Письменная индивидуальная (контрольная) работа

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей заочной формы обучения ТвГТУ

Тверь 2015

Составители: заведующий кафедрой истории и политологии, канд. истор. наук Иванов В.Г. , доцент кафедры истории и политологии Долгова Т.В.

Учебно-методическое пособие предназначено для использования в ходе практических занятий по курсу «Отечественная история» студентами всех специальностей и направлений ТГТУ.

Программа утверждена на заседании кафедры истории и политологии «27» августа 2015 года, протокол № 1.

©Тверской государственный технический университет, 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методическое пособие по отечественной истории адресовано студентам всех специальностей заочной формы обучения Тверского госу­дарственного технического университета.

Данное пособие включает в себя:

• Краткие сведения об учебной программе «Отечественная история».

• Основные экзаменационные вопросы с указанием необходимой ли­тературы,

• Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.

• Требования к разработке и написанию рефератов (контрольных ра­бот).

• Перечень индивидуальных заданий.

Назначение программы помочь студентам сформировать целостное представление об основных этапах исторического пути России и судьбах нашей страны, осмыслить ее многовековой опыт самоопределения во все­человеческой цивилизации.

Цель курса «Отечественная история» - сформировать у студентов на­выки научно-теоретического освоения истории в контексте ведущих пара­дигм современной исторической науки, прежде всего цивилизационного подхода, что выступает необходимой предпосылкой для адекватной само­стоятельной интерпретации исторических фактов и другой информации, отражающих влияние прошлого на настоящее и будущее российского об­щества и мира в целом.

Предлагаемый курс основан на проблемно-логическом методе, когда приоритет отдается теоретическому упорядочению накопленной истори­ческой информации, определению ведущих факторов и тенденций соци­альных измерений, специфики их действия и проявления в отечественной и всемирной истории.

Освоение курса «Отечественная история» предполагает большой объем самостоятельной внеаудиторной работы студентов-заочников.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

• Иметь представление об истории как науке, ее месте в системе гуманитарного знания, владеть основами исторического мышления.

• Иметь представление об источниках исторического знания и приемах работы с ними.

• Иметь научное представление об основных эпохах в истории человечества и хронологии.

• Знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей.

• Уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому.

• Обладать способностью теоретической интерпретации историчес­кой информации для объяснения и понимания актуальных проблем и тенденций развития современной России и мирового сообщества.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКЗАМЕНА

Экзамен по отечественной истории в ТГТУ проводится в устной (со­беседование по экзаменационным билетам) и письменной (реферат на ис­торическую тему, выполнение тестовых заданий) форме.

УСТНЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

В ходе устного ответа студент должен:

1) продемонстрировать умение рассматривать события и явления конкретно-исторически и в широком историческом контексте, с учетом исторической перспективы и ретроспективы; видеть противоречивость и вариантность общественного развития;

2) изложить основной фактический материал по вопросу; раскрыть
ведущие причинно-следственные связи; самостоятельно сделать обобщения и выводы из сказанного;

3) использовать и уметь объяснить необходимые понятия и термины;

4) освещать материал логично, последовательно, соблюдая принятые нормы устной речи.

В ходе ответа экзаменатор имеет право задавать студенту дополни­тельные вопросы по теме билета.

Результаты устного экзамена оцениваются по пятибалльной системе.

ПИСЬМЕННАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ (КОНТРОЛЬНАЯ) РАБОТА

Студент заочной формы обучения должен обязательно представить письменную контрольную работу (реферат) на кафедру истории и полито­логии за месяц до начала сессии, предварительно зарегистрировав в дека­нате ЗФ.

Реферат является неотъемлемой составной частью экзамена по курсу отечественной истории.

Реферат, понимаемый как изложение в письменной форме содержание книги, статьи, научной работы, создает возможность комплексно ис­пользовать приобретенные навыки работы с книгой, развивает самостоя­тельность мышления, умение анализировать явления действительности. Рефератом называют также доклады или письменные исследования на определенную тему, включающие критический обзор источников (перечень индивидуальных тем прилагается). В отличие от конспекта реферат требу­ет несравненно большей творческой активности в обобщении изученной литературы.

Рекомендуемый объем реферата - 15-20 страниц машинописного текста.

Академическая структура исследования такова:

1. Титульный лист (образец прилагается).

2. Содержание работы:

Введение

Глава 1. (Название главы)

1.1.(Название параграфа)

1.2.(Название параграфа)

Глава 2. (Название главы)

2.1. (Название параграфа)

2.2. (Название параграфа)

Заключение

Список использованной литературы

Приложение (схемы, карты, рисунки)

Название работы, глав и параграфов не должны совпадать, название работы не должно быть громоздким. Тему реферата предпочтительно вы­бирать из предложенных тем в данном учебно-методическом пособие (свою тему следует заранее согласовать с преподавателем кафедры истории и политологии ТГТУ).

Важный этап работы над рефератом - отбор литературы. Затем составляется конкретный план, который может быть, по необходимости, со­гласован с преподавателем. Завершающий этап - написание реферата на основе изучения и предварительной систематизации всех источников, по­вторного изучения собранного материала (реферат должен быть написан на базе не менее 5-7 источников).

Схема подготовки реферата такова: чтение исходного текста - его анализ - выбор информативных фрагментов, их обобщение - создание но­вого текста (реферата).

Введение должно содержать актуальность темы, исторический интерес, краткий обзор мнений по данной проблеме. Автор должен четко сфор­мулировать основные задачи своей исследовательской работы.

Главы содержат конкретный фактический материал. Рассмотрение каждого пункта плана целесообразно завершать обобщением.

Заключение должно содержать основные выводы по всем главам.

Для библиографического оформления студенческих работ достаточно краткого описания, включающего следующие обязательные элементы:

- автор;

- название книги (статьи);

- выходные данные (например: М,: Владос, 1999);

- сведения о количественной характеристике (количество страниц).

На последнем этапе производится синтезирование выделенной инфор­мации и завершается оформление текста реферата. Изложение должно быть цельным и логичным.

Представленная программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта последнего поколения (ФГОС) и предполагает изучение следующих тем.

Тема 1.

Наши рекомендации