики отмечается только в XVI веке, когда Н.Макиавелли определил политическую науку как учение о государстве. К середине XIX века политология становится самостоятельной научной и учебной дисциплиной.

Рассматривая проблемы объекта и предмета политологии, следует учитывать неоднозначность подходов к его определению. Одни рассматривает политологию как метатеорию политики, т.е. включает в нее все дисциплины, исследующие политику (политическая философия, политическая экономия, политическая психология, политическая социология и т.п.). Другие исходят из того, что политологии как самостоятельной науки нет, а есть только политическая социология. Третьи рассматривает политологию как общую теорию политики. Ее отличие от других политических наук в том, что она изучает политику как целое, как социальное явление.

Таким образом, исходя из третьего подхода,объект политологии - политическая сфера общественной жизни. Это особая сфера, связанная с властными отношениями, с государством и государственным устройством, политическими институтами, принципами и нормами, функционирование и действие которых призвано гарантировать жизнеспособность того или иного сообщества людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей.

Предмет политологии - три группы закономерностей: закономерности возникновения, развития и функционирования политических интересов, концепций, взглядов и теорий; закономерности становления, функционирования и изменения характера и содержания политической власти; закономерности функционирования и развития политического процесса.

Анализируя проблемы второго вопроса, обратите внимание на классификацию методов политической науки. Исходя из степени общности анализа объекта или диапазона реальности, изучаемого наукой, можно выделить три группы методов, используемых в политическом познании: 1) общенаучные; 2) социально-гуманитарные и 3) специально-научные.

Первая, общенаучная, группа методов включает в себя такие, как индукция и дедукция, анализ и синтез, диагноз и прогноз, определение и классификация, сравнение и аналогия, наблюдение и эксперимент, статистический анализ и логико-математическое моделирование и т. д.

Особенность второй группы методов состоит в том, что инструменты этого рода используются в основном в социально-гуманитарных дисциплинах, в отличие от естественных и технических наук. К ним относятся методы историко-сравнительного и синхронно-компаративного исследования, анализа документов и источников, а в последнее время в большинство общественных наук проникли принадлежавшие ранее лишь психологии тесты и шкалирование, а из социологии — интервью, анкетные опросы и зондажи общественного мнения; из культурологии - методы изучения стереотипов и традиций; из лингвистики и семантики - приемы анализа знаков и символов и т.д.

Что же касается последней в рамках данного деления, третьей группы специально-научных методов, то к ним можно отнести те приемы, которые уже наработаны в самой политологии, - модификацию или комбинирование нескольких методологических компонентов в особый инструментарий, пригодный лишь при специфическом исследовании конкретного политического объекта. В качестве примеров можно привести имитационное моделирование политических ситуаций с использованием элементов теории игр или рейтинговые экспертные оценки популярности политических лидеров, или же, наконец, многомерно-статистический, сравнительный анализ государств и партий, который осуществим лишь с использованием компьютерной техники.

Третий вопрос связан с выявлением основных функций политологии. К ним относятся:

Теоретико-познавательная функция. Политология призвана познавать политическую реальность и давать фундаментальные знания о природе и источниках властных отношений, способах их рациональной организации.

Инструменталистская функция. Политология призвана указывать эффективные способы преобразования политической и иных сфер общества на основе согласия и учета интересов субъектов политики.

Воспитательно-социализационная функция. Политология призвана формировать демократическую политическую культуру граждан, способствовать интеграции индивидов в политическое сообщество на основе общепринятых норм и стандартов политического поведения, воспитывать индивида как гражданина своей страны и как вообще «политического человека».

Диагностическая функция призвана определять соответствие программ, политических курсов как тенденциям социального прогресса, так и реальным возможностям и состоянию развития конкретного общества.

Функция политической рефлексии призвана вырабатывать способность рационально-критически оценивать политические процессы, свободно самоопределяться в политической жизни.

Прогностическая функция. Политология призвана разрабатывать желаемые и возможные варианты развития политических процессов, учитывая действие различных факторов: международных, экономических, социально-классовых, идеологических.

Политология имеет непосредственную практическую значимость для разработки государственной политики. На основе политологических исследований вырабатываются критерии выделения политически значимых для общества проблем, обеспечивается необходимая информация о социально-политических процессах, предотвращаются и разрешаются социальные конфликты.

Вопросы для самоконтроля:

1. Когда политология выделилась в отдельную отрасль знаний?

2. Какие подходы существуют в вопросе объекта и предмета политологии?

3. Что такое политическая сфера общества?

4. Какие группы закономерностей составляют предмет политологии?

5. Назовите методы изучения политической реальности?

