На современном этапе их развития
§ 1.1. Правовое положение партий на основе Федерального закона от 11.07.2001 №95 (ред. От 07.05.2013).
Утверждение Федерального закона “О политических партиях” преследовало целью разработать зафиксированные в российской Конституции основы политического многообразия и демократичной многопартийности, и в свою очередь создать условия сплочения граждан в политические партии. Согласно данному закону, политическая организация считается общественным объединением, которое создано для осуществления плана по участию жителей РФ в политической жизни общества за счёт вырабатывания и обозначения их политической воли, проявления интереса к различным политическим акциям, а также представительство граждан в органах государственного управления. По закону одной из основных миссий партии считается ее роль в выборах при помощи продвижения претендентов в государственные отрасли и участие в их работе.
Законопроектом заданы определенные требования к политической партии. Она обязана носить общероссийский статус. Для этого необходимо иметь отделения в половине субъектов РФ (существует запрет на формирование региональных партий). Организации должны пройти государственную регистрацию и зарегистрировать свои региональные отделения, с условием, что в одном субъекте РФ будет находиться только один филиал. Были установлены требования и к численности партии, таким образом, в партии должно было состоять не менее 500 членов, при этом дальнейшая численность не контролируется. Создание партий по признакам профессиональной, расовой, национальной и религиозной принадлежности является нарушением статьи 6 пункта 5.
Согласно Закону партия создается лишь несколькими способами: или на съезде путем преобразования в партию общероссийского общественного объединения, или на учредительном съезде.
Первым способом решение о трансформации массово-политической организации в партию осуществляет съезд общероссийского общественного объединения, где принимается устав и программа самой партии, затем проводятся выборы руководителей и председателя. В данном случае партия расценивается как реальная с момента государственной регистрации. Вторым способом оргкомитет по созданию партии должен оповестить федеральный регистрирующий орган о желании создать партию и на протяжении одного года провести учредительный съезд, где будет принят устав, программа и все остальное. И только в этом случае партия будет считаться созданной со дня проведения учредительного собрания. Необходимую документацию для регистрации политического объединения, организации обязаны предоставить в федеральный орган, который занимается регистрацией, не позже чем через шесть месяцев со дня осуществления учредительного съезда либо заседания всероссийского общественного объединения, которое принимает решение о реорганизации в политическую партию.
Колоссальное внимание в законопроекте выделяется внутренней стороне партийной жизни, её структуре. Данному вопросу посвящена отдельная глава, в которой обозначены основные принципы работы, где рассматривается устав и программ, а так же членство в партии. Обозначив принцип, основанный на добровольном и индивидуальном членстве в партии, закон наделил правом состоять только в одной политической организации. Законом учтено, что личное дело каждого разглашать или не разглашать сведения о партийной принадлежности, и ничто не может служить основанием для ограничения прав и свобод гражданина или же наоборот каких-либо преимуществ. Особое внимание в Федеральном законе № 95 уделяется правам партий. В эти права входят: свободная пропаганда деятельности, популяризация своих взглядов, целей и задач. А так же участие в выборах и референдумах, организация и проведение публичных мероприятий, и ряд других прав.
Как и у всех акторов правовых отношений у партий есть не только права, но и обязанности. К обязанностям относится: соблюдение законодательства, предоставление отчетов о численности членов в каждом из региональных отделений, о непрерывной работе (что эта партия не номинальная), копий различных иных документов. Закон определяет принцип нейтралитета органов власти и уполномоченных лиц в деятельность партий, то есть дают карт-бланш на политической арене.
Однако наряду с этим существуют определенные органы, которые наделены полномочиями и могут контролировать деятельность партий. Это и есть те самые “регистрирующие органы”, то есть те органы, которые осуществляют регистрацию и дальнейшую проверку на соблюдение законодательства. Существуют санкции по отношению к партиям. Они применяются при нарушении ими федерального законодательства в виде временного приостановления их деятельности на срок до 6 месяцев, либо ликвидации партии, в зависимости от того, что решит Верховный Суд РФ. Помимо этого, партия или ее отделение в субъекте РФ подвержены ликвидации на следующих основаниях:
· Если ее работа была направлена на подрыв безопасности государства, провоцирование конфликтов, разжигания социальной, расовой или религиозной розни.
· Недостаточное количество региональных отделений в РФ.
· Неучастие партии в выборах на протяжении 5 лет подряд.
