Кой институтов страны минимальна»
Тема. Роль политики в жизни общества
Понимание природы политики неизбежно требует осознания и выявления ее связей с другими сферами общественной жизни. Это дает возможность выявить весь спектр направлений практической
реализации политики, ее масштабность, сферы и границы приложе- ния, степень ее влияния на различные структуры общественной жиз- ни.
Французский политолог Морис Дюверже сформулировал су-
ждение, согласно которому, все или почти все в человеческом обще-
Стве имеет политический аспект, и ничто или почти ничто не принад-
Лежит политике целиком.
В то же время стоит отметить, что возможности политики
воздействовать на развитие общества, на решение его проблем не
безграничны. Политика, которая расходится с интересами общества,
не будет эффективной и не достигнет своей цели. Но даже политика,
вполне соответствующая потребностям общества, не может рассчи-
тывать на успех, если ее не понимают и потому не поддерживают
люди. Связано это с тем, что политика имеет дело и с объективной, и
с субъективной сторонами социальных процессов и отношений.
Так, например, испытывая влияние идеологии, экономики,
морали, права, искусства, политика и сама оказывает на них опреде-
Между тем существующая в практике политической жизни тенденция
абсолютизации функциональных связей между различными сферами
общественной жизни нередко приводит к серьезнейшим деформаци-
ям и политики, и социальной жизни в целом. В этой связи некоторые
из них.
Политика и идеология. Политика неразрывно связана с
идеологией и вне идеологии, и без идеологии она существовать не
может. Эта взаимосвязь осуществляется, прежде всего, через интере-
сы субъектов политики, которые выражаются идеологией и реализу-
ются в их политическом поведении, политической практике.
Идеология, как система ценностей любого общества, обла-
дающего мобилизационным потенциалом, по отношению к политике
выполняет двоякого рода функции: с одной стороны, функцию ори-
ентации; с другой - функцию оправдания действий. Первая функция
особенно важна на крутых поворотах истории, при смене политиче-
ского строя и коренной ломке традиционных структур и представле-
ний. Вторая - в качестве средства легитимации государственно-
властных решений, т.е. в качестве обоснования и оправдания тех из
них, которые непопулярны в народе.
Взаимное влияние идеологии и политики друг на друга при
определенных условиях может принимать крайние формы, что нега-
тивно сказывается не только на их развитии, но и на состоянии обще-
ства в целом. Обычно указывают на недопустимость и вред чрезмер-
ного идеологического влияния на политику (особенно государствен-
ную) и общественные процессы – идеологизации политики. Это про-
исходит в условиях монополии одной идеологии и использования
идеологической доктрины в качестве первоосновы, фундамента прак-
тической политики. Политика, таким образом, превращается в слу-
жанку идеологии и сообразует общественную жизнь с мерками идео-
логических постулатов и догм, а не с требованиями реальностей.
Идеологический диктат КПСС, как известно, стал одной из
причин кризиса советской системы и распада СССР. Крайне опасным
может быть и чрезмерное влияние политики на идеологию - полити-
зация идеологии. В этом случае идеология испытывает на себе диктат
господствующей политики и ставится на службу монопольной вла-
сти. Ее содержание превращается в мировоззрение на службе у вла-
сти, меняется в угоду правящим кругам, и по конъюнктурным сооб-__ленное воздействие, обретая при этом новые свойства и качества.
ражениям подвергается идейной эрозии. Политизированные узко-
групповые идеи и ценности преобладают над социальными, нравст-
венными и другими содержательными компонентами, вытесняют
общенациональные (общегосударственные) и общечеловеческие ин-
тересы и ценности. Оптимальным является равноправное положение
и взаимодействие идеологии и политики, при исключении какой-либо
монополии, идейной или властной.
Джозеф Лодж писал: «Каждая страна, ее народ, имеют свою
идеологию…. Нация только тогда добивается успеха, когда ее идео-
Логия внутренне согласована, обладает свойством адаптации, а дис-
Танция между господствующей идеологией и действительной практи-
кой институтов страны минимальна».
Политика и мораль. На обыденном уровне самой распространенной точкой зрения о политике выступает утверждение, об их несовместимости: там, где начинается политика, - кончается мо-
раль. Если обратиться к истории и дням сегодняшним, то такая точ-
ка зрения имеет право на существование, но она, тем не менее, не
может быть признана до конца правильной и научной. Все зависит от
характера того общественного устройства, в котором реализуется
политика, а также от «чистоты рук» тех, кто ею руководит. Там, где
есть демократия, где любые действия в сфере политики подконтроль-
ны ее механизмам, обществу, там мораль и политика вполне ужива-
ются друг с другом. Но совместимость морали и политики - не в стро-
гом соблюдении политикой норм морали, а в разумном, нравственном
сочетании добра и зла. Вольтер в этой связи говорил: «Часто, чтобы
сделать большое добро, приходится совершать небольшое зло».
В политологии выделяют четыре подхода к трактовке взаи-
моотношений политики и морали:
1. Политика лишь тогда выполняет свою роль, когда она мо-
ральна, то есть она может и должна для самореализации использовать
только нравственно допустимые средства. В этой связи Плутарх счи-
тал, что доверять бесчестному власть - подобно вооружению безум-
ного мечом. Для Платона и Аристотеля было очевидным, что в по-
литике должны участвовать только достойные. Ж.-Ж.Руссо в своих
размышлениях взывал к соединению политики и морали: «Кто захо-
чет изучать отдельно политику и мораль, тот ничего не поймет ни в той, ни в другой, и все, что является нравственным злом, является злом и в политике».
