На семинарах и коллоквиумах

1. Каково содержание понятия «международные отношения»?

2. Когда зародились международные отношения?

3. Каков механизм разрешения международных споров и конфликтов?

4. Что означает «сила» в системе международных отношений?

5. Как сложилась система международных отношений после второй мировой войны?

6. Что нового внес XXI век в расклад сил на международной арене?

7. Какое место занимает Украина в геополитической картине мира?

8. Каковы задачи внешнеполитической деятельности Украины как суверенного независимого государства?

9. Что изучает политическая глобалистика?

10. Что означает процесс глобализации?

11. В чем суть глобализации?

12. Можно ли сказать, что многополярному миру должна быть присуща внутренняя нестабильность?

13. Может ли Европейский Союз стать моделью региональной организацией для всего мира?

14. Является ли единое мировое правительство желанной перспективой?

15. Что собой представляет антиглобализм как общественно-политическое движение?

16. Какова социальная база антиглобализма?

17. Что составляет идеологическую основу терроризма?

18. Что служит социальной почвой терроризма?

Персоналии

В список персоналиев включены лишь те авторы, творчество которых не рассматривается в изложенном курсе, но имена которых встречаются в тексте и могут вызвать у студентов вопросы и желание познакомиться с ними несколько подробнее.

Ханна Арендт (1906-1975). Немецкий политолог и философ. Выросла в еврейской семье, в 1933г. бежала из Германии от нацистского режима и в конце концов обосновалась в США, где написала основную часть своих работ. На ее своеобразную манеру письма повлиял экзистенциализм Хайдеггера (1889-1989) и Ясперса (1883-1969); сама она об этом говорила как о «мышлении без барьеров». Ее главные работы – «Истоки тоталитаризма» (1956), «О человеческом существовании» (1938), «О революции» (1983) и «Эйхманн в Иерусалиме» (1963); тему последней она определила как «банальность зла».

Александр Гамильтон (1755-1805). Американский государственный деятель, один из «отцов» конституции США (вместе с Дж. Мэдисоном). Гамильтон родился в Вест-Индии. В ходе войны за независимость стал адъютантом Дж. Вашингтона. Был основателем и лидером партии федералистов. Политические убеждения Гамильтона с его приверженностью федерализму характеризовались глубокой неприязнью к демократии, поддержкой активных действий центрального правительства. Ядром политической философии Гамильтона является идея мощного национального правительства с сильной исполнительной властью, которая была бы способна поддержать еще не окрепшую экономику страны.

Антонио Грамши (1891-1937). Итальянский марксист и социальный теоретик. Сын скромного служащего, А.Грамши в 1913г. вступил в Социалистическую партию, а в 1924гг., стал генеральным секретарем новообразованной итальянской коммунистической партии. В 1926г., будучи членом парламента, Грамши тем не менее был арестован по приказу Муссолини и до конца жизни оставался в заключении. В своих «Тюремных тетрадях», писавшихся с 1929 по 1937г., он стремился соединить теорию марксизма с разработкой проблем политической и идеологической борьбы. Хотя теоретики еврокоммунизма видели в нем своего провозвестника, сам Грамши всю свою жизнь оставался верным ленинцем и революционером.

Роберт Даль (р.1915) – американский политолог. Получив в 1946г. должность профессора политологии в Иельском университет, Даль впоследствии стал одним из наиболее видных политических философов США. В 1953г., он ввел в научный оборот термин «полиархия» («власть многих»), позволяющий провести более точное различие между современными и классическими демократиями. Первоначально находился под влиянием позитивизма и бихевиоризма, но с конца 1960-х годов вместе с Гэлбрейтом начал разрабатывать более радикальную версию «неоплюрализма», где главной темой стало «возрастающее политической влияние крупных капиталистических корпораций.

Его главные работы – «Введение в теорию демократии» (1956), «Кто управляет» (1961) и «Дилеммы плюралистической демократии» (1982).