Не менее важно то, что были установлены критерии, которые позволяют признать партию, участвовавшую в выборах. Фиксировалось лишь в одном из перечисляемых случаев проведения голосования на выборах:
а) за выдвинутый ею и зарегистрированный федеральный список кандидатур в депутаты Государственной Думы;
б) за прошедшие регистрацию кандидатуры в депутаты Государственной Думы не менее чем в 5% одномандатных избирательных округов;
в) за выдвинутого ею и зарегистрированного кандидата на пост Президента РФ;
г) за зарегистрированные кандидатуры на пост руководителя высшего исполнительного органа государственной власти не менее чем в 10% субъектов РФ;
д) за зарегистрированные кандидатуры в депутаты законодательных (представительных) органов не менее чем в 20% субъектов РФ;
е) за зарегистрированные кандидатуры на выборах в органы местного самоуправления более чем в половине субъектов РФ.
Законом было установлено, что существует два ограничения для приостановления и ликвидации партий или их региональных отделений. Во-первых, работа партий не может быть приостановлена, и ликвидирована в период проведения избирательной кампании. Во-вторых, партии, которые прошли в Государственную Думу, не могут быть упразднены из-за отсутствия обязательного числа региональных отделений или неполной численности членов партии.
Преследуя цели обеспечения финансовой прозрачности функционирования политических партий, законопроектом гарантируется порядок вырабатывания денежных средств и некоторого имущества политической организации, а также вести отчет о ежегодном финансировании. Государство старается обеспечить партии, существует несколько видов субсидирования партий. И вот один из них, это годичная финансовая поддержка, которая выдается по результатам их участия в выборах.
Данный шаблон финансирования очень широко распространен в мировой практике. Осуществляется оно при условии, что выдвинутый этой партией кандидат выручил не менее 3% голосов избирателей, которые принимали участие в голосовании.
Не умаляя позитивной роли, сыгравшей в усовершенствовании общественно - политических отношений, нельзя не обозначить ряд внутренних несоответствий, которые содержатся в законе, и из-за которых могут зародиться определенные проблемы на практике.
Федеральный закон № 95 делает запрет на создание и работу на территории России политических партий иностранных государств и филиалов данных структур. А так же членами российских партий не имеют права быть иностранцы и лица без гражданства. Но, как, ни странно, закон позволяет политическим организациям подключаться и поддерживать международные связи с политическими общественными объединениями иностранных государств, вступать в различные международные союзы. Представляется, что такие права сводят на нет указанные выше запреты и ограничения.
Сходно и еще одно несоответствие правового акта, это право политических партий учреждать союзы с иными общественными объединениями и вступать с ними в блоки, оно не состыковывается с запретом на образование партий по признакам той или иной принадлежности (расовой, религиозной и т.п.). Это указывает на непроработанность и крупные пробелы в современном российском законодательстве. Большая ответственность лежит на Министерстве юстиции РФ, главной задачей которого является грамотно и четко организовывать работу на всех уровнях, а так же преломления ошибок существующих в законах. Федеральный закон №95 от 2001 года предусматривал ужесточение порядка регистрации партий, что сильно мешало процессу демократизации общества и формированию многопартийного уклада в России. Данная тенденция сохранялась вплоть до 2011 года, нам известного, не только выборами в парламент, но и внесением поправки в ФЗ № 95. После чего усилился процесс либерализации и демократизации партийного законодательства. Ярким примером служит количество зарегистрированных партий: в 2012 было создано 46 новых партий и одна партия - РПР - была восстановлена[5], по данным на 07.04.2014 количество партий достигло отметки 75 (см. Приложение).
Хотелось бы отметить, что правовое положение партий в современных условиях, на достаточно высоком уровне, так как политические организации находятся в самом центре политической арены. Партии полностью закреплены в нормативно-правовой базе, прописан каждый пункт формирования, существования и даже ликвидации партии в законопроекте. Что касается самого Федерального закона № 95, то он состоит из десяти глав, где подробно описан каждый элемент партийного устройства. В них входят общие положения, рассматривается создание политических партий, не маловажную роль играет и государственная регистрация, расписано и внутреннее устройство политических партий, указаны права и обязанности организаций. Одной из первостепенных глав является государственная поддержка партий, государственному финансированию партий уделяется немаловажная роль в фундаменте закона. Основная задача партий это участие в выборах и референдумах, поэтому законодатель не мог обойти эту веху стороной и не обозначить ее как статью, приостановление деятельности и ликвидация партий тоже очень важны для федерального закона и наконец, заключительные положения, которые описывают переходные, формальные данные.
