Этапы становления и развития политической мысли.

Политическая мысль Древнего Востока(фараон (царь) есть наместник Бога: он властитель, и духовный прави­тель (главный жрец). Государство — творение высших кос­мических сил» божественного закона; его предназначение - установить по­рядок на земле» упорядочить совмест­ную жизнь людей. Государство как творение воли Неба — большая семья; его жизнь должны регулировать высокие нравственные принципы; основная добродетель под­данных государства — преданность и подчинение правителю, послушание и почтительность к «старшим».) Политические учения Древней Греции и Древнего Рима (В государстве, как и в семье, кто-то должен управлять, а кто-то подчи­няться; государства отличаются фор­мами организации власти (правле­ния), характером отношений «господ­ства-подчинения». Идеальное государство — правление лучших и благородных - мудрецов-философов; государство сильно мудростью своих правителей Власть, основывающаяся на воле на­рода и законах. — демократия, а правление антинародное, игнорирующее законы - тирания. Самая разумная, правильная форма государства - полития, когда правит большинство в интересах общей пользы. Тирания сохраняется двумя способа­ми: вселением малодушия в поддан­ных с помощью убийств популярных в обществе, свободомыслящих людей; запретом товариществ, откуда проис­текают взаимное доверие и уверен­ность в себе. Обязанности человека перед общест­вом и государством имеют приори­тетное значение; права свободного гражданина римского государства недопустимо оскорблять и ущемлять. Все известные формы государствен­ного правления несовершенны, и наихудшая из них - демократия.)Средние века (VI—XV вв.)( Приоритет идеи Божества и христи­анской церкви над индивидом и госу­дарством; каждый человек создан по образу и подобию Бога и несет лич­ную ответственность только перед Богом. Государство - творение Божье, его предназначение - вести людей к на­чертанной Богом цели. Над земными властями стоит выс­шая, абсолютная власть Бога, поэто­му духовная власть церкви обладает превосходством над светской. Неравенство в обществе предопреде­лено миром небесным, Бог создал людей свободными, но рабство существует как неизбежное наказание за грехи. В той мере, в какой светская власть нарушает законы Бога, подданные вправе оказывать ей сопротивление. Всякая политическая власть осуще­ствляется с согласия народа; все за­коны государства должны служить общему благу, приниматься народом и его представителями.Эпохи Воз­рождения.В обществе большое число знатных, которые живут в праздно­сти, как трутни, и неимущих труже­ников. Частная собственность, имуще­ственное неравенство, социальная не­справедливость — главные источники конфликтов, политического неравен­ства, преступности, паразитизма в обществе. Сильное, централизованное нацио­нальное государство — высшая цен­ность; во имя его интересов возмож­ны отступления от религии и морали.Новое время(16-19вв.).Формирование политической идеоло­гии либерализма, концепции прав че­ловека и гражданина. Развитие теории общественного дого­вора. Обоснование принципа разделения го­сударственной власти на законодатель­ную» исполнительную и судебную. Становление идеологии консерва­тизма. Творческий поиск новых моделей спра­ведливого социально-политического строя; обоснование марксистской социально-политической доктрины.20-ый век.

Формирование теории элит(Парета). Элиты: старые, молодые. Элиты всегда договорятся. Также формируются теория конфликта, теория социальной солидарности. Концепция тоталитаризма(Бердяев, Хайек).

4.Политика как объект политологии и общественное явление.тОсновные причины возникновения политики: объективная потребность в регулировании социальных отношений; станов­ление государства; необходимость реализации общих интересов. В переводе с древнегреческого языка политика означает «то, что относится к государству».Политика — сфера отношений: 1) индивидов, социальных групп и инсти­тутов по поводу использования госвласти для удовлетворения общественных интересов; 2) государств, союзов государств, международных организаций по поводу урегулирования мировых конфликтов и противоречий, взаи­мовыгодного сотрудничества. Клас­сификация политики: по видам (внутренняя, внешняя), направленности (экономическая, соци­альная, национальная, образовательная, научно-техническая, кредитно-денежная, бюджетно-налоговая, инвестиционная, военная, правовая, экологическая), приоритетности (полити­ка нейтралитета, национального примирения, «открытых две­рей», «большого скачка»), характеру, (демократическая, тота­литарная, авторитарная, социал-демократическая, либеральная, консервативная). Функции:1.выражениеи реализация соци­альныинтересов.2.интеграция общества(сплочение граждан для достиже­нияобщих целей, предупреждение и разрешение социаль­но-политических конфликтов);3.управление общественными процессами(посредством при­нятия и выполнения политических решений, распределе­ния ценностей и благ, использования ресурсов государ­ственной власти, создания и применения мотивационных механизмов политических действий, государственного контроля, убеждения, принуждения);4. политическая социализация личности(усвоение человеком политических ценностей, приобщение его к управлению делами государства и общества);5.проектирование социально-политического развития;6.регулирование отношений и поведениясубъектов полити­ки(выработка норм поведения и контроль их соблюде­ния,распределение политических функций и ролей, обес­печение политической коммуникации).Субъекты политики - участвующие в ней люди (индиви­ды, социальные общности и группы), общественные и государ­ственные институты.Объекты политики— общество, государство и их институ­ты, социальные группы, проблемы и процессы. Политическая организация общества — совокупность поли­тических институтов, которые выполняют различные роли и функции, обладают властными полномочиями, закрепленны­ми в законах государства. Политические интересы— побудительные причины поведе­ния субъектов политики, их осознанные потребности, обуслов­ленные условиями общественно-политической действительно­сти. Политическое сознание-это отраженная в сознании людей социально-поли­тическая реальность — их мысли, ценностные установки, убеж­дения, психология (эмоции, чувства, переживания). Субъекты политики реализуют свои интересы, роли и пол­номочия вполитической деятельности. Ее характер и резуль­таты зависят от политической культуры субъектов политики, политического режима в государстве, возможностей общества, иных факторов.Принято различать три уровня функционирования полити­ки: мегалолитику, макрополитику, микрополитику. Сфера взаимодействия: политика и мораль, экономика, право, наука.