Герберт Маркузе (1898-1979). Немецкий политолог и социолог, один из основателей Франкфуртской школы социологии. С 1934г. Маркузе бежал из гитлеровской Германии, жил в США. Здесь он работал над собственной концепцией неомарксизма, широко заимствуя идеи Гегеля и Фрейда. Приобрел широкую известность в 1960-х годах как теоретик «новых левых» и «гуру» бунтующего студенчества. Индустриальное общество изображал как всеохватывающую репрессивную систему, подавившую свободу мысли и поглотившую какую бы то ни было оппозицию. Основные свои надежды возлагал не на пролетариат, а на студенчество, этнические меньшинства, женщин и страны «третьего мира» т.е. на те силы, которые еще не включены в современную политическую систему капиталистических стран.

Основные работы Маркузе: «Разум и революция» (1941), «Эрос и цивилизация» (1958), «Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества» (1964). Последняя работа получила широкую международную известность. В ней автор анализирует проблемы отчуждения личности в условиях технократичного общества, когда происходит становление массового, одномерного человека, утрата индивидом чувства своего подлинного «Я», разрушение аутентичности личности, т.е., самоотчуждение.

Джеймс Мэдисон (1751-1836). Американский государственный деятель и политический мыслитель, один из «отцов» американской конституции. В годы президентства Джефферсона занимал должность государственного секретаря (1801-1809), а затем стал четвертым президентом США (1809-1817). Главный приверженец принципов плюрализма и разделения властей, Мэдисон добивался осуществления федеративной идеи и организации двухпалатного конгресса. Его наиболее известные работы о политике приходятся на период сотрудничества с А.Гамильтоном и Дж. Джем в «The Federalist faper» («Федиралист»)

Томас Пейн (1737-1809) писатель и революционер, англичанин по происхождению. В 1774г. Пейн отправился в Америку, где воевал на стороне восставших колонистов в войне за независимость. Вернулся в Англию в 1789г., но, будучи обвинен в измене, бежал во Францию, сражался за республику; во времена якобинского террора едва не попал на гильотину. Радикализм Пейна, в котором переплелись идеалы свободы и народного суверенитета, в дальнейшем вдохновили приверженцев как либерального республиканизма, так и социалистического эгалитаризма. Его главные работы: «Здравый смысл» (1776), «Права человека» (1792) и «Век разума» (1794)

Джон Роулс (р. 1921). Американский ученный и политический философ. Его главная работа «Теория справедливости» (1970) считается наиболее значительным со времен Второй мировой войны трудом по политической философии. Книга оказала большое влияние как на современный либерализм, так и на социал-демократию.

В ней Раулс выдвинул идею «справедливости, основанной на честности», краеугольным камнем которой является положение о том, что социальное неравенство оправдано только в том случае, если от него выигрывают наименее привилегированные слои общества (поскольку дает им стимулы к работе). Роулс при этом решительно выступает в поддержку принципа равенства, обосновывая его нем, что люди, не обладит они пониманием собственных способностей, предпочли бы жить скорее в ситуации социального равенства, чем неравенства. Поскольку у большинства людей страх перед бедностью превышает желание быть богатым, это и есть аргумент в пользу перераспределения общественного продукта и систем социальной поддержки.

В своей позднейшей работе «Политический либерализм» (1993) он несколько смягчил жесткость и однозначности своих прежних формулировок.

Алексие де Токвиль (1805-1859). Французский политик, философ и историк. После июльской революции 1830г. во Франции Токвиль посетил США с первоначальным намерением изучить их исправительную систему. Результатом, однако, стала знаменитая книга «О демократии в Америке» (1835 – 1840). Политическая карьера Токвиля закончилась с приходом к власти в 1849г. Луи Наполеона, что позволило ему предаться написанию другой книги – «Старый порядок и Французская революция» (1856). Линия поведения Токвиля как политического деятеля зачастую была неровной; он проявлял себя на практике как бы консерватором и либералом одновременно, что дало основание впоследствии использовать его имя деятелями различного политического толка. Его идеи повлияли на теоретиков как либерального так и консервативного направления. Высоко ценят его в теоретической социологии.

Френсис Фукуяма (р. 1952). Американский социолог и политолог. Родился в Чикаго в семье протестантского священника. Стойкий приверженец Республиканской партии США, Фукуяма приобрел международную известность своей статьей «Конец истории?» (1989), ставшей затем основой монографии «Конец истории и последний человек» (1992). Здесь он утверждал, что история идей, в сущности, закончилась, ибо мир признал либеральную демокритию в качестве «окончательной формы правления». Правда, как вынуждены признать многие, эта идея «конца истории» оказалась, по сути «бабочкой – однодневкой» (Э.Хейвуд), выпорхнувшей на свет лишь по случаю краха коммунизма. Настроение триумфа, охватившее тогда Запад, на самом деле было не более чем любованием и «похмельным расслаблением» после «холодной войны». Да и сам Ф.Фукуяма спустя 15 лет вынужден был признать, что история отнюдь не закончилась.

