Функции и типология политических систем
Одной из наиболее существенных характеристик любой политической системы выступает ее жизнедеятельность, которая проявляется в процессе выполнения ею определенных функций. В функциях выражается социальная сущность и предназначение политической системы. Функции, которые выполняет политическая система, выражаются в действиях, направленных на поддержание ее жизнеспособности, устойчивого состояния и дальнейшего развития общества.
Модель функционирования политической системы была впервые предложена американским политологом Д. Истоном. Он рассматривал систему как некий «черный ящик».
Модель функционирования политической системы Д. Истона:
окружающая среда
«Вход» – это способы влияния внешней среды на политическую систему. «Входные» функции осуществляются различными неправительственными субъектами: населением, группами интереса, политическими партиями, независимыми СМИ. Д. Истон различает два типа входа: требование и поддержка. Требование можно определить как обращение к органам власти по поводу распределения ценностей и ресурсов в обществе. Например, требования трудящихся о повышении минимальной зарплаты или требования учителей об увеличении ассигнований на образование. Требования имеют тенденцию ослаблять политическую систему. Они являются следствием невнимания властных структур к меняющимся интересам и потребностям социальных групп.
Поддержка, напротив, означает усиление политической системы, и является выражением преданного, благожелательного отношения к политической системе. Формами проявления поддержки могут считаться исправная выплата налогов, выполнение воинского долга, уважение властных институтов, преданность правящему руководству.
«Выход» – это ответная реакция, (обратное воздействие) системы на внешнюю среду, выступающая в виде решений, выработанных политической системой, ее институтами.
В результате, воздействия на «входе» вызывают реакцию на «выходе». На «выходе» появляются политические решения и политические действия. Они выступают в форме новых законов, политических и заявлений, решений судов, субсидий. Следовательно, политическая система и внешняя среда в глубокой взаимосвязи.
В свою очередь, решения и действия оказывают влияние на среду, вследствие чего возникают новые требования. «Вход» и «выход» системы постоянно взаимодействуют друг с другом. Этот непрерывный цикл взаимодействия называют «петлей обратной связи», а все это в целом – политическим процессом. В политической жизни обратная связь имеет фундаментальное значение для проверки правильности принятых решений, их коррекции, устранения ошибок, организации поддержки. Обратная связь важна и для возможной переориентации, отхода от заданного направления и выбора новых целей и путей их достижения.
Политическая система, игнорирующая обратную связь, неэффективна, так как она не в состоянии оценить уровень поддержки, мобилизовать ресурсы и организовать коллективные действия в соответствии с общественными целями. В конечном счете, это оборачивается политическим кризисом и потерей политической стабильности.
Таким образом, политическая система общества выполняет следующие функции:
1. артикуляция и агрегация интересов разных групп граждан государства.
Артикуляция интересов (от лат. articulo – расчленяю) - это выявление группами интересов, общественными организациями и политическими партиями требований индивидов и социальных групп, предъявляемых к политической системе (основные формы - голосование на выборах, деятельность неформальных групп, общественных движений, протестная деятельность).
Агрегация интересов (лат. aggregation – накопление) – это согласование, интеграция политическими партиями разнородных интересов, требований, предъявляемых к политической системе индивидами и социальными группами и превращение выработанных требований в альтернативные государственной политике заявления, программы, законодательные предложения, акции.
2. управленческая функция, связана с политическим управлением экономикой, социальной и другими сферами общества.
3. выработка политической стратегии и тактики социально-экономического развития общества.
4. политическая социализация граждан и общества в целом.
5. легитимация политической власти, связана с оправданием, признанием и принятием существующего политического режима гражданами государства.
6. мобилизационная и консолидирующая функция, выражающаяся в поддержании единства и сплоченности гражданского общества на основе общенациональных идей, приоритетов и целей.
В соответствии с различными критериями и признаками выделяются следующие типы политических систем:
1) По характеру взаимодействия с внешним (внешнеполитическим и внешнеэкономическим) окружением - открытые и закрытые системы.
а) открытые - свободно взаимодействующие с окружающим миром, демократические, основанные на конкуренции индивидов и социальных групп в борьбе за власть и ресурсы, динамично развивающиеся во всех областях (современные либеральные демократии);
б) закрытые (авторитарные либо тоталитарные режимы) - отгородившиеся от мира, с бесконтрольной властью, консервативные, подавляющие свободы индивида и находящиеся в состоянии застоя (Иран времен «исламской революции», Северная Корея, Куба);
2) В зависимости от типа общества:
а) традиционная - основанные на обычаях, с наследственной авторитарной властью - монархии Персидского залива (Саудовская Аравия, Оман, Катар);
б) модернизированная - развитые страны Европы и Северной Америки, достигшие высокого уровня социально - экономического развития.
3) В зависимости от господствующего типа политической культуры:
а) англо-американская (США, Англия, Канада, Австралия);
б) континентально-европейская (Франция, Германия, Италия);
в) доиндустриальная или частично-индустриальная (страны Азии, Африки и Латинской Америки).
4) В зависимости от политического режима:
а) тоталитарная;
б) авторитарная;
в) демократическая.
5) С позиций формационного подхода:
а) рабовладельческая;
б) феодальная;
в) капиталистическая;
г) социалистическая.