Дайте общую характеристику основных разделов учебного курса по политологии
Задачи первого раздела — сформировать у студентов понимание вариативности практики преподавания социально-политических дисциплин и политической науки на основе сравнительного анализа социальной эволюции институтов политологического образования и обучения в России и за рубежом, концепций его организации и легитимации образовательного процесса. Содействовать выработке установки на необходимость постоянного овладения достижениями современной теории, методики и образовательной технологии продуцирования политологического знания в условиях коммуникативной динамики современного образовательного процесса. (ß кратко. Ниже подробно первый раздел).
В первом разделе рассматриваются цели и задачи политического, политологического образования и преподавания политологических знаний, в связи с чем анализируется предметная специфика политического знания, его уровни, корреляция процесса политологического образования, преподавания социально-политических наук и политической институционализации. Особое место занимает исследование и выявление качественных этапов эволюции политологического знания и институционализации практик преподавания социально-политических наук в России и за рубежом. Подробно рассматривается специфика преподавания политологического знания в дореволюционный, советский и постсоветский период институциональных трансформаций политического пространства российской цивилизации, а так же анализ становления практик преподавания, институциональному и организационному дизайну, характерному для политологического образования и преподавания политической науки в современной России.
Задачи второго раздела - познакомить студента с организационными и теоретико-методическими основаниями обучения политологии. В данном разделе рассматриваются организационные параметры учебного процесса в академических институтах. Структура и содержание учебного плана по направлению «политология», рабочего и календарного плана политологических дисциплин. Формы обучения и виды учебных занятий. Особое внимание уделяется практике подготовки к лекции и структурировании ее содержания.
Содержаниеданного раздела нацелено на выявление взаимосвязи целей, задач и методов обученияв преподавании политической науки. Анализируются методы педагогической деятельности в образовательном процессе по политологии, способы их классификации по источнику получения знаний, умений и характеру учебной коммуникации. Рассматривается методикасоставления плана текста, тезисов, цитирования, аннотирования, рецензирования, составления формально-логической модели, составление тематического тезауруса и составление матрицы идей. Формы презентации словесной и текстовой информации о политических феноменах.
Второй раздел нацелен на раскрытие предметной и методической специфики квалификационных работкак важнейшего вида самостоятельной работы бакалавра и магистра политологии. В связи с чем анализируется содержание видов самостоятельной работы при подготовке квалифицированных политологов (работа с различными типами источников, под-готовка к лекциям, семинарам и практическим занятиям). Как специфический, базовый вид самостоятельной работыанализируется исследовательская работа: учебно-исследовательская, научно-исследовательская (научно-квалификационные работы в форме курсовой, бакалаврской и магистерской). Раскрываются критерии оценки квалификационных работ, их структура и содержание, ключевые моменты работы над содержанием с учетом предметной области политической науки.
Третий модуль учебного курсанацелен нараскрытие содержания и методики подготовки, академической аттестации учебных курсов по направлению «политология» и состоит из двух глав. В нёмартикулируются качественные и технологические параметры разработки учебного курса(спецкурса) в предметной области политической науки. Особенности научной политологии и возможности ее использования в преподавании политологических дисциплин, специфика теоретической, эмпирической и прикладной политологии и формата их преподавания. Обращается внимание на научные интерпретации предмета политической науки и связанные с этим направления и профили политологического образования. Раскрывается специфика научно-ориентированного курса (в предметной области теоретической политологии и политической философии) и практически-ориентированного курса (в предметной области эмпирической и прикладной политологии). Выбор тематики и постановка целей учебного курса в связи с его местом в учебном плане, межпредметных связей курса с другими учебными дисциплинами. Подробно рассматриваются структурные компоненты рабочей программы учебного курса и содержание ее базовых компонентов.
В данном (третьем) разделе рассматриваются принципы,организационные формы и функции академической аттестации и виды, способы оценки знаний в процессе преподавания политической науки. Основные принципы и функции контроля и проверки знаний, умений и навыков. Промежуточная аттестация и формы ее контроля (тест, зачет, экзамен, защита курсовых работ) и итоговая государственная аттестация. Форма ее оценки (экзамен, квалификационные работы бакалавра и магистерской диссертации). Анализируются виды и формы проверки (оценки) знания. Устный и письменный опрос и их разновидности. Такие формы проверки, как коллоквиум, зачет, экзамен, контрольная работа, тестирование, рейтинговое оценивание, выполнение квалификационных работ.
