Xi. политическая деятельность
ОБЪЕКТИВНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПОЛИТИКИ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
Сфера политических отношений достаточно многообразна, она включает в себя и институты, и процессы, и действия, и различные системы обоснования этих действий. Понятие «политическая деятельность» дает возможность в анализе политики сосредоточить внимание на наиболее подвижном, динамичном ее аспекте — разнообразных действиях людей, направленных на реализацию той или иной политической цели.
Важнейшими чертами такой деятельности служат: сосредоточение усилий именно на общих проблемах, потребностях существования социальной целостности; рассмотрение государства, его интересов в качестве основных институтов решения этих проблем;
==183
Использование политической власти как главного средства
Достижения поставленных целей.
Органическая связь с властью делает политическую деятельность мощным фактором управления, целенаправленной ориентации и упорядочения действий. Изучение данной стороны политики позволяет выявить зависимость политических событий и процессов от состояния, направленности мыслей и действий тех людей, которые в политику вовлечены. Существует сложный комплекс устойчиво действующих, не зависящих от субъекта политики обстоятельств, игнорирование которых обрекает политическую деятельность на неудачу, а учет служит обязательным условием обеспечения ее успеха. В их число входят по
Крайней мере следующие.
Законы политики. Их специфика заключается в том, что они
Действуют не помимо людей, а проявляют себя как совокупность условий, потребностей, интересов, требующих усилий в определенном направлении и направляющих таким образом ход политических процессов. Очевидна, например, связь экономической инициативы и политической свободы, демократии и расширения круга людей, участвующих в принятии экономических, хозяйственных решений. От уровня экономического развития зависят возможности политической деятельности, проблемы, решение которых
Требует властного государственного вмешательства.
Условия. Объективная взаимосвязь обстоятельств и факторов, влияющих на течение политической деятельности. Для истории характерно постепенное расширение круга факторов, служащих объективным основанием политической деятельности, выступающих в качестве ее стимулов. Например, глобальный характер современных экологических проблем диктует жесткие ограничения, пределы для политической деятельности, исключая одни ее виды, например войны, делая необходимыми многие виды других: разработка согласованной в рамках планеты природоох ранительной политики, защиту озонного слоя или восстановление
Лесов.
Потребности. Это комплекс условий, воспринимаемых
Людьми как абсолютно необходимые для нормального существования. При этом растет не только их объем, но и качественные параметры, степень многообразия потребностей. Усложняются многие традиционные потребности. Например, безопасность ныне не сводится только к военному ее аспекту, но включает и такие параметры, как экологическая, правовая, радиационная безопасность, эффективная система социального обеспечения и здравоохранения и т. д.
Расширение социальных потребностей вызывает рост многообразия интересов — отношений между людьми и социальными группами по поводу удовлетворения потребностей.
==184
Для определения направленности, вида политической деятельности решающее значение имеет степень, мера представленности частного интереса в политическом. Ведь ткань политики буквально сплетена из сложнейшего взаимодействия частного и общего интересов, это неизбежно и необходимо, но политика не может строиться ни на эгоизме, ни на альтруизме целых социальных групп.
Культурная, образовательная среда, в которой политическая деятельность разворачивается. Многие, ее компоненты практически не зависят от людей, и должны приниматься ими во внимание: это традиции, настроения, укорененные в определенной социальной группе стереотипы мышления и поведения.
В процессе детерминации политической деятельности действуют не абстрактные законы, интересы, обстоятельства и позиции, но их конкретные, обусловленные временем, местом модификации факторы как постоянного и долговременного действия, так и динамично меняющиеся. Их сочетание порождает политическую ситуацию — свойственное данному времени, месту взаимодействие объективных обстоятельств, непосредственно определяющих возможности и задачи политической деятельности, служащих причиной политического события. Стержень политической ситуации — отношения между вовлеченными в политический процесс социальными группами, но формируются эти отношения широким кругом факторов экономического, социального, политического и культурного порядков. Все элементы политической ситуации оказываются взаимосвязанными и требуют от субъектов политики определенного образа действий.
Смысл ее правильной оценки — в установлении связи объективных обстоятельств с действием политических сил. Каждое из состояний политической ситуации содержит в себе целый комплекс возможностей, осуществление которых зависит от активности, направленности действий вовлеченных в политику сил.
Здесь как бы фокусируются, отбираются и усиливаются социальные противоречия, значимость отдельных из них многократно увеличивается. В борьбе противоположных социальных сил, факторов детерминации — сущность, а в альтернативности выбора возможных направлений действия — показатель зрелости политической ситуации. Нетрудно видеть и то, что возможности, которые открываются в политической ситуации, не равнозначны, как и объективные социальные связи, отношения, которыеихформируют, они могут быть необходимыми, а могут быть случайными, преходящими. Умение в гуще противоречий, социально-политических событий и тенденций выделить именно необходимые, определяющие, не возводить случайности в ранг
==185
необходимостии, наоборот, не низводить явления необходимые до уровня случайных при определении направления политической деятельности в значительной степени определяет успех политической деятельности.
Следствием противоречивости политической ситуации служит постоянное динамическое изменение содержания ее элементов, характераих соотношения, способа объединения.
В системе факторов, входящих в политическую ситуацию, весьма важно выделение решающего звена, ключевого элемента этой противоречивой целостности. Его влияние получило название «сверхдетерминации» . В качестве элемента сверхдетерминации может выступать определенная экономическая или экологическая проблема, политический процесс, деятельность личности, состояние психологии, явление культурной жизни и т. д.
Существует ряд практических следствий учета этого положения и его возможностей в детерминации политических процессов. Во-первых, это значение первоочередного воздействия именно на этот элемент для последующего изменения всей политической ситуации. Во-вторых, в обеспечении процесса сверхдетерминации активная деятельность, в частности, деятельность политической партии или движения, лидера играет большую роль. В-третьих, следствием конкретного, уникального характера политической ситуации служит возможность постоянного изменения ведущего элемента сверхдетерминации, что исключает шаблонный подход к оценке и программированию политической деятельности.
Способность правильного отражения политической ситуаций дает важные преимущества в политической деятельности тому, кто ею владеет. Противоположностью этого политического качества является то, что можно назвать «политической слепотой», когда субъект, осуществляющий политическую деятельность, не воспринимает важных компонентов политической ситуации, абсолютизирует значение других ее компонентов, а ситуации в целом дает извращенное истолкование.