Политическая социализация
Еще Аристотель называл человека «политическим животным». Современному человеку быть вне общества и вне политики невозможно. Но характер и качество участия каждого человека в политической жизни зависят от многих факторов: цивилизационная принадлежность страны, политические традиции, происхождение и воспитание. Человек становится политическим существом в процессе своей жизни, постепенно приобретая представления о власти и политических отношениях, личный опыт участия в политической жизни.
Процесс приобщения личности к определенным политическим ценностям, процесс формирования политического сознания и политической культуры, процесс усвоения политических норм, традиций, обычаев, знаний называется политической социализацией. Полноправным членом общества человек становится только в результате той или иной политической социализации.
Результатом политической социализации может быть самый разный уровень усвоения человеком политических ценностей общества, социальной группы, политической организации. Многие выдающиеся политические лидеры проявляли свои задатки в весьма молодом возрасте. Большинство ограничивается голосованием при избрании должностных лиц и партийным собраниям предпочитает футбольный матч или общение с друзьями в любимом гараже. В реальной жизни наряду с активными, политически инициативными, убежденными сторонниками определенных политических взглядов остается большое число россиян, для которых предпочтительным остается самое поверхностное приобщение к политике. Многие убеждены, что «политика – грязное дело». Но следует учесть, что политическая социализация не заканчивается с достижением определенного возраста и в той или иной форме сопровождает человека всю его жизнь.
Политическая социализация призвана выполнить две функции:
□ преемственности – состоит в передаче политического опыта и политической культуры в целом от поколения к поколению;
□ стабилизации – призвана поддержать устойчивость политической системы путем распространения ее ценностей и укрепления веры в справедливость существующего режима.
Государство или господствующая группа, как правило, в разной степени, стремятся контролировать процесс социализации, оказывать на него эффективное воздействие. Аспект политической социализации, который связан с целесообразной деятельностью государства, партий, средств массовой информации по развитию политической культуры, носит название политического воспитания человека. Если человек сам активно участвует в политической социализации, то речь идет уже о политическом самовоспитании.
Таблица 72. Субъекты, условия и факторы политической социализации
В процессе политической социализации важную роль играют различные общественные структуры, которые называют агентами социализации. Среди агентов социализации ведущее место принадлежит семье, школе, различным общественным организациям, религиозным конфессиям, малым социальным группам, средствам массовой информации, политическим партиям, государственным органам. Характер взаимоотношений в семье (роль отца, матери, отношение к детям, к старшему поколению) во многом на подсознательном уровне формирует отношение подрастающего человека к власти. Россия в этом отношении находится где‑то между Западом и Востоком.
В период обучения (школа, вуз и т. д.) личность приобретает огромный объем знаний о политической жизни, о том, какие «правила игры» существуют в политической сфере для данного поколения. В советское время уделялось огромное внимание постановке курсов истории, литературы и обществознания на всех ступенях народного образования. В 1990‑е гг. в России развернулась конкуренция между различными курсами обществоведения для школ – «Граждановедение», «Человек и общество», «Права человека в свободной стране» и др. В центре изучения находится действующая Конституция РФ 1993 г. и связанное с ней законодательство. За рубежом аналогичные исторические и обществоведческие курсы также ориентированы, прежде всего, на усвоение основных ценностей, норм, содержащихся в конституциях и других фундаментальных законах.
На протяжении XX в. колоссально возросла роль средств массовой информации в жизни людей. Печать стала орудием обработки массового сознания в тоталитарных обществах. В демократических странах с помощью СМИ также нередко осуществляется манипулирование общественным мнением.
Многие политики в начале XXI в. по‑прежнему выступают в союзе с Богом, который имеет разные имена. Дело в том, что в процессе политической социализации человек соотносит свои религиозные представления с политическими ценностями. Поэтому мечеть, костел, синагога, буддийский, синтоистский или православный храмы являются не менее важными эпицентрами для политической жизни, чем здания парламента, правительства, ведущих политических партий или площади больших городов. В исламских государствах (Саудовская Аравия, Иран, Пакистан и др.) политическая жизнь официально базируется на религиозных ценностях. Во многих западных странах, несмотря на провозглашаемую свободу совести, принципиальный атеист никогда не сделает политической карьеры. В Польше католическая церковь на протяжении всего послевоенного периода формировала негативное отношение к коммунистическому правлению, выступала важным агентом формирования антисоветского, антисоциалистического, антирусского сознания.
В странах с развитой, институционализированной политической жизнью одним из центральных агентов политической социализации являются политические партии. В своей работе среди населения они используют устную пропаганду и агитацию, печатное слово, радио и телевидение. За политическими партиями исторически закрепляется определенный символизм, овладение которым является существенным моментом в политической социализации формирующейся личности. Со времен Великой Французской революции «левыми» считаются те силы, партии, лидеры, которые выступают против частной собственности, буржуазного государства и буржуазной морали за свободу, равенство и братство. «Правыми» считаются сторонники капитализма, свободного предпринимательства и других либеральных ценностей. Ожесточенная борьба «левых» и «правых» позволяет «центристам» вести свою «игру». После 1917 г. за партиями социалистической и коммунистической ориентаций закрепился красный цвет. У анархистов – черная символика, у экологистов – зеленая. Под зелеными знаменами ислама действуют многие религиозные партии и организации стран Востока. Победившие при смене политических режимов политические партии стараются ликвидировать или ограничить использование символики своих политических противников и использовать в политической социализации свою символику.
Молодому человеку в сложном и неоднозначном процессе политической социализации предпочтительнее занимать активную позицию. В итоге вырабатывается определенная политическая культура, которая позволяет ориентироваться в политической жизни. Для российской молодежи в силу ряда обстоятельств характерна пассивная позиция в процессе политической социализации. Пополнение российского социума большим количеством инертных в политическом отношении молодых людей отрицательно сказывается на темпах необходимого политического обновления страны.