Сущность и особенности пол.власти.Структура пол.власти

Платон (427-347 до н.э.).

В своих произвед. «Государство», «Политик», «Законы» рассматр. Происхожд.гос-ва, его формы и т.д. По Платону гос-во возникло потому, что у людей существует огромное кол-во потребностей, кот. они в одиночку удовл.не могут, поэтому вынужд.объединяться. От природы каждому человеку присуща способность к какому-то опред.виду труда. Платон осуждал все сущ.формы правления. Он осужд.демократию, ненавидел теранию, отр.относился к олигархии и тимократии (власть военных). Этим извращенным формам он противопоставлял своё идеальное гос-во («Прекрасный город»). В его гос-ве сущ. 3 сословия:

1)Правители-философы.

2)Стражи (войны).

3)Земледельцы и ремесленники.

Ропот населения Платон предлагал усмирять при помощи соц.мифа: все люди братья, у них одна общая мать-земля, на кот.они обитают и кот. обязаны защищать. Однако, они всё же не равны, потому что, когда боги создавали людей в недрах земли, они к одним добавили золото, к другим серебро, а к третьим медь и железо.

Платон говорил, что трудно будет заставить нынешние поколения поверить в миф, но с каждым послед.поколением это будет сделать всё легче.

Аристотель (384-322 до н.э.)

Политич.учение Аристотеля излож.в его работе «Политика», «Афинская полития». Он понимает справедливость как общее благо. Отсюда гл.цель политики- достижение общего блага. Однако, политик должен учитывать, что человек подвержен страстям и его природа испорчена. Поэтому политик не должен ставить целью воспитание совершенного гражданина. Достаточно того, чтобы все граждане обладали добродеятелью гражданина- умение подчиняться власти и законам.

Аристотель различает в политич.устройстве 3 части:

1)Законодательная.

2)Административная.

3)Судебная.

Гос-во сост.из граждан, кот.исполняют воинскую, судебную, административную и жреческую ф-цию. Рабы гражданами не явл. Аристотель рассм.происхожд.гос-ва которому предшествовали такие формы человеч.общежития как семья и селение. В семье Аристотель различал власть господскую (над рабами) и власть домохозяина(над женой и детьми). Для Аристотеля власть в гос-ве – это продолжение власти главы семьи (патриархальная теория происхождения государства. Ар-ль выделял в форме полит.устр-ва:

3 правильных – монархия, аристократия, полития – служат общему благу.

3 неправильных – тирания, олигархия, демократия – служат лишь частным интересам одного человека, меньшинства или большинства.

Марк Туллий Цицерон

Великий римский мыслитель, оратор, полит. деятель. Вслед за Аристотелем признавал наиболее правильной форму правления, сочетающую в себе черты аристократии и демократии (полития). Цицерон рассматривал право как естественное и неотъемлемое кач-во природы человека и общества.

8.Абсолютное господство религии в средневек. мировоззрении, культуре, и образе жизни наложило отпечаток на полит. идеи того времени.

АВГУСТИН АВРЕЛИЙ

По его мнению, деят-ть гос-ва должна быть всецело подчинена реализации Божьей воли. Источник зла, соц. и полит. потрясений он видел в свободе воли чел-ка, отступающего от Божественных предначертаний.

ФОМА АКВИНСКИЙ

Сущность власти, определяемая Богом – благая, но конкр. ее формы, реализуемые людьми, могут противоречить божественной воле. З-ны гос-ва должны соответствовать закону Божьему. Если правитель отступает от з-на Божьего, то подчиненные имеют право не следовать его велениям.

ТОМАС МОР

Англ. гуманист и гос. деятель. В своей книге «Утопия» описал идеальное гос-во. В нем отсутствует частная собственность, трудовая деят-ть явл-ся обязанностью каждого члена о-ва. Благодаря хорошей орг-ции труда, появляется возм-ть сократить рабочий день до 6 часов. Гос-во занимается учетом и распределением всех мат. богатств. Орг-цией пр-ва занимается местная община, люди живут в согласии с природой и друг с другом.

НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ

Италь. теоретик политики. осн. труд – «Государь». Здесь он доказывает, что в сфере политики люди руководствуются специфическими, отличными от др. сфер жизни мотивами поведения и успех здесь опред-ся не религиозным рвением и не благородством идей, а верным расчетом и умением предвидеть последствия тех или иных действий и событий. По его мнению, политика – это отражение природы человека, а она отнюдь не благая.

ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА

Италь. ф-ф и полит. Деятель. Гл. труд – «Город солнца» - христианско –коммунистическая утопия, совершенное гос-во, в кот. господствуют философы-священники во главе с Метафизиком. Это подчеркнуто социально-однородное о-во, проповедующее простую религию и ведущее философский образ жизни общиной.