Известный русский историк Н.М.Карамзин в своем труде
«История государства Российского» писал: «Правила нравственности
и добродетели святее всех и служат основанием истинной политике».
2. Политика вне морали. Согласно этому подходу, политика и
мораль автономны и не должны вмешиваться в компетенции друг
друга. Мораль – это дело гражданского общества, личной ответствен-
ности, политика же - область противоборства групповых интересов,
свободная от нравственности. Родоначальником таких взглядов счи-
тается Н.Макиавелли. В трактате «Государь» он утверждал, что поли-
тика должна учитывать конкретное состояние общественных нравов,
в том числе нравственную испорченность людей, и если в народе не
развиты гражданские добродетели и в обществе нарастает анархия, то
государь вправе использовать любые, в том числе и безнравственные
средства. В частной же жизни он обязан руководствоваться общепри-
нятыми нормами морали.
3. Политика – это зло. Эта позиция исходит из противопос-
тавления политики и морали как непримиримых противоположно-
стей. Наиболее последовательно такой позиции придерживаются
анархисты. «Политика и ее главный носитель – государство», - писал
основатель русского анархизма М.Бакунин, - «именно и значит наси-
лие, господство посредством насилия, замаскированного и откровен-
ного. Зло коренится в самой природе политики – во власти, ибо кто
облечен властью, тот по неизменному социологическому закону не-
пременно сделается притеснителем и угнетателем общества». Близки
к взглядам анархистов и представители марксизма, которые трактова-
ли политику как неизбежное в условиях существования эксплуатации
классов и социального неравенства зло. Негативные оценки политики
можно найти и у либеральных мыслителей. Так, например, Н.Бердяев
писал в этой связи: «У меня отвращение к политике, которая есть
самая зловещая форма объективации человеческого существования,
выбрасывание его вовне. Она всегда основана на лжи. Политика в
значительной степени есть фикция, владеющая людьми, паразитар-
ный нарост, высасывающий кровь из людей».
4. В настоящее время большинство политологов исходят из
признания необходимости воздействия морали на политику при учете
специфики последней. Специфика эта, по словам Вебера, заключается
в применении политикой насилия. «Именно специфическое средство
легитимного насилия… в руках человеческих союзов, - писал он, - и
обусловливает особенность всех этических проблем политики».
Для того, чтобы очертить границу влияния нравственности на
политику, Вебер разделил мораль на этику убеждений и этику от-
ветственности. Этика убеждений означает неотступное следование
нравственным принципам, независимо от того, к каким результатам
это приведет, не считаясь с затратами и жертвами. Этика ответст-
венности, напротив, по мнению М.Вебера, предполагает учет кон-
кретной обстановки, ориентацию политики в первую очередь на ее
последствия, внутреннюю ответственность политиков за те результа-
ты своих действий, которые можно было предвидеть, готовность пре-
дотвратить большее зло, в том числе и с помощью зла меньшего.
Политика и экономика. Политика во многом обусловлена
материально-производственной и экономической основой общества.
По мнению Адама Смита: «Необходимость гражданского
правительства растет с приобретением ценной собственности. До тех
пор, пока существует собственность, не могут не существовать госу-
дарства, самой целью которых не была бы охрана богатства и защита
богатых от бедных». Однако определить ее место и роль в экономи-
ческом развитии можно, только анализируя конкретные общества.
Возможны, по крайней мере, три варианта ответа:
в переходных обществах политика довлеет, преобладает,
имеет первенство над экономикой;
в стабильных обществах экономика определяет политику,
имеет приоритет;
вообще в любых обществах (да и в течение всей истории че-
ловечества) политика должна первенствовать над экономикой.
Политика и право. Право, как и политика, имеет историче-
скую обусловленность. Развитость правовой системы и политиче-
ских институтов отражают уровень развития общества. При этом пра-
во характеризуется определенностью и общеобязательностью норм,
выступающих в качестве общего масштаба и меры к ситуациям и
отношениям, имеющих одинаковые правовые признаки.
Политика, наоборот, представляет собой «искусство возмож-
ного». Она возникает там, где имеется неопределенность, и зачастую__
ведет к изменению правовых норм. При наличии правового равенства
индивиды обладают различными ресурсами и властными полномо-
чиями и, соответственно, могут пользоваться своими правами. Неред-
ко сами нормы права попираются политическими лидерами на основе
революционного принципа «политической целесообразности». В
обычных же условиях, когда политическая борьба не ведет к слому
существующей системы социальных отношений или насильственно-
му захвату власти, она осуществляется в рамках правовых норм. Пра-
во задает рамки допустимых действий в сфере борьбы за концентра-
цию или перераспределение власти в обществе. Если в стране име-
ются демократические традиции и сформировано гражданское обще-
ство, противовесом политической власти служат правовое государст-
во и конституционные гарантии гражданских свобод.
Таким образом, мы видим, что политика взаимосвязана не
только с искусством, моралью, идеологией, экономикой, правом, но и
со многими другими сферами жизнедеятельности общества. Нет в
обществе сферы, которая была бы абсолютно свободна от политики.
Нет проблемы в общественном бытии, которая, в конечном счете, не
имела бы политического оттенка. Политика носит всеобъемлющий
характер. Политика сочетается с самыми различными сторонами об-
щественной жизни, не только воздействуя на них, но и испытывая
вместе с тем и влияние.
Контрольные вопросы:
1. Как связаны между собой политика и мораль, политика и экономика, политика и право? Представьте запись в виде схемы
2. Может ли быть политика нравственной? От каких условий это может зависеть?