7.Политические идеи мыслителей Беларуси. Становление политологии в РБ. Политическая мысль Беларуси (XI-XIX вв.)Идеи единения восточнославянских земель-княжеств, укрепления фео­дальной власти и утверждения хри­стианской религии в произведениях Е. Полоцкой и К. Туровского. Идеи гуманизма и патриотизма, справедливости и равенства людей в творчестве Ф. Скорины, Н. Гусовско-го, С. Будного, А. Волана, Л. Сапеги, В. Тяпинского. Развитие демократических идей борь­бы с польскими феодалами и като­лической церковью, национальной независимости Беларуси и ее едине­ния с Россией (С. Полоцкий, А. Фи­липпович, М. Смотрицкий). Революционно-демократические взгляды К. Калиновского, направ­ленные против крепостничества и царского самодержавия. Становление.Кафедра политологии БГУ была создана в 1991 г. Первым заведующим кафедрой стал доктор философских наук профессор А.М. Байчоров, в 1992 г. открытие отделения политологии на философско-экономическом факультете. В 1994 г. отделение политологии было переведено на юридический факультет с квалификацией «политолог-юрист». В 1997 г. состоялся первый выпуск 24 студентов-политологов БГУ с этой квалификацией. На сегодняшний день в Республике Беларусь политология как учебная дисциплина находится в значительно более выгодном положении, нежели как наука. Особенность современного этапа развития политологии в Беларуси – накопление потенциала. Первостепенная задача политической науки – это анализ политических феноменов и реальностей нашей страны, ибо мировой политический опыт приобретает значимость лишь в соотнесении с интересами, потребностями, побуждениями конкретной страны. И у нас политическая наука в собственном смысле слова может быть только национальной по сути. Важная задача политологии – воспитание гражданственности, оснащение обучающихся знаниями, конкретными фактами и методами анализа политической системы

8.Власть как социально-политический феномен. Структура и механизм власти.Власть — это система социальных отношений «господ­ства—подчинения*, форма организации индивидуальной и общественной жизни. Она есть регулятор общественных взаимосвязей, средство достижения личных, групповых и общественных целей. С ее помощью удовлетворяются общезначимые, групповые и част­ные интересы. Власть проявляет себя во всех сферах общественной жизни. Виды власти:экономическая, политическая, неполити­ческая, социальная, культурно-информационная, принудительная. Формы власти— государственная, политическая, семейная, партийная, проф­союзная, мафиозная, неформальных лидеров и другие. Структура.Субъекты власти— непосредственные носители, агенты власти: индивид, социальная группа, организация, учреж­дение, мировое сообщество. Объекты власти— человек, социальные группы, этничес­кие общности, государственные органы, общественные организации и проблемы, предприятия и учреждения. Источники власти— законность, авторитет, желание и умение властвовать, материальные возможности, престиж, интерес, страх подданных перед силой власти, традиции, убеждения и др. Функции. господство, руководство, контроль, регуляция, координация, организация, мобилизация. Ресурсы власти:экономические, социальные, нормативно-правовые, административно-при­нудительные, организационные, культурно-информацион­ные, демографические. Признаки власти. 1. Власть есть особыйвидотношений между субъектом и объектомс целью достижения определенных результатов. 2. Власть — влияние, право и возможность управлять объек­том, подчинять его своей воле. 3. Власть выражается в нормах, правилах, стимулах, сан­кциях, психологическом воздействии, 4. Власть — главная привилегия в обществе: чем больше ее имеют, тем больше ее хотят. Механизм власти – совокупность органов, учреждений и должностных лиц, которые в установленном правовом порядке наделены властными полномочиями и участвуют в осуществлении государственной политической власти. Следует добавить, что это не только система органов, но и ряд принципов на основе которых функционирует механизм власти.

Наши рекомендации