Политическая система и политический режим
Понятие «политическая система» является одним из основных в политологии и позволяет представить политическую жизнь, политический процесс в определенной целостности и устойчивости, акцентируя внимание на структурной, организационно-институциальной и функциональной сторонах политики.
Политическая система означает, что она связана с политической сферой общественной жизни. В ее основе лежат политика, политические отношения, политическая власть. Это относится как к системе в целом, так и ко всем ее структурным элементам. Политика - непосредственный, главный предмет существования и функционирования политической системы.
В зарубежной политологии политической системой общества в одном случае считают совокупность организаций и учреждений (институтов) общества, относя к ним государство, политические партии, общественные организации, объединения, движения и т.п.; в другом – комплекс основополагающих идей политики; в третьем – единство взаимоотношений и взаимодействий в сфере политической жизни. В США, а затем в ряде других стран приобрел широкое распространение подход, согласно которому политическую систему рассматривают как политическое поведение, политический процесс в рамках определенных организаций, объединений, общностей людей, даже при том, что эти институты могут быть и не политическими по своему характеру.
Политическая система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе.
Это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая регулирует отношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования государственной власти.
Все множество входящих в политическую систему явлений и процессов делят на 4 основные группы, которые в специальной литературе обычно называют подсистемами политической системы общества.
Ими являются:
1) политические организации, учреждения, объединения;
2) политические отношения;
3) политические и правовые нормы и принципы;
4) политическое сознание и политическая культура.
В качестве критериев типологизации современных политических систем чаще всего берутся следующие: характер общественного строя, политический режим, форма государства, господствующая в обществе идеология, географическая, национальная, религиозная принадлежность и ряд других.
Согласно первому из названных критериев, все политические системы стран современного мира делятся на 3 группы соответственно трем основным группам государств, различающихся между собой по существующими в них общественному строю, т.е. выделяют капиталистическую, социалистическую и развивающуюся политическую систему. Г.Алмонд акцентирует внимание на социокультурной среде.
В основу своей типологии он положил различные политические культуры. Главное – это выявление ценностей, лежащих в основе функционирования и формирования политических систем. Алмонд выделяет 4 типа политических систем: англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная и частично-индустриальная, тоталитарная.
Англо-американская система характеризуется гомогенной и плюрастической политической культурой. Она гомогенна в том смысле, что подавляющее большинство субъектов политического процесса разделяют основополагающие принципы устройства политической системы, общепринятые нормы и ценности. Политическая культура основана на идее свободы человека, признании законности всех интересов и позиций, между ними преобладает толерантность, что создает условия для прочного союза общества и элиты и реалистического политического курса. Ролевые структуры – политические партии, заинтересованные группы, средства массовой информации – пользуются значительной долей свободы.
Каждый отдельный индивид может принадлежать одновременно к множеству взаимно пересекающихся групп. Данному типу политической системы свойственны четкая организованность, высокая стабильность, рациональность, развитость функций и распределение власти между различными ее элементами, бюрократизированность.
Континентально-европейская система отличается фрагментарностью политической культуры, имеющей в целом общую базу. Для нее характерно сосуществование старых и новых культур, общество разделено на множество субкультур со своими ценностями, поведенческими нормами, стереотипами, иногда несовместимыми друг с другом. Возможности групп интересов, партий и др. переводить потребности и требования народа в политическую альтернативу ограничены, но усилия и возможности других социальных организаций (религиозных, национальных и т.п.) стимулируют противоречия между различными субкультурами. В результате – под угрозой политический порядок и политическая стабильность. В целом в этих системах сильно влияние этатизма, элементов авторитарности (например, политические системы стран Центральной Европы стабильность. В целом в этих системах сильно влияние этатизма, элементов авторитарности ()ом.и распределение власти между раз).
Доиндустриальные и частично-индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру: сосуществуют традиционные институты ценностей, норм, ориентации и атрибуты западной политической системы (парламент, бюрократия и др.). Причем, сами условия формирования такой политической культуры сопровождаются нарушением считавшихся священными обычаев, традиций, связей, ростом ощущения неустойчивости. В поисках порядка защиты люди обращаются к харизматическому лидеру. Эти процессы, с точки зрения коммуникации и координации, усложняют отношения в обществе. Для политической системы данного типа характерно неотчетливое разделение властей, ограничение свободы, применение насилия.
