Практико-ориентированные задания для итогового контроля
Задание 1
Представьте, что Вы выполняете разведывательную миссию на другой планете. Исторически складывающаяся там ситуация близка нашим обыденным представлением о Средневековье. Основная масса населения – крестьяне – денно и нощно обрабатывают принадлежащую феодалам землю своими примитивными орудиями труда. Знать, погрязшая в роскоши и распутстве, живет преимущественно своими интересами. Духовная жизнь под контролем церкви, не допускающей инакомыслия. Часто случаются голод, эпидемии, войны и восстания крестьян.
Один из лидеров такого восстания обращается к Вам с просьбой предоставить ему сверхразрушительное оружие, обладание ко-торым позволит ему и его товарищам победить в борьбе. Вам необходимо через 15 минут дать обоснованный и однозначный ответ, как поступить в такой ситуации.
Задание 2
Анализ политических публикаций в современных российских газетах и журналах.
Выберите из нескольких газет и журналов публикации, на страницах которых отображается политическая жизнь. Их надо подобрать таким образом, чтобы различные источники повествовали об одном и том же событии из внешней или внутренней жизни страны. Как правило, если печатные издания вышли в тираж приблизительно в одно и тоже время, в них описываются одни и те же события, однако, интерпретация их и оценки иногда диаметрально противоположны. Сравните между собой опубликованные материалы и дайте ответ на следующие вопросы.
Противостоянию каких идей, групп, организаций посвящены статьи?
Что в сравниваемых материалах является фактом, а что мнением?
Какие цели ставил перед собой журналист, публикуя материал в том или ином издании?
Какие ценности он защищает?
На интересы какой социальной группы он ориентируется?
Как автор видит роль государства в разрешении конфликта?
Задание 3
Вам необходимо сравнить между собой два письменных материала. Оптимальным для этого упражнения является выбор "праздничных обращений к населению", ритуально повторяемых в центральных и региональных газетах к праздникам. Впрочем, можно обратиться и к другим текстам, главное, они должны быть одинаковы по жанру (газетная публикация, фельетон, научная статья, детская книга, детектив и т.д.), но написаны и изданы в разное время. Один текст "советского" периода нашей истории, другой, современный. Ориентируясь на эмпирические методы исследования документов, самостоятельно разработайте алгоритм анализа опубликованного материала. Сравните между собой сюжеты повествования, образы главных героев и их противников, методы аргументации своей позиции, целевые установки авторов. Какие идеи они выдвигают? Какие чувства стремятся вызвать? Что общего в исследуемых текстах? Чем они отличаются друг от друга?
Задание 4
Выберите любого известного политика и на основе имеющегося в Вашем распоряжении материала ответьте на следующие вопросы.
Какие черты характера позволили ему сделать политическую карьеру? Какие мешали?
Какие внешние обстоятельства способствовали реализации его планов? Какие нет?
Если политик еще действует, то чем, по-Вашему, закончится его политическая карьера? Попробуйте определить его роль в жизни общества через год, пять лет, десять лет.
Задание 5
Одной из проблем дисфункций государственного аппарата является коррупция. Разработайте систему мероприятий, которые, по Вашему мнению, позволят снизить уровень коррупции в современной России.
Задание 6
Доминирование исполнительных органов власти в современной России –это благо или зло для развития российского общества? Постарайтесь объяснить причину этого явления, его негативные и позитивные аспекты.
Задание 7
В истории России были особые формы принятия решений, при которых в той или иной мере происходило включение населения в процесс выработки и принятия решений. Наиболее известны Новгородское вече, Земские соборы, ка-зачьи круги. Что общего у этих институтов с современным демократическим порядком, в чем различия.
Задание 8
Мифы принято рассматривать, как определенные системы верований, относящиеся к частным аспектам социальной жизни. Мифологическое сознание конструирует множество не связанных между собой реальностей (иногда взаимоисключающих друг друга), каждая из которых, актуализируясь в тот или иной момент времени "выключает" остальные. В ходе анализа реконструируйте основные мифологические схемы, используемые в политическом бренде.
Как правило, в политическом дискурсе особую роль играют три мифа: миф о мудром лидере, миф о врагах и миф о великой истории. Приведите примеры из истории 20 века подтверждающие данное утверждение.
Задание 9
Какие основные черты характерны для политической культуры современной России? Какие ее элементы существенно изменились по сравнению с полити-ческой культурой Советского Союза? Какие факты подтверждают Вашу точку зрения?
Задание 10
Напишите небольшое сочинение на тему: "Политическая система России: вчера, сегодня, завтра". При выполнении данной работы наиболее рациональ-ным будет следующий порядок действий. Во-первых, раскройте содержание понятия «политическая система» и составьте порядок описания ее основных подсистем. Во-вторых, опишите, обращаясь к основной и дополнительной ли-тературе, по составленному Вами плану основные черты институциональной, нормативной, коммуникативной, культурной и функциональной подсистем СССР. В-третьих, в том же порядке дайте характеристику политической систе-мы современной России. Какие основные элементы политической системы трансформировались в наибольшей степени по сравнению с политической сис-темой СССР? Как они по-Вашему изменятся в будущем? Свои прогнозы аргу-ментируйте.
8.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля):