Функции и методы политологии
Политология как наука, ее предмет, задачи и роль в обществ. жизни. П-гия и др. науки об обществе.
Политология(от гр. рolitikе − гос. и обществ. дела, logos — учение) – это наука о полит. отнош. и полит. дея-сти людей, сущности, формах, методах, закон-стях развития и использ. полит. власти. Суть пол-гии сост. в систем. выявлении и изучении наиб. знач. властных закон. связей и отнош., проявл. в полит. жизни конкр. общества.
П-логия всегда развив. в тесном взаимод. с др. гуманит. науками. Их объед. общий объект исслед. - жизнь общ-ва во всем многообр. ее конкрет. проявлений. Связана с:
1. Экономикой - без знания эк. сегодня невозм. понять суть полит. отнош. в обществе. Она дает соответ-щее обосн. реализации эк. интересов со стороны разл. соц.групп; распред. власти в обществе зависит от способа пр-ва и отнош. собств-ти, господств. в обществе. В то же время п-ка может оказ-ть воздействие на развитие эк-ки, содейств. ей или тормозить.
2. Истор. наукой - дает ключ к поним. измен. полит. институтов и норм в пр-се эвол. общ-ва.
3. Юр. наукой – т.к. правовые и полит. отнош. тесно переплетены др. с др. Полит.власть не может функц-ровать без правового оформления.
4. Соц-ой психологией – вопросы. изуч. соц. псих-ей занимают большое место в изуч. полит. явлений, ибо связ. с исслед-ями конкрет. действий участников полит. пр-са, изуч. мотивации полит. поведения и настроения.
5. Философией – кот. изучает ценностные аспекты властных отнош.и дает мировоззр-кое обосн. направленности полит. явлений и пр-ов.
6. Полит. социологией - изучающей систему взаимод. политики с соц. средой, и уделяющей ! внимание изучению соц. структуры общества.
Таким образом п-гия объед. и синтез. выводы др. наук, и на базе их выстраивает исследования и обеспеч. объект-ые знания о полит. системах.
Предметом п-логии явл. полит. жизнь в целом. Объект п-логии (т.е. то, что она изучает) - принципы функционир. полит. системы общества, роль и соотнош. ее осн. компонентов: гос-ва, полит. партий, общ.орг-ций, способы проведения гос. политики и т.д.
Роль полит. знаний в соврем. обществе значительно возрастает. Мир стал более политизир. и сложным. Для того чтобы осознанно участв. в полит. жизни общества, формир. и аргументир. свою полит. позицию, достойно выполнять свой гражд. долг, необходимы его поним. и анализ.
Становление и эволюция полит-гии как уч. дисц-ны. Полит. образование в РБ
Пол-гия создается коллективным разумом выдающ. умов чел-ва. Первые формы специализир. отображения и осмысления мира политики сформир. 2,5 тыс. лет назад и сущ. преимущ. в религ.-мифолог. форме. Их основу составляли идеи о бож. происх. и орг-ции власти.
В середине I тыс. до н.э. в связи с творч. Конфуция, Платона, Аристотеля, Цицерона появл. первые полит. категории, а затем и целые концепции.
Постепенно полит. мысль освобождается от религ. влияния. Наиболее четкое размежевание полит. науки от богословия, философии, права, этики, истории осущ. в XVI в. Макиавелливыделил полит. исследования в качестве самост. научного направления, что положило начало превращ. политологии в самост. науку. Макиавелли сформулировал ее предмет и метод, впервые поставил в центр изучения проблемы гос-ва и власти. Он по праву считается одним из основателей полит. науки.
С сер- XIX в. обознач. новый этап в становлении и развитии пол-гии. В 1857 г. начинается чтение курса лекций по полит. теории в Колумбийском колледже (позже ставшим универ.). В 1880 г. в нем была открыта Высш. школа полит. науки. В 1872 г. первых студентов приняла франц. Свободная школа полит. науки. В 1895 г. заработала Лонд. школа эк. и полит. науки, в 1920 г. — Берлинская высшая школа полит. науки.
В начале XX е. процесс выделения пол-гии в самост. научную дисциплину в осн. завершился.
В 1948 г. ЮНЕСКО (Комиссия ООП по вопросам образования, науки и культуры) рекомендовала курс пол-гии для изучения в универ. стран членов этой организации. Все страны Запада и ряд гос-ств Восточной Европы прислушались к рекомендации, но лишь с 1989 г. курс пол-гии стал преподаваться и в вузах СССР. С 1990 г. по спец-сти «политолог» стала вестись подготовка кадров высшей квалификации, в том числе и в вузах Беларуси. П-гия была включена в перечень научных спец-тей. В 1993 г. была образована Бел. ассоциация полит. наук. Как учебная дисциплина пол-гия оконч. утвердилась в середине XX в.
Функции и методы политологии.
Политология вып-ет в общ-ве след. функции:
• описательную. Всесторонняя, полная, реал. оценка слож. в обществе ситуации, получ. достов. данных о произош. полит. измен. с тем, чтобы ответить на ?: какова полит. действительность, что произошло в обществе?
• объяснительную.Дает ответ на ?: в силу, каких причин выявленная полит. реальность могла иметь место, почему именно данные явления и процессы (кризисы, конфликты, движения вспять и т.д.) возникли в обществе?. Прежде чем изменять мир, его нужно объяснить;
• прогностическую.Разработка вероятного знания относ. того, какой будет полит. действ-сть в буд., какие наступят послед. предприн. ныне полит. действий. Любое полит. решение должно быть спрогнозировано;
• инструментальную. Разработка опред. рекомендаций, правил для политиков, приним. полит. решения: какие необходимо предпринять действия, что надлежит сделать для того, чтобы принимаемое полит. решение было выполнено.
• мировоззренческую. Практич. значимость данной функции состоит в формир. соц. познания, развитии полит. культуры граждан, повышении их знаний в области п-ки.
Методы:
Диалектический метод есть способ, прием, при кот. процессы и явления полит. жизни рассматр. с учетом их становления и развития, во взаимосвязях друг с др. и с процессами и явлениями, происх. в др. областях жизни общества (эк., соц., дух. и др.). Кроме общего в политологии широко использ. частные методы.
Социологический метод — сов-сть приемов и способов, направ. на сбор и накопл. инфо. о реальной полит. жизни путем проведения стат. выборок, изуч. документов, анкетир., опросов, проведения лок. экспериментов.
Системный м-д — подход к исслед. п-ки как целого, сложного, динамично развив. обществ. явления. Это достиг. на основе обнаруж. и анализа причинно-следств. связей всех структ. эл-ов, составл. сущность п-ки, ее содерж., и сведения их в единую теорет. картину.
Бихевиоральный(от англ. behavior − поведение) направлен на выявл., изуч. и объясн. форм, особ., мотивов и факторов, влияющих на полит. поведение разл. общностей людей, полит. элиты и лидеров, их обществ. умонастр., ориентации, позиции по важн. полит. ??.
Сравнительный метод – сопост. характерных для каждого общества полит. систем, режимов, моделей гос-ств, полит. культур, однотипных полит. ситуаций, явлений, для того чтобы определить их качеств. и структ. хар-ки, спец. особенности, различия и точки схождения, выработать универс. для всех обществ нормы, модели, критерии их обновления и развития, с учетом мир. опыта найти оптим. пути решения однотипных или похожих полит.проблем.