Европейская школа геополитики
Современная европейская школа геополитики начала формироваться на основе национальных школ после объединения (1957) сначала шести стран Европы: Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга (из крупных государств туда не вошла Великобритания), затем девяти (1973), когда в нее вступили Великобритания, Дания, Ирландия, а затем двенадцати и наконец пятнадцати стран. Намечен прием новых членов, поэтому структура Европейского союза еще не сложилась. Понятно, что в этих условиях можно говорить только о становлении европейской геополитической школы, хотя геополитики западноевропейских стран начали сотрудничать сразу после Второй мировой войны.
В современной европейской геополитике явно просматриваются два течения, которые, если опираться на политические позиции их участников, можно определить как левоцентристское и правоцентристское. Возьмем, например, Францию. Здесь выпускаются два геополитических журнала. «Геродот» возглавляет Ив Лакост, занимающий сам смешанную левомарксистскую и либерально-центристскую позицию. Другой журнал, «Геополитика», выпускает созданный в 1982 г. Международный институт геополитики. Его возглавляет Мари-Франс Гаро, бывшая советником у президента Помпиду, занимающая правоцентристские, голлистские позиции.
Типичным европейским геополитиком с точки зрения европейской интеграции является Мануэль Кастельс,который родился и окончил университет в Испании, защищал диссертацию и начал преподавательскую деятельность во Франции, затем работал в Испании, Голландии, России, Южной и Северной Америке, Юго-Восточной Азии.
Кастельс считает, что для современной цивилизации наиболее характерны следующие тенденции:
♦ нарастание глобальной информационной и технологической революции;
♦ формирование информационного общества с новой социальной структурой;
♦ становление глобальной экономики.
Глобальная экономика, по Кастельсу, представляет собой систему потоков, в первую очередь информационных и финансовых. Потоки концентрируются в узловых центрах этой системы — крупных городах-мегаполисах. Так формируется сетевая структура глобальной экономики, состоящая из «пространства потоков» и «узлов».
Демократический транзит
Волны демократизации
С середины 1980-х гг. в политической науке под влиянием определенных процессов — первоначально региональных, а затем и общемировых — постепенно начинает формироваться новое направление политологических исследований — транзитология.Если подойти к данному понятию с точки зрения значения термина «транзит» (переход, переходное состояние), то транзитологические исследования предполагали анализ политических изменений переходного характера, связанных со становлением нового качественного состояния политической системы. Однако на практике термин «транзитология» приобрел более узкое значение, так как предметом исследований данного направления стал процесс перехода от автократических форм правления к демократическим. Поэтому предметом транзитологии как относительно самостоятельной дисциплины в рамках политической науки стали проблемы демократизации.
В самом общем смысле демократизацияозначает процесс политических и социальных изменений, направленных на установление демократического строя. Как пишет российский политолог А. Мельвиль, «история становления и развития демократических норм и практик говорит о том, что демократия — это процесс, процесс развития, расширения и обновления идей и принципов, институтов и процедур». То есть демократия является, по сути, постоянно идущим процессом демократизации. В современной теории и практике демократия и демократизация не гарантируют решения тех или иных проблем, а лишь создают условия для достижения поставленных целей. Результат же зависит от условия протекания демократического процесса, от характеристики сил,
В то же время Африке и на Среднем Востоке движение к демократии в 1980-е гг. было довольно ограниченным. К 1990 г. некоторая либерализация произошла в Сенегале, Тунисе, Алжире, Египте и Иордании. Прекратил существование режим апартеида в Южно-Африканской Республике. К 1990 г. стали раздаваться требования демократии в Непале, Албании и других странах, имевших прежде весьма скромный демократический опыт или не имевших его вовсе.
В целом движение к демократии имело глобальный характер. За пятнадцать лет демократическая волна прокатилась по Южной Европе, затопила Латинскую Америку, дошла до Азии и уничтожила диктатуру в советском блоке. В 1974 г. восемь из десяти южноамериканских стран управлялись недемократическими правительствами, в 1990 г. в девяти из них правительства были демократически избраны. В 1973 г., по данным Фридом-Хауза, 32% мирового населения проживало в свободных странах; а в 1990 — почти 39%. Несмотря на то что в 1973-1990 гг. абсолютное количество авторитарных государств впервые снизилось, тем не менее к 1990 г. третья волна демократизации еще не привела к увеличению процентной доли демократических государств в мире по сравнению с предыдущим пиком, достигнутым шестьдесят восемь лет назад.