В политических системах тоталитарного типа, по мнению Г.Алмонда, существует принудительный тип политической активности, власть сконцентрирована в руках бюрократического аппарата, контролируется, как правило, одной монолитной партией, отсутствует возможность реализации частного интереса и создания добровольных объединений.
Далее, если в основу типологии положить характер взаимодействия со средой, то политические системы можно подразделить на открытые и закрытые (полностью закрытых не бывает). Последние системы недолговечны в силу свойственных энтропийных процессов. Открытые политические системы активно подвергаются влиянию внешних условий и факторов и, в свою очередь, оказывают ни них обратное воздействие. Они динамичны и подвижны. Широкое распространение получила типология политических систем общества, в основе которой лежит характер политического режима. В ее рамках обычно выделяют 4 типа политических систем общества:
1) тоталитарные
2) авторитарные
3) либеральные
4) демократические
Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Термин «государство» обычно понимается в двух значениях. В широком смысле государство понимается как страна, общество, народ, расположенные на определенной территории и представляемые органом высшей власти.
В узком, собственном значении, термин «государство» представляет собой организацию, обладающую верховной властью на определенной территории.
В современном научном понимании государство представляет собой многогранную и многофункциональную целостностность, обладает, по сравнению с не государственными институтами, наибольшей способностью к решению жизненно важных задач и наведению порядка в любом обществе. Государство выступает как политическая сила, символизирующая и выражающая ту или иную страну в целом. Для более точного определения понятия и сущности государства необходимо выяснить причины возникновения, сущность и функции государства.
Одно из самых давних объяснений происхождения государства – теократическая теория, т.е. теория божественного происхождения, согласно которой государство предписано человеку Богом. Известна юридическая формула: всякая государственная власть происходит от Бога, и все государи осуществляют свою власть как исполнители божественной воли. И все причины возникновения и функционирования находят в воле творца.
Патриархальная теория основывается на том, что государство возникает непосредственно из разросшейся семьи. Соединение семей означало, что главы семей превращаются в граждан государства, над которыми появляется новый вид власти – власть главы государства - монарха. Глава государства, олицетворяющий собой отца всех семей, осуществляет власть посредством издания законов. А главы отдельных семей осуществляют не государственную, а власть родительскую, супружескую, господскую.
Естественно-правовая теория происхождения государства.
Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись неоднозначным образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех», Руссо считал, что это есть мирное идиллистическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека состоит в его неограниченной свободе.
Сторонники естественного права считают государство результатом юридического акта – общественного договора, который является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изобретением. Поэтому данная теория связывается с механическим представлением о происхождении государства, выступающего как искусственное произведение сознательной воли людей, согласившихся соединиться ради лучшего обеспечения свободы и порядка. Государство возникает лишь после того, как люди получили свои естественные права. И оно, следовательно, ограничено в своих действиях правилами людей, которые не были ему переданы в результате общественного договора.
Теория насилия-ее представители (Е.Дюринг, Л.Гумплович, К.Каутский и др.) считали, что государство возникает в результате насилия и завоевания. Смысл ее состоит в том, что возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия, т.е. путем прямого политического действия. Государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще не стерлись юридические различия между победителями и побежденными. Государственная власть возникает из физической силы.
Материалистическая (классовая) теория - Суть материалистической теории состоит в том, что государство возникает в результате раскола общества на классы. Отсюда делается вывод: государство есть исторически переходящее, временное явление – оно возникло вместе с возникновением классов и также неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.
Государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юридические обязательные веления, обладает суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения.
Основные признаки государства:
1.Единство территории.
2.Национальное самоопределение.
3.Обязательность членства в государстве.
4. Наличие публичной власти, стоящей над обществом и управляющей им, - особой управляющей системы (механизма), руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения.
5. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага.
6.Наличие права, т.е. обязательных правил поведения, установленных и санкционированных публичной властью. Только государство обладает правом на регулирование общественной жизни с помощью права, законов. С помощью права государство как политический институт закрепляет определенный порядок общественных отношений, а также структуру и порядок деятельности государственного аппарата.
7.Монополия на легальное применение силы, физического принуждения.Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы – армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.
8. Налоги – обязательные платежи с граждан и коммерческих организаций, которые взимает публичная власть для покрытия расходов государства при осуществлении им своих функций. Налоги создают возможность экономической самостоятельности государства.
9. Суверенитет – государство представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами.