Функции и методы политологии

Политология как наука, ее предмет, задачи и роль в обществ. жизни. П-гия и др. науки об обществе.

Политология(от гр. рolitikе − гос. и обществ. дела, logos — учение) – это наука о полит. отнош. и полит. дея-сти людей, сущности, формах, методах, закон-стях развития и использ. полит. власти. Суть пол-гии сост. в систем. выявлении и изучении наиб. знач. властных закон. связей и отнош., проявл. в полит. жизни конкр. общества.

П-логия всегда развив. в тесном взаимод. с др. гуманит. науками. Их объед. общий объект исслед. - жизнь общ-ва во всем многообр. ее конкрет. проявлений. Связана с:

1. Экономикой - без знания эк. сегодня невозм. понять суть полит. отнош. в обществе. Она дает соответ-щее обосн. реализации эк. интересов со стороны разл. соц.групп; распред. власти в обществе зависит от способа пр-ва и отнош. собств-ти, господств. в обществе. В то же время п-ка может оказ-ть воздействие на развитие эк-ки, содейств. ей или тормозить.

2. Истор. наукой - дает ключ к поним. измен. полит. институтов и норм в пр-се эвол. общ-ва.

3. Юр. наукой – т.к. правовые и полит. отнош. тесно переплетены др. с др. Полит.власть не может функц-ровать без правового оформления.

4. Соц-ой психологией – вопросы. изуч. соц. псих-ей занимают большое место в изуч. полит. явлений, ибо связ. с исслед-ями конкрет. действий участников полит. пр-са, изуч. мотивации полит. поведения и настроения.

5. Философией – кот. изучает ценностные аспекты властных отнош.и дает мировоззр-кое обосн. направленности полит. явлений и пр-ов.

6. Полит. социологией - изучающей систему взаимод. политики с соц. средой, и уделяющей ! внимание изучению соц. структуры общества.

Таким образом п-гия объед. и синтез. выводы др. наук, и на базе их выстраивает исследования и обеспеч. объект-ые знания о полит. системах.

Предметом п-логии явл. полит. жизнь в целом. Объект п-логии (т.е. то, что она изучает) - принципы функционир. полит. системы общества, роль и соотнош. ее осн. компонентов: гос-ва, полит. партий, общ.орг-ций, способы проведения гос. политики и т.д.

Роль полит. знаний в соврем. обществе зна­чительно возрастает. Мир стал более политизир. и сложным. Для того чтобы осознанно участв. в полит. жизни общества, формир. и аргументир. свою полит. позицию, достойно выполнять свой граж­д. долг, необходимы его поним. и анализ.




Становление и эволюция полит-гии как уч. дисц-ны. Полит. образование в РБ

Пол-гия создается коллективным разумом выдающ. умов чел-ва. Первые формы специализир. отображения и осмысления мира поли­тики сформир. 2,5 тыс. лет назад и сущ. пре­имущ. в религ.-мифолог. форме. Их ос­нову составляли идеи о бож. происх. и орг-ции власти.

В середине I тыс. до н.э. в связи с творч. Конфуция, Платона, Аристотеля, Цицерона появл. первые поли­т. категории, а затем и це­лые концепции.

Постепенно полит. мысль освобождается от рели­г. влияния. Наиболее четкое размежевание полит. науки от бо­гословия, философии, права, этики, истории осущ. в XVI в. Макиавелливыделил полит. исследо­вания в качестве самост. научного направления, что положило начало превращ. политологии в самост. науку. Макиавелли сформулировал ее предмет и ме­тод, впервые поставил в центр изучения проблемы гос-ва и власти. Он по праву считается одним из основателей полит. науки.

С сер- XIX в. обознач. новый этап в становлении и развитии пол-гии. В 1857 г. начинается чтение курса лекций по полит. теории в Колумбийском колледже (позже ставшим универ.). В 1880 г. в нем была откры­та Высш. школа полит. науки. В 1872 г. первых студентов приняла франц. Свободная школа поли­т. науки. В 1895 г. заработала Лон­д. школа эк. и полит. науки, в 1920 г. — Берлинская высшая школа полит. науки.

В начале XX е. процесс выделения пол-гии в само­ст. научную дисциплину в осн. завершился.

В 1948 г. ЮНЕСКО (Комиссия ООП по вопросам образова­ния, науки и культуры) рекомендовала курс пол-гии для изучения в универ. стран членов этой органи­зации. Все страны Запада и ряд гос-ств Восточной Евро­пы прислушались к рекомендации, но лишь с 1989 г. курс пол-гии стал преподаваться и в вузах СССР. С 1990 г. по спец-сти «политолог» стала вестись подготовка кадров высшей квалификации, в том числе и в вузах Беларуси. П-гия была включена в перечень научных спец-тей. В 1993 г. была образована Бел. ассоциация по­лит. наук. Как учебная дисциплина пол-гия оконч. утвердилась в середине XX в.

Функции и методы политологии.

Политология вып-ет в общ-ве след. функции:

• описательную. Всесторонняя, полная, реал. оценка слож. в обществе ситуации, получ. досто­в. данных о произош. полит. измен. с тем, чтобы ответить на ?: какова полит. дей­ствительность, что произошло в обществе?

• объяснительную.Дает ответ на ?: в силу, каких причин выявленная полит. реальность могла иметь место, почему именно данные явления и процессы (кризисы, конфликты, движения вспять и т.д.) возникли в обществе?. Прежде чем изменять мир, его нужно объяснить;

• прогностическую.Разработка вероятного знания отно­с. того, какой будет полит. действ-сть в буд., какие наступят послед. предприн. ныне полит. действий. Любое полит. решение должно быть спрогнозировано;

• инструментальную. Разработка опред. реко­мендаций, правил для политиков, приним. полит. решения: какие необходимо предпринять действия, что надлежит сделать для того, чтобы принимаемое полит. решение было выполнено.

• мировоззренческую. Практи­ч. значимость данной функции состоит в формир. соц. познания, развитии полит. культуры граждан, по­вышении их знаний в области п-ки.

Методы:

Диалектический метод есть способ, прием, при кот. процессы и явления полит. жизни рассматр. с учетом их становления и развития, во взаимосвязях друг с др. и с процессами и явлениями, происх. в др. областях жизни общества (эк., соц., дух. и др.). Кроме общего в политологии широ­ко использ. частные методы.

Социологический метод — сов-сть приемов и спо­собов, направ. на сбор и накопл. инфо. о ре­альной полит. жизни путем проведения стат. выборок, изуч. документов, анкетир., опро­сов, проведения лок. эксперимен­тов.

Системный м-д — подход к исслед. п-ки как целого, сложного, динамично развив. об­ществ. явления. Это достиг. на основе обнаруж. и анализа причинно-следств. связей всех структ. эл-ов, составл. сущность п-ки, ее содерж., и сведения их в единую теорет. картину.

Бихевиоральный(от англ. behavior − поведение) направлен на выявл., изуч. и объясн. форм, осо­б., мотивов и факторов, влияющих на полит. поведение разл. общностей людей, полит. элиты и лидеров, их обществ. умонастр., ориентации, позиции по важн. полит. ??.

Сравнительный метод – сопост. характерных для каждого общества полит. систем, режимов, моде­лей гос-ств, полит. культур, однотипных полит. ситуаций, явлений, для того чтобы определить их ка­честв. и структ. хар-ки, спец. особенности, различия и точки схождения, выработать уни­верс. для всех обществ нормы, модели, критерии их обновления и развития, с учетом мир. опыта найти оп­тим. пути решения однотипных или похожих полит.проблем.

Наши рекомендации