Письменная индивидуальная (контрольная) работа

Студент заочной формы обучения должен обязательно представить письменную контрольную работу (реферат) на кафедру истории и полито­логии за месяц до начала сессии, предварительно зарегистрировав в дека­нате ЗФ.

Реферат является неотъемлемой составной частью экзамена по курсу отечественной истории.

Реферат, понимаемый как изложение в письменной форме содержание книги, статьи, научной работы, создает возможность комплексно ис­пользовать приобретенные навыки работы с книгой, развивает самостоя­тельность мышления, умение анализировать явления действительности. Рефератом называют также доклады или письменные исследования на определенную тему, включающие критический обзор источников (перечень индивидуальных тем прилагается). В отличие от конспекта реферат требу­ет несравненно большей творческой активности в обобщении изученной литературы.

Рекомендуемый объем реферата - 15-20 страниц машинописного текста.

Академическая структура исследования такова:

1. Титульный лист (образец прилагается).

2. Содержание работы:

Введение

Глава 1. (Название главы)

1.1.(Название параграфа)

1.2.(Название параграфа)

Глава 2. (Название главы)

2.1. (Название параграфа)

2.2. (Название параграфа)

Заключение

Список использованной литературы

Приложение (схемы, карты, рисунки)

Название работы, глав и параграфов не должны совпадать, название работы не должно быть громоздким. Тему реферата предпочтительно вы­бирать из предложенных тем в данном учебно-методическом пособие (свою тему следует заранее согласовать с преподавателем кафедры истории и политологии ТГТУ).

Важный этап работы над рефератом - отбор литературы. Затем составляется конкретный план, который может быть, по необходимости, со­гласован с преподавателем. Завершающий этап - написание реферата на основе изучения и предварительной систематизации всех источников, по­вторного изучения собранного материала (реферат должен быть написан на базе не менее 5-7 источников).

Схема подготовки реферата такова: чтение исходного текста - его анализ - выбор информативных фрагментов, их обобщение - создание но­вого текста (реферата).

Введение должно содержать актуальность темы, исторический интерес, краткий обзор мнений по данной проблеме. Автор должен четко сфор­мулировать основные задачи своей исследовательской работы.

Главы содержат конкретный фактический материал. Рассмотрение каждого пункта плана целесообразно завершать обобщением.

Заключение должно содержать основные выводы по всем главам.

Для библиографического оформления студенческих работ достаточно краткого описания, включающего следующие обязательные элементы:

- автор;

- название книги (статьи);

- выходные данные (например: М,: Владос, 1999);

- сведения о количественной характеристике (количество страниц).

На последнем этапе производится синтезирование выделенной инфор­мации и завершается оформление текста реферата. Изложение должно быть цельным и логичным.

Представленная программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта последнего поколения (ФГОС) и предполагает изучение следующих тем.

Тема 1.

ИСТОРИЯ И ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА

Понятие истории. История как объективный процесс социальных из­менений и как субъективные представления о нем. Понятие исторического сознания и его основные функции. Уровни исторического сознания. Фак­торы его формирования. История как наука. Понятие и классификация исторического источника. Формационный и цивилизационный подходы к объяснению и пониманию исторического процесса. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.

Тема 2.

ОСОБЕННОСТИ ГЕНЕЗИСА ЦИВИЛИЗАЦИИ В РУССКИХ ЗЕМЛЯХ

Природно-климатические, геокультурные и геополитические особен­ности становления русской цивилизации, их влияние на дальнейшее исто­рическое развитие нашей страны. Основные этапы становления Древне­русского государства. Этнокультурная и социально-политическая самобыт­ность древнерусской государственности. Принятие восточного христиан­ства (православия) и его влияние на социально-политическое и культурное развитие древнерусского общества. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи.

Тема 3.

Наши рекомендации