Эмпирическая стадия развития политологии
Эта стадия охватывает конец новогои новейший периодразвития. Она длилась от гражданской войны в Америке (1861-1865 гг.) до окончания Второй мировой войны (1945 г.). Исследованиям политической действительности был придан научный характер. Началось изучение поведения людей в связи с их участием в государственном управлении, возникли научные учреждения, которые изучали политические отношения.
Выдающийся французский просветитель Жан-Жак Руссо (1712—1778) вошел в историю политической мысли как идеолог Французской революции, теоретик и пропагандист идеи демократизма, равенства, справедливости, братства, определяющей роли гражданского общества в цепочке политических взаимоотношений общество — государство — личность. Его самые известные труды — «Об Общественном договоре, или Принципы политического Права» и «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми». В результате появления частной собственности, расслоения на богатых и бедных и в результате заговора богатых возникло государство для насильственного увековечения рабства и неравенства. Поэтому есть потребность построения демократического государства на принципах общественного договора, установления настоящего народного суверенитета. Идея народного суверенитета – ведущая в его учении. Основой всякой законной власти является согласие людей, проявлением которого выступает общественный договор. Суть этого договора заключается в том, что каждый человек отдает себя под высшее руководство общей воли и тем самым становится ее участником. Вся власть, таким образом, переходит к ее носителю — суверену, которым являются все участники договора, то есть народ. Тем самым Ж.-Ж. Руссо отрицал идею разделения власти и представительскую форму ее осуществления. Этот вывод Руссо па практике реализовали лидеры Французской революции и в несколько упрощенном виде — большевики в России.
Французский мыслитель Шарль Алексис Токвиль (1805— 1859) создал либеральную политическую теорию. Изучая источники и последствия Французской революции (1789—1794), Токвиль пришел к выводу, что изменения общественного строя возможны и без революции. В книге «Демократия в Америке» Токвиль утверждает, что демократические идеи (равенство) успешно торят себе путь во многих странах. По мнению Токвиля, для демократии характерны две нежелательные тенденции: а) нехватка совершенного правительства; б) политическая тирания большинства. Представительская власть в значительной мере корректирует негативную тенденцию демократии, но этого недостаточно. И все-таки демократия превосходит иные формы правления, поскольку способствует благосостоянию наибольшего количества граждан, обеспечивает политическую свободу или широкое участие масс в политической жизни.
ХІХ век предложил целый ряд новых парадигм изучения политики. Биологическая парадигма и биополитикаоснованы доктринами Ч.Ломброзо и М.Нордау о биологической природе господствующего класса. Сущность
биопарадигмы заключается в признании одностороннего влияния физиологичных свойств человека на политическую жизнь общества.
Психологическая парадигмаобъясняет политическое и социальное развитие общества психологическими свойствами людей. Ее авторы сводят все политические явления к действию психологических качеств человека.
Социальная группа парадигмпредставлена разными теориями, которые объясняют природу и происхождение политики через воздействие других областей общественной жизни или социокультурными свойствами политического субъекта. В частности, марксизм отрицал влияние биологических факторов на область политики. Он объяснял происхождение и природу политики определяющим влиянием экономических отношений.
Многие сторонники социальной парадигмы политики рассматривают политику только как продукт деятельности людей и потому разные политические явления ставят в зависимость от качеств человека.
Рационально критическая парадигмаобъясняет природу политического взаимодействия людей не внешними (относительно политики) факторами, а ее внутренней причиной и свойствами.
Она состоит из разных теоретических подходов, которые исходят из того, что политика - это полностью самостоятельное социальное явление, которое возникает и развивается по своим внутренним законам и правилам. В настоящий момент существуют много концептуальных подходов, которые рассматривают политику как самостоятельное явление. Например, парадигма конфликтаосновывается на идее внутреннего противоречия, конфликтности политической жизни. Основатели этой парадигмы – К.Маркс, А.Бентли и др. Они не рассматривают политический конфликт как угрозу политическому развитию общества, ведь конкуренция – это источник движения и эволюции политических организмов.
Процесс становления политологии как самостоятельной научной дисциплины приходится на период с конца XIX до середины XX века. Развитие политологии – это не только период определения ее предметной
сферы и методологической основы, но и период организационного оформления. Со второй половины XIX ст. политология становится на путь активного организационного оформления.
Как самостоятельная научная дисциплина, политология возникла в США. В 1857 г. вводится чтение курса политической философии в Колумбийском колледже, что считается началом систематических исследований политики в США. В 1880 г. здесь открывается Школа политической науки. С этого года в США начинает издаваться первый политологический журнал. В 1903г. политологи США объединились в Американскую ассоциацию политических наук. Политология начала развиваться как самостоятельная учебная дисциплина. Американская политология и сегодня значительно влияет на развитие политических исследований. В 1895 г. в Англии была основана Лондонская школа экономики и политической науки, а в 1912г. – кафедра политики в Оксфорде.
Предварительные итоги:
Политическая мысль античности характеризуется философско-этической направленностью. Происходит теоретическое осмысление формы государственного строя: аристократии, олигархии, демократии, тирании. Политика рассматривается как царское искусство управления людьми, политическая наука выделяется как самостоятельная дисциплина.
В политической мысли Средневековья преобладает религиозная концепция. Обосновывается верховенство церкви над светской властью, формируется концепция религиозной сущности государства: мировой порядок устанавливается Богом. Усиливается проповедь послушания власти. В то же время утверждается, что люди равны перед Богом — равны на земле.
Для раннего этапа Нового Времени характерно освобождение политической науки от теологии, обоснование идеи естественного происхождения государства. Вводится понятие правового государства. Формируется учение о гражданском обществе, теория общественного договора, принцип разделения власти.
Политическая мысль Нового Времени характеризуется социальной направленностью. В это время обосновывается значение разума, знания в общественном развитии. Центр Вселенной — не Бог, а человек. Провозглашается идея гуманизма, прав и свобод человека. Признается закономерность изменения формы политического правления.
Исследование политики в европейской науке ХІХ века сводилось преимущественно к изучению государства в трудах философов и правоведов (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс и других.). В XX ст. проблематика политической науки значительно расширилась. Европейские исследователи начали обращать внимание на изучение сущности, места и роли политики и местной власти в обществе, происхождения, функций, типов и динамики политических элит, особенности, условия и утверждение различных политических режимов, суть и специфику функционирования различных политических институтов (партия, парламенты, оппозиция, и других.)