Историческая политическая мысль о политическом лидерстве

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

Понятие лидерства и его назначение

Лидер в переводе с английского языка (leader) означает «ведущий», «указывающий путь». Лидерство — понятие многогранное, оно изменялось вместе с развитием общества.

Первоначально, в примитивных обществах, где еще не были отчетливо выражены и осознаны частные интересы автономной личности, а существовали потребности нерасчлененного целого (рода, племени), функции лидера были развиты слабо. Они сводились в основном к обеспечению физического выживания общинников. Рост разнообразия потребностей, появление новых видов деятельности существенно усложнили социальные отношения, что потребовало упорядочивания поведения индивидов, гармонизации и согласования человеческих потребностей и действий. Тогда-то и появился политический лидер.

Политический лидер— человек, способный выражать общие цели, определять средства их достижения, организовывать процесс распределения ролей и функций внутри общества.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ О ПОЛИТИЧЕСКОМ ЛИДЕРСТВЕ

Платонизображал лидера как человека, отличающегося прирожденнной склонностью к знанию, любовью к истине, решительным неприятием лжи. Его отличают скромность, благородство, справедливость, великодушие, духовное совершенство. Таковым, по мнению философа, является прирожденный философ.

Лидеры, в понимании Платона, выступали подлинными творцами истории: «Достаточно появиться одному такому липу, имеющему в своем подчинении государство, и человек этот совершит все то,чему теперь не верят».

Новый этап в осмыслении идеи лидерства связан с именем Н. Макиавелли. Анализ его содержания он проводил на основе наблюдений за реальным поведением правителя и его взаимоотношениями с подданными.

Н. Макиавелли выяснил природу, функции и технологию лидерства, которое обусловлено характером отношений правителя и его сторонников (волюнтаристская теория лидерства).

Теория лидерства Н. Макиавелли содержит четыре основных положения:

1) власть лидера коренится в поддержке его сторонников;

2) подчиненные должны знать, что они могут ожидать от своего лидера, и понимать, что он ожидает от них;

3) лидер должен обладать волей к выживанию;

4) правитель — всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников.

Роль лидера в обществе обусловлена функциями:

1) обеспечение общественного порядка и стабильности в обществе;

2) интеграция разнородных интересов и групп;

3) мобилизация населения на решение общезначимых задач;

4) представляет общество.

Для выполнения своих функций лидер может использовать любые методы. Основные положения концепция эффективного лидерства сводятся к умению правителя длительно сохранять власть в своих руках:

· поведение людей определяется двумя мотивами: страхом и любовью. Их и должен использовать правитель, по возможности сочетая оба мотива. Для личной выгоды правителя лучше держать подданных в страхе, однако он не должен перерастать в ненависть, иначе лидера могут свергнуть возмущенные подданные. Чтобы этого не происходило, лидер отказывается от посягательств на имущественные и личные права граждан;

· поведением людей правит честолюбие. Лидеру важно знать, кто именно честолюбивее и потому опаснее для него как правителя: желающий сохранить то, что имеет, или стремящийся приобрести то, чего у него нет. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедные жаждут приобретений, чтобы стать богатыми. Оба мотива к власти в равной мере порочны. Аморализм не зависит от социального происхождения, он продиктован самим участием в борьбе за власть;

· технология стабильного лидерства сводится к умелому сочетанию средств поощрения и наказания.

Люди мстят, как правило, за легкие обиды и оскорбления. Сильное давление лишает их возможности мстить. Лидер, стремящийся к абсолютной власти, должен держать подданных в таком страхе, чтобы отнять всякую надежду на сопротивление.

Поощрения должны применяться только тогда, когда они выполняют свое предназначение. Благодеяния и добрые дела правильнее расточать по капле, чтобы подчиненные имели достаточно времени для благодарной оценки.

Наказание, напротив, лучше осуществлять сразу и в больших дозах. Единовременная жестокость переносится с меньшим раздражением, нежелирастянутая во времени;

· взаимоотношения «правитель — подданные» во многом определяются характером самого лидера: мудрый лидер соединяет качества «льва» (силу и честность) и «лисицы» (искусное притворство), т.е. прирожденные и приобретенные качества.

Рекомендациям Макиавелли следовали Кромвель, Наполеон, Сталин.

Томас Карлейль развил эти идеи:

1) Основная масса населения является убогой во всех отношениях.

2) Массами управляет лидер:

· Утверждает цели развития общества;

· Поддерживает постоянную ориентацию общества в выборе цели;

· Сплачивает массы во имя достижения целей.

Ф. Ницше развил волюнтаристскую концепцию лидерства:

1) Обществу нужен не просто лидер, а сверхчеловек;

2) Назначение человечества состоит в том, чтобы времени от времени выбирать таких сверхлюдей, которые не связаны существующими нормами морали;

3) Сверхлюдей отличают высокие жизненные силы, воля к власти;

4) В практике эта теория работает тогда, когда незначительная часть населения опирается на средства насилия

Габриэль Тард:

1) основным принципом общественной жизни является подражание лидеру со стороны его последователей, основная масса людей неспособна к творчеству;

2) единственным источником общественного прогресса являются открытия, сделанные гениальными людьми в различных областях общественной жизни;

3) на практике требуется бережливое, но пренебрежительное отношение к творчеству широких масс.

Маркс:

1) Лидер – наиболее способный, умелый выразитель интересов того или иного класса;

2) Лидер может изменить своему классу (возможность такой измены стала отвергаться в сталинские времена)

Наши рекомендации