Генезиз политической мысли в древнем мире
В 3-2 тысячелетиях до н. э. мышление людей еще находилось во власти мифологических представлений об окружавшем их мире. Отразилось это и на политической мысли: в ее основе была идея божественного первоисточника политических порядков. Правда взаимоотношения земных и небесных властителей трактовались по-разному. Для древних египтян, вавилонян, индийцев боги при любых обстоятельствах сами оставались вершителями земных дел, первыми законодателями и правителями. Отсюда проистекала особая роль жреческой касты в этих древних государствах. У древних китайцев было несколько иное представление: для них император был единственным проводником воли небесных сил. Боги наделяли его всей полнотой земной власти, давая ему для ее осуществления особые внутренние силы и возможности. В 1 тысячелетии до н. э. по мере развития общественного производства, обусловившего подлинный скачек в духовной культуре, человечество делает первые шаги в сторону рационального самопознания. Первоначально древние мыслители лишь фиксировали существовавшее общественно-политическое устройство, не помышляя о его изменении. Затем некоторые из них стали задумываться над несовершенством социально-политического строя и предлагать пути его усовершенствования. В основном их идеи сводились к нравственному воспитанию правителей и подданных, чтобы политика основывалась на нормах морали. Начинается теоретический поиск «идеального правления». И, наконец, Аристотель, не удовлетворившись этими идеями, первым задумывается над проблемой взаимозависимости социальной сферы и политики, впервые предлагает социальные преобразования как средство совершенствования политики.
Великий мыслитель Древнего Китая Конфуций (551-479 гг. до н. э.) признает божественное происхождение власти императора, но отказывается от божественного происхождения государства, которое, согласно его учению, возникло из объединения семей. Это большая семья, где император – строгий, но справедливый отец, а подданные - его послушные дети. Отношения в государстве должны регулироваться прежде всего моралью. Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций все неполадки в жизни государства объяснял плохими нравами людей, а главной целью государственной политики объявлял воспитание хороших нравов. Наиболее высокие требования он предъявлял к нравственному воспитанию правителей, указывая, что нравственность правящих определяет нравственность подданных. В IV веке до н. э. Шан Ян дал начало направлению, получившему название «легизм». Легисты, в отличие от конфуцианцев, считали нравственное воспитание людей недостаточным и упор делали на строгие законы и суровые наказания.
Подлинной вершиной политической мысли Древнего Мира по праву считается политическая философия Древней Греции. Она изначально развивалась как идеология свободных людей, поэтому главной ее ценностью является свобода. Особенности географического положения Эллады давали возможность близкого существования различных форм правления, многообразие межгосударственных связей, культурных стилей давало подлинное богатство политической жизни. Во многих городах-полисах граждане активно участвовали в отправлении власти, легитимность власти была светской, вся Эллада была ареной ожесточенной борьбы за власть. Первоначально у Эллинов тоже были мифологические представления о политике (Гомер, Гесиод). Но к 6-5 вв. до. н. э. они были вытеснены философскими методами познания, рационалистическими подходами, вершиной чего стали логико-понятийный анализ (Сократ, Платон), начала эмпирических (Аристотель) и исторических (Полибий) исследований.
Политические идеи Платона (427-347 гг. до н. э.) изложены наиболее полно в диалоге «Государство». Участники диалога пытаются смоделировать облик идеально государства, где царила бы подлинная справедливость. Побудительной причиной создания государства Платон считает многообразие материальных потребностей человека, невозможность удовлетворить их в одиночку. Залогом стабильности государства является разделение труда по склонности души. Управлять государством должно особое сословие философов, специально подготовленных для этой миссии. Защищать государство призвано особое сословие стражей. Третье сословие – земледельцы и ремесленники – обязаны добросовестно трудиться на благо государства. Вмешательство в дела друг друга, переход из одного сословия в другое – величайший вред для государства. В таком государстве достигается полная справедливость.
Другой великий мыслитель Эллады, Аристотель (384-322 гг. до н. э.), был учеником Платона, но критически относился к его идеям. Он выдвинул предположение о естественном происхождении государства, назвав человека политическим существом. Классифицируя формы государственного устройства по числу властвующих, правильными формами он считал те, при которых целью политики является общее благо. К ним он относил монархию, аристократию и политию. К неправильным формам правления он относил те, при которых преследуется лишь собственные интересы и цель власть имущих. К ним он относил тиранию, олигархию и демократию. Аристотель высказал немало гениальных догадок. Так, залогом стабильности государства он считал наличие в обществе большого слоя средне обеспеченных граждан, высказывал идею верховенства закона, ввел понятие «естественного закона» и др. Высшей ценностью граждан Эллады было сохранение и укрепление полисов, свобода каждого в свободном коллективе. В период упадка Древней Греции произошла переоценка ценностей, связанная с крушением политической системы. На первый план выходят другие ценности: духовная свобода отдельного человека, равенства людей по естественному праву и пр.
История Римского государства – это огромный по своим масштабам опыт политической жизни, которая изобиловала борьбой различных политических сил, прошла через смену нескольких форм правления, перевороты, народные восстания. Римские философы интерпретировали идеи своих древнегреческих предшественников в духе условий своей страны. Цицерон (106-43 гг. до н. э.) создал учение о государстве, как публично-правовой общности, ввел понятие юридического лица. Много сделали для развития политической мысли Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Светоний своей книгой «Жизнь двенадцати цезарей» положил начало традиции политических портретов.
В первые столетия новой эры в пределах Римской империи распространяется христианство. Раннехристианские богословы мало интересовались проблемами политики, считая, что нужно отдать «кесарю кесарево, а Богу богово». Однако к середине 4 века христианство становится государственной религией Рима и христианская церковь начинает разрабатывать собственные воззрения на политику. Одним из первых обратил на нее внимание видный авторитет церкви Августин Блаженный (354-430 гг.). Его трактат «О граде божием» содержит рассуждения о государственных и правовых учреждениях, которые, как считал автор, посланы человеку свыше за грехи его. Сложившиеся политические отношения он называет «естественным порядком человеческой жизни», указывая, что «град земной», где любовь человека к себе доведена до презрения к Богу, неизбежно сменится приходом «града божьего», где любовь к Богу доведена до презрения человека к себе. Учение Августина легло в основу новой идеологии католической церкви Средневековья, обосновавшей приоритет духовной власти над властью светской.