6. Каковы основные функции политологии?

Используемая литература: [1, 2, 5, 8, 10, 15, 26].

Тема 2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Вопросы для изучения:

1. Политическая мысль древнего мира и античности.

2. Политическая мысль средневековья и эпохи Возрождения.

3. Политические теории Нового времени.

4. Основные этапы становления политической мысли в России и их содержание.

5. Основные школы современной зарубежной политологии.

Изучая проблемы первого вопроса,следует учитывать изменение круга проблем, оказывающихся в поле зрения исследователей конкретной эпохи. В своем возникновении политическая мысль у древних народов восходит к мифологическим истокам. Древние люди представляли земные порядки как часть общемирового, космического порядка, как результат божьего промысла. Отличия - в мифах по-разному трактовалась характер и способы связи между божественным началом и земным порядком.

В эпоху Древней Греции и Древнего Рима (Сократ, Платон, Аристотель, Лукреций, Цицерон) происходит постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы и формируется философско-этический подход к проблемам власти и государства. Впервые предпринята попытка анализа устройства государства, классификация его форм, определение наилучшей, идеальной формы правления.

Во втором вопросе следует уяснить, что в эпоху Средневековья (Марк Августин, Фома Аквинский) разрабатывается теологическая концепция политической власти, рассматривается роль религии и государства в политике, обосновывается верховенство церкви над государством.

Эпоху Возрождения в определенном смысле можно рассматривать как период зарождения собственно политической науки. Н. Макиавелли впервые определил политическую науку как учение о государстве. Он разработал принципы изменения политических структур и тактику этих изменений. Ему принадлежит обоснование политики как опытной науки, свободной от христианской морали. Он стал основоположником разработки теории политического республиканизма.

Третий вопрос предполагает изучение основных теорий Нового времени. В эту эпоху (Т.Гоббс, Дж.Локк, Ш.Монтескье) формируется гражданская концепция политики, обосновывается принцип разделения властей, дается характеристика правового государства, зарождается либеральная политическая идеология, выдвигается концепция прав и свобод человека и гражданина.

С середины XVIII века на смену гражданской концепции политики приходит социальная (Ж.-Ж.Руссо, А.Токвиль, Э.Берк, К.Маркс, Ф.Энгельс). Отправная точка их анализа не индивид, а социальная группа - нация, класс, человечество. Индивид есть продукт социальной группы. Государство рассматривается не с точки зрения образования, а с точки зрения развития. Большое внимание уделяется проблемам детерминации политики социоэкономической средой. Зарождаются и обосновываются революционная и консервативная традиции.

В конце XIX - начале XX вв. политология складывается как относительно самостоятельная отрасль обществознания. В этот период главное внимание политологов было сосредоточено на исследовании проблем политической власти и ее социальных основ - теории заинтересованных групп (А.Бентли), теория элиты (Г.Моска, В.Паретто), социологической теории государства (М.Вебер), теории олигархизации власти (Р.Михельс), психологической теории власти (Г.Лассуэл). В середине XX в. внимание политологов было сосредоточено на проблемах либерализации политической жизни, разработке концепций демократизации и политической трансформации общества - новая теория демократии (И.Шумпетер), плюралистическая теория демократии (Р.Даль).

С конца XX в. основное внимание исследователей сосредоточено на поиске новых парадигм политической науки, обосновании адекватных современному этапу развития западного общества теоретических моделей и концепций власти - футурологическая концепция единого мирового государства (У.Кларк, П.Сон), концепция постиндустриального общества (А.Белл, Р.Арон, Дж.Гэлбрейт), концепция информационного общества (О.Тоффлер, Дж.Нейсбит), концепция национального интереса (Г.Моргентау).

При изучении проблем четвертого вопроса, прежде всего, следует обратить внимание на особенностии характерные черты политической мысли России. Это - преобладание крайностей (радикализм и консерватизм); категоричность и нетерпимость консерватизма и радикализма (неприятие либерализма); чрезмерная идеализация и мифологизация (прошлого - консерваторами, будущего - радикалами); тесная взаимосвязь политических, религиозных, нравственных и философских идей и концепций; недостаточная политическая и экономическая обоснованность выдвигаемых идей и путей их практической реализации.

Политические идеи Древней Руси (Илларион, Нестор, Владимир Мономах) развивались в рамках религиозной традиции, отражали политическую ситуацию эпохи и в основном сводились к идеям борьбы за независимость от внешних врагов, осуждению княжеских междоусобиц, необходимости единения всех русских земель.