Юрген Хабермос (р.1929). Немецкий философ и социолог. Ранний период жизни философа пришелся на годы «третьего рейха»; этот опыт, как дальнейшие впечатления от нюрберского трибунала, шок от картины концентрационных лагерей и лагерей смети, - и привел его в политическую философию. Сотрудничая с Адорно (1903 – 1969) и Харкхаймером (1895 – 1973), он стал одним из ведущих теоретиков «второго поколения» Франкфуртской школы критического анализа. Постепенно отходит от марксизма, известен как автор теории «коммукативного действия». Главные работы: «Теория и практика» (1974), «К рациональном обществу» (1970) и «Теория коммуникативной компетенции» (1984, 1988).

Самуэл П.Хаитингтон (р. 1927). Американский ученый и политический комментатор. Внес значительный вклад в такие области политологии, как проблематика военной политики и стратегии, сравнительная политология, изучение политических процессов в развивающихся странах.

Самая известная его работа «Столкновение цивилизаций и становление мирового порядка» (1996). Это был своеобразный «ответ» на идею Фукуямы о «конце истории», согласно которой с крахом коммунизма западная модель общественного устройства остается единственной и безальтернативной.

Согласно концепции Хантингтона, эпоха глобализации «чревата» столкновением цивилизаций, а не всеобщим смиренным благоговением перед Западом. По его мнению: «Центральной осью мировой политики скорее всего будут конфликты между «Западом и остальными» и реакция незападных цивилизаций на «сильный Запад и его ценности», следовательно, мировая война, если таковая произойдет, будет войной между цивилизациями.»

По мысли Хаитингтона, окончание битвы идеологий не означает практически объединение мира в единое целое по ценностным ориентациям пространство; напротив, вперед выходят базовые разноглася, производные от различных традиций, различного прошлого, различной культуры, языка, религии, этических норм. Не благостная мировая взаимозависимость, а жесткое определение взаимоотношений между цивилизациями – вот квинтэссенция нового Западного мирообъяснения, изложенного в монографии Хантингтона.

Фридрих фон Хайек(1919 – 1992). Австрийский экономист и политолог. Преподавал в Лондонской школе экономики, университетах Чикаго, Фрайбурга и Зальцбурга; в 1974 году был удостоен Нобелевской премии по экономике. Один из ведущих представителей так называемой австрийской школы, Хайек был закоренелым сторонником индивидуализма и свободного рынка, а также непримиримым критиком социализма. «Атавизм социальной справедливости» протестует против рынка, считал он. И для нормального функционирования либеральной экономики «люди должны изжить некоторые естественные инстинкты и прежде всего чувство солидарности и человеческое сострадание».

Его «Путь к рабству» (1948) был одной из первых работ, подвергших всесторонней критике государственное вмешательство в экономику. Работу характеризует яростное неприятие социализма.

Многие темы политической философии он развивает в более поздних работах: «Конституция свободы» (1960) и «Закон, законодательство и свобода» (1979). Ф. фон Хайек оказал большое влияние на становление идеологии «новых правых», нашедших выражение в рейганизме и тэтчеризме. (Главный постулат: прежнее государство – нянька породило общество зависимости, изгнав ту свободу, которую надлежит понимать как свободу выбора на рынке).

Иосиф Шумпетер (1883 – 1950). Американский экономист и социолог, чех по происхождению. Рано завершив научную карьеру, он некоторое время после первой мировой войны работает на посту министра финансов Австрии. В 1932, Шумпетер становится профессором экономики Гарвардского университета. В центре его научных интересов находилась проблема так называемых «длинных волн развития» капитализма и та особая роль, которая во всем этом принадлежит предпринимательству, склонному к риску. («Теории экономического развития» - 1912г. и «Деловые циклы» - 1939г.) В книге «Капитализм, социализм и демократия» (1942) он приходит к выводу, что западный капитализм по логике собственного развития, по сути, превратился в одну из форм социализма.

Наши рекомендации