Урегулирование конфликтов
Технологии разрешения конфликтов, стратегии.
Соотношение интересов и ценностей как мотивов конфликтного поведения. Соотношение интересов и ценностей дает нам возможность идентифицировать конфликт как К первого или второго типов, т.е. К интересов или К ценностей. Это соотношение может быть различным как в структурном плане, т.к. конфликтные группы могут быть достаточно крупными, состоять из нескольких подгрупп и для одних из них в качестве соснового мотива будут интересы, для других ценности. Так и в о временном аспекте. Зачастую конфликт интересов с течением времени перерастает в конфликт ценностей и тогда управлять им становится существенно сложнее. К ценностный неуловим по своей природе, субъективные иррациональные механизмы им движут. Такой К глубоко субъективен, соперники иногда и сами с трудом описывают природу своего соперничества. Когда стороны описывают свои спорные проблемы в категориях исторических культурных совпадений или несовпадений идентичны – рассказ как бы о разных ситуациях. Зеркальная ситуация. К интересов несколько более просты по форме и структуре. Именно поэтому ценностный конфликт лучше переводить в плоскость интересов. Ценностные К почти всегда с нулевой суммой – идентичность неделима, история, культ ценности. С материальными вещами, предметами можно работать. Даже спорную территорию можно поделить.
Интенсивность К интересов ниже.
Само по себе наличие ценностных противоречий и различий не обязательно приводит к К.
Ценности постепенно трансформируются, изменяются даже те которые представляются нам наиболее традиционными и базовыми находятся в состоянии динамики. С тз субъекта урегулирования К можно воздействовать на ценности участников К меняя их в том или ином напр. И активизировать те ценности которые совпадают у спорщиков и это может приводить к смягчению конфликта.
Направления конфликтологии
Политико-правовое направление. Поиск правовых средств решения
Политико-психологическое. В центре вопросы мотивации к инициированию, затягиванию к. короче все что касается поведения личностей в К.
Государственно силовое направление. Оптимальные пути ведения в тч и принудительными мерами.
Стратегия контроля.
Стратегия управления.
Общие черты – предполагается что любые К можно вытеснить или переместить с одного уровня политической сферы на другой. Федеральный центр может передать полномочия по регулированию к на места. Разбирайтесь мол сами. Что К можно урегулировать. Не разрешить полностью, но лишить наиболее острых и разрушительных проявлений. Что К можно разрешить уничтожив сам предмет спора. К можно подавить не считаясь с формами и ресурсами сопротивления сторон.
Контроль – упор на превентивные меры. Попытки не допустить К.
Управление - работает с развивающейся ситуацией, когда К уже возник.
Лекция 12. 19.05
С тз того насколько распространенными среди населения являются напряженные отношения можно определит и их перспективы, перспективы трансформации в открытый конфликт если мы имеем дело с напряженностью в латентной стадии, если это уже открытый конфликт - мы прогнозируем в какую сторону он будет развиваться, произойдет эскалация конфликта или удастся его свести в менее горячую фазу. В связи с этим следует иметь ввиду те показатели которые фиксируют отношение социальной группы к открытому протесту. Например отношение людей к акциям протеста и участию в них. На определенном этапе крупные группы населения могут быть или совершенно апатичны или, наоборот, крайне раздражены, склонны к выходу на улицу. Это касается одного и того же народа в разные периоды времени. Т.е. например в России на протяжении 90х этот показатель был крайне высок, а на протяжении 00х наоборот сравнительно низок, поэтому митинговая активность на рубеже 11-12 годов была для власти и для многих аналитиков достаточно удивительна, потому что успели отвыкнуть. Второй момент, который учитывают аналитики это сформированность протестных намерений. Одно дело это стихийное раздражение, и совсем другое - идеология, лозунги и т.д. Мотивация включения в акции протеста. Хотят ли люди протестовать чтобы им повысили зарплату или сократили часы рабочей недели или они протестуют для того чтобы в конечном счете свергнуть правительство и привести к власти новые силы (и это совершенно разные случаи, хотя активность может быть если не одинаковой, то хотя бы сопоставимой). Наличие и характер сил выступающих инициаторами и организаторами протеста. Если мы рассматриваем протестную активность в качестве политического конфликта и стремимся к тому чтобы принять участие в его урегулировании, работа с зачинщиками это один из существенных моментов этой деятельности.Д того чтобы выяснить параметры включенности в конфликтные взаимодействия - сбор и анализ статистики о произошедших К, наблюдение за поведением участников К, как включенное так и внешнее, уточнение экспертных оценок, для этого можно задействовать и сторонник экспертов, аналитиков и проводить фокус-группы (тоже популярный социологический механизм - помогает вникнуть не только во внешнюю сторону К но и в глубинные мотивации участников), контент-анализ материалов сми - реакция сми далеко не последний фактор, который не только отражает ситуацию, но может на нее и повлиять. Поскольку ПК ситуация как правило динамично развивающаяся и не всегда ее можно ухватить ее в самом начале, когда еще легко управлять, несовершенство или отсутствие системы мониторинга приводит к тому что приходится иметь дело с уже состоявшимся К работать с которым труднее. Разрешение уже состоявшегося К может осуществляться через различные стратегии - соглашение, компромисс, подчинение, уступки, разрыв отношений и т.д. Там где конфликтное взаимодействие прямо связано с моментом иерархии, с нормами служебных взаимоотношений, если мы, например, имеем дело с внутриполитическим конфликтом в котором задействованы разные органы гос власти (допустим федеральный центр и руководство какого-либо из регионов) - наиболее распространенный вариант урегулирования К - это вытеснение и урегулирование К с помощью арбитража, т.е. вмешательства третьей стороны.
Какую бы стратегию мы ни выбрали, решают они универсальные задачи - предотвращение возникновения К или его перехода в более острую фазу, выведение на поверхность всех латентных К, которые в политике более чем распространены, стремление избежать обвальных потрясений на которые невозможно будет оперативно среагировать и минимизация степени социального напряжения, социального возбуждения, т.е. чтобы политический К у нас не перехлестывался в сферу гражданского общества.