Можно подвести итог, о том, что политическая партия представляет собой добровольное самоуправляющееся негосударственное общественное объединение. А так же партии являются одним из базисных институтов социально-политической системы, которые способствуют воссозданию политической элиты. Наличие партий в равной степени невозможно как без социума, с его разного рода интересами, агрегирование и представительство, которое осуществляют партии, так и без государства, которое олицетворяет власть в обществе. Если сравнивать другие объединения, действующие на политической арене (профессиональные и предпринимательские союзы, так называемые группы давления и т. п.), партии, преследуют собственные цели, и открыто ведут борьбу за места в парламенте, которые дают возможность управления государством, а через него – всем обществом. Консолидируя общественную заинтересованность граждан, они способствуют созреванию политической воли народа.
Противоречивая суть таких организаций имеет свое нормативное измерение. С одной стороны, прямое отношение партий к общественным объединениям подразумевает распределения на нее тех же принципов организации, которые являются общими для всех видов общественных объединений. С другой стороны, партии предназначены для участия в политической жизни общества, что вызывает потребность в предметном правовом урегулировании в системе ее создания, функционирования и внутреннего устройства. Это может выражаться в специальных требованиях, которые предъявляются к ее территориальному масштабу деятельности, численности, основным принципам внутренней конструкции.
§ 1.2. Теоретические основы функционирования партий в современных реалиях.
Политические партии – это уникальный политический институт, рождение которого прочно связано с генезисом либеральной демократии. «Демократия мыслима не иначе, чем выраженная через партии», - писал в своем произведении Г. Шатшнайдер[6]. Даже политическая история может привести массу примеров не только демократических, но и революционных и реакционных партий.
В современном социуме, к примеру, в западной Европе, гражданское общество и государство интегрированы в одно целое методом трёх главных институций: представительной системы власти, всеобщего избирательного права и политических партий. Метафора «суверенной власти народа» обозначает на данном этапе развития, что власть исходит от самого народа и реализуется им при помощи его представителей, которые выбираются на строгий зафиксированный срок на основе всеобщих выборов. Вследствие этого политические организации играют удивительно важную роль в работе современных представительных систем. В частности они обеспечивают взаимосвязь государственного устройства и окружающей среды, осуществляя функции артикуляции и агрегации общественных интересов.
Современная демократия – это народовластие, основанное на принципе представительства. Призыв на создание многопартийной системы исходит из подверженности привести партийную структуру в соответствие с плюралистическим общественным устройством современных государств. Без принятия политического многообразия и оппозиции любая система не может причислить себя к демократической, или представительной. Вместе с тем функция представительного органа властных структур как представитель «общей воли» в отличие от «воли всех»[7] обозначает, что в парламенте презентуются универсальные политические интересы, а не потребности узкого круга людей. Как раз в странах с развитой демократией важнейшим коллективным актором выборного процесса и представительства в парламенте считают политические партии. Одна из архиважных задач – это выявление и учет в групповых интересах общезначимого начала и перевода их на общегосударственных уровень. Имеет большое значение указать мнение немецкого политолога Клауса фон Бейме, выделяющий одни из приоритетных функции партий: выявление цели, разработка идеологии и программы, стратегия действия; мобилизация общественных интересов граждан; ангажирование граждан; построение аппарата управления. Как, спросите вы, создаются цели партии? Ответ прост. Трансформируются требования, проблемы и чувства социального недовольства в позитивные политические цели, партии устремляют стихийную мощность социального протеста в русло конституционной борьбы за их достижение через участие в государственном управлении. Увеличивая площадку общественно-политического процесса, партийные структуры пытаются преодолеть отрешенность маргинальных категорий граждан от политики, тем самым выполняющие функцию политической мобилизации.
Стоит отметить значительную роль и место партий в действующей демократии, многие исследователи именуют современную державу «партийным государством». «Партийное государство» это такой тип управления, при котором парламент утрачивает свое значение, и он уже не является выразителем воли народа. Государственная Дума при таком типе только ратифицирует решения, которая принимает фракция занявшая большинство.
