Методические рекомендации к теме 5

При изучении темы «Политические элиты» студентам важно показать происхождение и значение термина «элита», «политическая элита», усвоить сущность классических теорий элит Г. Моски, В Парето и Р. Михельса. С первоисточниками можно познакомиться из Хрестоматии по политологии. Авторы этих теорий стремились показать, что не только экономика влияет на политику, но и политика в лице политических элит – на экономику и общественный строй. О сущности классических теорий элит студенты могут узнать из материалов учебников и монографии Г.К. Ашина, Л.Н. Васильевой.

Следует уяснить две тенденции развития элит в теории
Г. Моски − аристократическую и демократическую − и их гармоничное соотношение; идею циркуляции элиты и контрэлиты у власти в лице «львов» и «лис» в теории В. Парето, что, по мнению автора, является источников развития общества. Студенты должны знать и «железный закон олигархии» Р. Михельса, согласно которому в любом обществе правит олигархия, а представительная демократия не дает возможности рядовым гражданам влиять на принятие политических решений, что подвластно только прямой демократии.

Наряду с классическими теориями элит студентам необходимо знать и современные концепции элитизма – макиавеллистскую, ценностную, демократического элитизма и множественности элит, партократическую; уметь классифицировать элиты по критериям места в политической системе, происхождения, сферам общественной жизни и видам деятельности, размерам капитала, формам властвования. Важно понимать действие систем рекрутирования элит − гильдий и антрепренерской − и знать их характеристики. Анализируя способы функционирования российских политических элит, необходимо знать их происхождение на тех или иных этапах истории. Можно подготовить доклады по материалам статей «Административно-политические элиты в дореволюционной России», «Советская административно-политическая элита», «Современная административно-политическая элита России» из учебного пособия «Российская историческая политология». Весьма интересными будут сообщения по сравнительной характеристике российских и американских политических элит, системам их рекрутирования по монографии Г.К. Ашина, статье О.В. Гаман-Голутвиной.

Эффективной формой усвоения темы является дискуссия на тему «Политические элиты современной России – каковы они?», в процессе которой студенты усвоят те или иные точки зрения современных ученых, будут учиться отстаивать свои позиции, высказывать собственное мнение, формирующееся на основе жизненного опыта.

Для подготовки к дискуссии перед студенческой группой ставятся вопросы к обсуждению во время этого мероприятия, ряд студентов получают задание проанализировать те или иные главы научных монографий и статей, материалов из интернета, СМИ, сделать краткий конспект своего выступления и под руководством преподавателя изложат определенные позиции (возможно, с применением мультимедийных средств). Остальные члены группы, готовившиеся по материалам учебника, являются слушателями и рецензентами выступлений главных участников дискуссии. Они высказывают свои замечания, вносят дополнения, коррективы. В конце занятия преподаватель делает выводы по результатам дискуссии.

Для данной темы можно использовать монографии
О. Крыштановской, Г. Ашина и статью О.В. Гаман-Голутвиной, перечисленные в списке литературы.

Вопросы для дискуссии:

1. Что представляла собой политическая элита в советское время?

2. Как происходила трансформация советской номенклатуры в современную политическую элиту?

3. Какие черты демонстрирует современная политическая элита российского общества в процессе управления государством?

4. Какие достоинства и недостатки можно выявить в деятельности современной политической элиты?

5. Какие особенности российского менталитета и политической культуры влияют на поведение современных элит?

Тема 6. Политическое лидерство

План:

1. Природа и сущность политического лидерства.

2. Теории лидерства в современной западной политологии.

3. Признаки и типы политического лидерства.

4. Проблемы политического лидерства.

Литература

1. Волкогонов Д.А. Семь вождей: в 2-х кн. Кн. 1. Владимир Ленин. Иосиф Сталин. Никита Хрущев. М.: Новости, 1995. 496 с.

2. Волкогонов Д.А. Семь вождей: в 2-х кн. Кн. 2. Леонид Брежнев. Юрий Андропов. Константин Черненко. Михаил Горбачев. М.: Новости, 1995. 480 с.

3. Волкогонов Д.А. Троцкий. Политический портрет: в 2-х кн. Кн. 1. М.: Новости, 1992. 416 с.

4. Волкогонов Д.А. Троцкий. Политический портрет: в 2-х кн. Кн. 2. М.: Новости, 1992. 416 с.

5. Гаджиев К.С. Политология (базовый курс): учебник / К.С. Гаджиев. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2010. 505 с.

6. Грин В. Безумные короли. Личная травма и судьба народов. Ростов н/Д: Феникс, 1997. 480 с.

7. Муштук О.З.Политология: учебник для вузов. М.: МФПА (Московская финансово-промышленная академия), Университетская серия, 2011. 475 с.

8. Политология. Хрестоматия / сост. Б.И. Исаев, А.С. Тураев, А.Е. Хренов. СПб.: Питер, 2006. С. 341–345.

9. Политология. Энциклопедический словарь. М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. С. 157–159.

10. Пономарева Е.Г. Политические институты и отношения в современной России: учебник для вузов. М.: Московский государственный университет международных отношений; РОССПЭН, 2007. С. 202–213.

11. Пугачёв В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: учебник для студентов вузов. Изд. 4-е, перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2010. 448 с.

12. Российская историческая политология. Курс лекций: учеб. пособие. Лекция 6. Ростов н/Д: Феникс, 1998. С. 175–194.

13. Саква Р. Путин: выбор России / пер. с англ. В. Львова, В. Яковлева, Д. Нелепиной. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. 480 с.

14. Уинтер Д.Г. Король-философ 1 или противоречивый политик? Личностный профиль Барака Обамы // Полис. 2011. № 2. С. 36–46.

15. Черняев А.С. Из воспоминаний: Брежнев и Горбачев // Полис. 2012. № 3 С. 165–167.

16. Шестопал Е.Б. Политическое лидерство в новых условиях: смена парадигмы восприятия // Полис. 2013. С. 47–57.

17. Шестопал Е.Б.Политическое лидерство и проблемы личности // Полис. 2011. № 2. С. 53–68.

Наши рекомендации