9.Новое время в Европе – это период буржуазных революций. Англ. ф-ф и полит. деятель ТОМАС ГОББСв своей книге «Левиафан» рассматривал гос-во в качестве инструмента подавления природного эгоизма людей, их сползание к природному состоянию войны всех против всех. Для этого гос-во должно применять сильные и жестокие меры. Осуществляющий власть правитель не ограничен в своих действиях волей подданных.

ДЖОН ЛОКК говорил о том, что люди, движимые защитой собственного интереса, не всегда вредят друг другу, а способны согласовывать свои поступки.

Гоббс, Локк и Руссо явл-ся представителями теории обществ. дог-ра – пр-па согласования интересов и действий людей ради установления порядка в о-ве.

Гоббс говорил, что правитель находится вне рамок договора. Он не связан им, а также имеет право не подчиняться своим собственным з-нам. Локк считает правителя участником общественного дог-ра, кот. принимает на себя опред. обяз-ва. Он рассматривал право людей на жизнь, на свободу, на собственность как само собой разумеющееся и естественное. Гос-во не должно посягать на эти права, а обязано защищать их.

КАРЛ МАРКС создал теорию, оказавшую влияние на полит. практику ХХ века. Осн. компоненты полит. теории марксизма:

1)пр-п экон. детерминации (взаимосвязи) полит. жизни (бытие определяет сознание)

2)пр-п классовой борьбы как источника полит. и истор. развития

3)рабочий класс – носитель всеобщего полит. интереса

4)диктатура пролетариата.

10.В полит. жизни России можно определить представителей разл. полит. течений: консерваторов, либералов, анархистов и т.д.

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Н.Г.

Оказал мощное влияние в становлении идей общинного социализма, доказывающей возм-ть перехода от феодального строя к социалистическому, минуя капиталистический. Реализацию такой возм-ти он связывал с деят-тью революционеров и их активной борьбой за переустр-во о-ва. В русской религиозной философии, представленной именами Соловьева, Розанова, Булгакова, Бердяева была разработана идея соборности принцип устр-ва соц. общности, противоположного индивидуализму, материализму и анархизму.

В.И.ЛЕНИНобосновал идею о том, что полит. партия явл-ся важнейшем инструментом в завоевании полит. власти рабочим классом.

Политич.мысль в СССР.

Политология как академическая дисциплина была признана в 1989 г., а в России – в 1991. До этого времени полит. теория не развивалась как самостоятельная наука, а была частью научного коммунизма. В рамках научного коммунизма развитие полит. теории было односторонним: она занималась теорет. обоснованием идей руководителей КПСС.

Обслуживая интересы и потр-ти правящей элиты, полит.теория была ограничена в выборе методов теорет. анализа, игнорировались человеческие изменения политики, и ее обусловленность психологией, интуицией, целями конкр. личности.

Многообразие полит. отн-ий сводилось к взаимоотношениям больших групп людей (этносы, нации).

В советский период полит. теория была отброшена далеко назад по сравнению с западной полит. наукой. Особенностью этого этапа в развитии полит. науки явл-ся обоснование путей становления демократического о-ва.

Сущность и особенности пол.власти.Структура пол.власти.

Основу содерж. пол. власти состовляют проблемы власти. Понятие власть относится к числу основопологающих понятий полет.теории. Всякая иная власть она выступает в качестве волевого отношения м.д. соц. субъектами состовл. пол-ое орг. общ. Суть этого отношения состоит в пробуждение 1-х соц. субъектов, к повед-ию др. в желательном для себя напровление. Для этого используется авторитет соц. и правовые нормы, идеология. Политическо властные отношения возникают в ответ на потребность общ. поддержку целостпости сообщ. и регуляции интересов групп и отдельных лич-ей.

Полит. власть—это форма соц. отношений характериз. способностью тех или иных субъектов подченять своей воле деят-ть др. субъектов с помощью гос. правовых и иных средств.

Структуа полит. власти подразделяются на 4-уровня власти :

1). Макроуровень (высший), центр. институты власти.

2). Мезоуровень ( средний) орг. упровл. Подчиненные инстит власти.

3). Микро ( низший) связан с деятельностью малых групп.

4). Мегоуровень (власть м. д. сообщ.)

НА всех этих уровнях власть может сущ. в двух формах: 1).Легально официальный (предстовл. собой формализацию структуры). 2). Нелегальная ( власть гр. лиц приблеженных к властвующим субъектам).

Пол. власть в общ. используется в различных формах: упровление, поощрение, наказание, слежение, сотрудничество, соперничество.

Наши рекомендации