В основном политические объединения стремятся выдвинуть своих представителей на высокие должности в правительстве, да и на приличные посты во всех звеньях власти. Хотелось бы напомнить, что в законах многих стран и Россия тоже не исключение, прописано что партии, не принимающие участие в выборах на протяжении какого-либо времени ( в России это 5 лет) они утрачивают свое правовое положение. Таким образом, этот законопроект показывает, что участие в выборных процессах это непосредственная обязанность, а не дополнительная опция. Между тем выборы есть способ, за счет которого они имеют возможность способствовать вырабатыванию политической воли народа, так как избирательный процесс это подобие непрямого принятия политических решений, поскольку прямое принятие решений гражданами есть референдум. В соответствии со ст. 3. гл. 1 Федерального закона «О политических партия» одна из центральных целей политических организаций является генерирование общественного мнения, это говорит о том, что партии есть не что иное как фактор, который содействует формированию политической воли народа. Не стоит забывать, что партийные фракции учреждают так называемое «лицо» парламента, так как через партии выполняются две функции - это политическое представительство и рекрутирование элиты.
Партия сама по себе является посредником между властью и народом, выступая инструментом легитимации власти, и решают проблему защиты прав и свобод граждан от вмешательства в них властных структур.
Общество-система, которая может сама реформировать себя и это процесс не стоит на месте, поэтому партии, которые поддерживают непрерывность общественно-политического процесса, создают устойчивые обратные связи органов управления с социумом, и обеспечивают гомеостазис системы. В следствии система получает эластичность, которая допускает любые изменения, за исключением тех, которые могут представлять угрозу для ее идентичности. Проводя работу над преодолением отстранения «периферийного» сообщества, увеличивают гибкость и мобильность политической системы.
Такие организации как партии предстают перед нами в роли субъекта политической социализации. Данная функция (социализация) может быть осуществлена как в ходе избирательных компаний, так и в динамичном процессе частого общения политиков с возможным электоратом.
Избирательный процесс это отдельная веха в науке о партиях. Роже-Жерар Шварценберг считал, что партии объединяют избирателей и кандидатов на конкретной тематической основе, а чаще на идеологической. Они заинтересовывают в политических дискуссиях, говоря о своей программе, своих устоях и традициях, для того чтобы избиратель понимал на какую идею и на какую программу опирается тот или иной кандидат, какие интересы он защищает, какими методами будет бороться и как он себя поведет в случае избрания его на должность. Можно сделать вывод о том, что голосование это не поддержка какого-то определенного человека, а выбор политического направления. Эта функция, которая показывает, что стоит голосовать за программу, а не за самого человека, крайне важна. Отсутствие же данной опции может привести к перебарщиванию с репрезентативной или плебисцитарной традицией. Партии дают людям свободно думать и выражать свое мнение. Партии считаются самыми эффективными и легитимными инструментами борьбы за власть и активными участниками в принятии политических решений. За счёт этих данных принимают партию, как положительный элемент гражданского общества, который вовлекает интересы общества в сферу политического урегулирования.
При всем при этом, полемика о фактическом предназначении партий и их перспективах в развитии как одного из основных политических институтов не смолкает до сих пор. Причина дискуссии корениться в широко распространенной в демократических государствах концепции информационного общества. В которой говорится, о том, что по итогам компьютеризации общества, отпадет надобность в посредниках между человеком и властью, так как можно будет общаться непосредственно при помощи связи Internet, то есть будет обеспечена двусторонняя связь между обычными людьми и правительством. Это говорит о том, что мир вступает в эпоху «постпартийной демократии». Но одновременно, люди, которые поддерживают идею о «конце партий» откровенно преуменьшают их роль в комплектовании компетентной политической элиты, а также не примечают всего потенциала социального патронажа интересов, защиты от манипуляции коллективным сознанием со стороны власти. Исторический и социальный опыт политического развития свидетельствует, что, несмотря на не радостные прогнозы, партии все же останутся самым эффективным звеном, которое связывает гражданское общество и государство.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что изначально демократия и не была связана с существованием партии. Невозможно утверждать, что на сегодняшний момент произошла сильная переоценка роли партий в обществе. И необходимо сказать, что партии занимают одно из последних мест среди институтов, которые заслуживают доверие избирателей. Но и в благополучных, обладающих эффективно работающей политической системой, партиям доверяют лишь 12% респондентов – на равных с армией, церковью и судам, которые никакой прямой политической власти не имеют. Однако стоило бы заметить, что и в Российской Федерации политические партии не играют большой роли в урегулировании проблем общества и не являются ярым выразителем интересов граждан, но нельзя сказать, что они потерпели фиаско как носители демократии. Поэтому выводы политологов о том, что партии совсем не играют никакой роли ни в формировании Государственной Думы и прочих органах власти, ни в жизни избирателей выглядит не очень убедительными на современном этапе развития.