17. Самостоятельная работа студентов.
Самостоятельная работа студентов является основой всего образовательного процесса. Ее место и роль объективно обусловлены деятельной сущностью человека. Не освоив самостоятельно программный материал, студент окажется пассивным слушателем очередной лекции, не сможет активно участвовать в работе семинара, будет неспособен ответить на вопросы экзаменационного билета. Таким образом, самостоятельная работа студентов представляет собой основной метод освоения ими учебного материала по политологическим дисциплинам, участия в научно-исследовательской работе.
Термин «самостоятельная работа студентов» как дидактическая категория употребляется в широком и узком смысле:
В широком смысле — это вся работа студента по овладению знаниями и навыками, его активная умственная деятельность во всех видах учебных занятий.
В узком смысле самостоятельная работа студента — это работа над
учебным материалом без непосредственного контакта с преподавателем
в часы самостоятельных учебных занятий в читальных залах библиотек,
дома, в других условиях, где есть возможность читать и размышлять.
Виды самостоятельной работы.
По характеру организации и по результативности самостоятельная
работа может быть продуктивной (познавательно-поисковой) и ре-
продуктивной.
Продуктивная самостоятельная работа подразумевает
активное изучение учебного материала, когда студент в ходе чтения ставит перед собой вопросы, ищет на них ответы в изучаемой книге, статье. На основе прочитанного студент формирует свои взгляды на данную учебную или научную проблему, оценивает взгляды других авторов на нее, критически к ним относится.
При репродуктивной самостоятельной работе обучаемый по существу механически, без необходимого осмысления запоминает учебный материал, дословно выписывает те или иные положения из изучаемого труда. Впоследствии он может их воспроизвести, процитировать, но не сможет использовать их, опереться.
В практике организации обучения апробированы несколько вариантов организации самостоятельной работы студентов.
Вариант 1. Самостоятельная работа под руководством преподавателя
Самостоятельная работа под руководством преподавателя выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами такой самостоятельной работы являются:
1. дополнение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);
2. написание докладов, рефератов и эссе;
3. подготовка к семинарам и практическим работам;
4. составление аннотированного списка литературы к изучаемой теме;
5. подготовка рецензий на статью, пособие;
6. выполнение микроисследований;
7. подготовка практических разработок;
8. выполнение домашних заданий.
Вариант 2. Самостоятельная работа в присутствии преподавателя и под его непосредственным руководством и контролем.
Основными видами этой самостоятельной работы студентов являются:
1. текущие консультации;
2. коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин (в часы консультаций, предусмотренных учебным планом);
3. прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий);
4. выполнение курсовых работ в рамках;
5. выполнение учебно-исследовательской работы (руководство, консультирование и защита УИРС);
6. прохождение и оформление результатов практик (руководство и оценка уровня сформированности профессиональных умений и навыков);
7. выполнение выпускной квалификационной.
Общая характеристика учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студента.
Важнейшим видом учебных занятий студентов в университете является учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа, которая осуществляется при выполнении курсовых и квалификационных работ. Основными целями написания и подготовки курсовых и квалификационной работы по политологии являются:
— углубление и систематизация теоретических знаний и практических навыков по направлению (специальности) политология;
— развитие умения критически оценивать и обобщать теоретические положения политической науки, вырабатывать предложения и
рекомендации практического плана;
— применение полученных политологических знаний при решении прикладных задач в рамках профессиональной подготовки по направлению (специальности) политология;
— стимулирование навыков самостоятельной аналитической работы при наблюдении политического процесса;
— овладение современными методами политологических исследований;
— выяснение подготовленности студентов к практической деятельности в социально-политической сфере;
— презентация навыков публичной дискуссии и защиты научных
идей.
Курсовая и квалификационная работа призваны выявить способность студента на основе полученных знаний самостоятельно решать конкретные учебные и научные, теоретические и практические задачи. В зависимости от направленности и качественной специфики исследования квалификационные работы по политологии можно классифицировать на три основных вида:
Теоретические и методологические, которые ориентированы на теоретическую интерпретацию политических событий и методологическое обоснование научных гипотез о структуре и свойствах политических феноменов. Эмпирические, нацеленные на проверку политологических гипотез путем сбора, обработки и обобщения данных (политологических и социологических), выявления и анализа документов и политических фактов.