В период образования централизованного государства (И.Пересветов, Иван Грозный) политическая мысль сосредоточилась на обосновании необходимости сильной самодержавной власти и особой миссии России (концепция «Москва - третий Рим»).

В период становления и укрепления абсолютизма доказывалось превосходство светской власти над духовной, необходимость подчинения государству духовенства и монашества, абсолютное самодержавие провозглашалось как неизбежная и необходимая форма существования страны и народа (Ф.Прокопович, Ю.Крижанич, В.Татищев, И.Посошков).

Во второй половине XVIII века в политической мысли началась идейная поляризация. Наряду с официальной идеологией, в основе которой лежала концепция «просвещенного абсолютизма» (Екатерина II), существовали идеологии дворянского либерализма (С.Десницкий, Я.Козельский) и зарождающегося радикализма (А.Радищев). Последние критиковали существующий строй и выступали за отмену крепостного права и ограничение власти монарха. Тогда же формируется и консервативно-аристократическая идеология, отстаивающая необходимость сохранения феодально-крепостнического строя (М.Щербатов).

В XIX века в центре политической мысли оказались проблемы борьбы с феодализмом и поиски лучших (чем реальный капитализм) путей исторического развития России. В этот период происходит оформление и обоснование основных политических идеологий. Консерваторы (славянофилы), представленные двумя течениями - реакционное славянофильство (С.Уваров, К.Победоносцев) и реформаторское славянофильство (А.Хомяков, Н.Данилевский) - выступают либо за незыблемость существующего строя, либо за возврат к допетровским порядкам. Либералы (идеология западничества) выступают с критикой деспотизма в организации государственной власти и отстаивают необходимость установления конституционной монархии, разделения властей, правового государства (М.Сперанский, П.Чаадаев, П.Анненков, Б.Чичерин). Радикалы (декабристы - П.Пестель, Н.Муравьев, революционные демократы - А.Герцен, Н.Огарев, В.Белинский) обосновывают революционные планы коренного преобразования государственного строя России. Во второй половине XIX в. основными формами радикального течения становятся революционное народничество, сочетающее идеи анархизма, просветительства и заговора (М.Бакунин, П.Лавров, П.Ткачев), и большевизм (В.Ленин), обосновывающий необходимость пролетарской революции и установление диктатуры пролетариата. На рубеже XIX - XX вв. формируется идеология социал-реформизма (меньшевизм) - ее сторонники (Г.Плеханов, Ю.Мартов) выступают за реформаторский путь перехода к новому обществу, строгое следование марксистской теории.

В послеоктябрьский период политическая мысль России разделилась на два основных течения. Первое - ортодоксально марксистское к концу 20-х годов превратилось в наукообразный официоз - идеологическое обеспечение политики ВКП(б)-КПСС. В этом течении политологии места не было, все заменил марксизм-ленинизм. Другое течение складывалось из работ русских философов и теоретиков-юристов либерального (П.Струве, Г.Федотов), социалистического (А.Потресов, Ф.Дан) и консервативного (Н.Бердяев, Н.Ильин) направлений. Однако влияние представителей данного течения оказалось крайне ограниченным, т.к. большинство из них уже в первые годы Советской власти оказались в эмиграции. Только в 90-е годы ХХ века политическая мысль русского зарубежья стала достоянием массового читателя.

Заканчивая изучение данной темы (пятый вопрос), следует обратиться к основным школам современной зарубежной политической науки. Среди них можно выделить англо-американскую (С.Липсет, С.Хантингтон, Г.Моргентау, Р.Дарендорф) - в фокусе ее деятельности разработка проблем политической модернизации и стабильности, политических конфликтов, внешней политики. Французская школа (М.Дюверже, Ж.Бурдо, Р.Арон) сосредоточилась на изучении проблем типологии политических режимов, легитимности, партийно-политической инфраструктуры. Немецкая школа (Г.Майер, И.Фетчер) занимается в основном сравнительным анализом политических систем, разработкой проблем функционирования гражданского общества и правового государства.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы отличительные черты политической мысли эпохи Античности?

2. В чем смысл философско-этической концепции политики?

3. Что составляло главные направления в развитии политической мысли Средневековья?

4. Каков вклад Н.Макиавелли в развитие политической мысли?

5. Когда возникла гражданская концепция политики и в чем ее суть?

6. Каково содержание социальной концепции политики?

7. Перечислите особенности и характерные черты политической мысли России.

8. Перечислите основные этапы становления и развития политической мысли России и дайте краткую характеристику их содержания.

9. Перечислите основные школы современной политической науки.

Используемая литература: [1, 2 ,3, 4, 5, 6, 7, 8, 15, 24].

Наши рекомендации