Историческая политическая мысль о политическом лидерстве
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
Понятие лидерства и его назначение
Лидер в переводе с английского языка (leader) означает «ведущий», «указывающий путь». Лидерство — понятие многогранное, оно изменялось вместе с развитием общества.
Первоначально, в примитивных обществах, где еще не были отчетливо выражены и осознаны частные интересы автономной личности, а существовали потребности нерасчлененного целого (рода, племени), функции лидера были развиты слабо. Они сводились в основном к обеспечению физического выживания общинников. Рост разнообразия потребностей, появление новых видов деятельности существенно усложнили социальные отношения, что потребовало упорядочивания поведения индивидов, гармонизации и согласования человеческих потребностей и действий. Тогда-то и появился политический лидер.
Политический лидер— человек, способный выражать общие цели, определять средства их достижения, организовывать процесс распределения ролей и функций внутри общества.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ О ПОЛИТИЧЕСКОМ ЛИДЕРСТВЕ
Платонизображал лидера как человека, отличающегося прирожденнной склонностью к знанию, любовью к истине, решительным неприятием лжи. Его отличают скромность, благородство, справедливость, великодушие, духовное совершенство. Таковым, по мнению философа, является прирожденный философ.
Лидеры, в понимании Платона, выступали подлинными творцами истории: «Достаточно появиться одному такому липу, имеющему в своем подчинении государство, и человек этот совершит все то,чему теперь не верят».
Новый этап в осмыслении идеи лидерства связан с именем Н. Макиавелли. Анализ его содержания он проводил на основе наблюдений за реальным поведением правителя и его взаимоотношениями с подданными.
Н. Макиавелли выяснил природу, функции и технологию лидерства, которое обусловлено характером отношений правителя и его сторонников (волюнтаристская теория лидерства).
Теория лидерства Н. Макиавелли содержит четыре основных положения:
1) власть лидера коренится в поддержке его сторонников;
2) подчиненные должны знать, что они могут ожидать от своего лидера, и понимать, что он ожидает от них;
3) лидер должен обладать волей к выживанию;
4) правитель — всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников.
Роль лидера в обществе обусловлена функциями:
1) обеспечение общественного порядка и стабильности в обществе;
2) интеграция разнородных интересов и групп;
3) мобилизация населения на решение общезначимых задач;
4) представляет общество.
Для выполнения своих функций лидер может использовать любые методы. Основные положения концепция эффективного лидерства сводятся к умению правителя длительно сохранять власть в своих руках:
· поведение людей определяется двумя мотивами: страхом и любовью. Их и должен использовать правитель, по возможности сочетая оба мотива. Для личной выгоды правителя лучше держать подданных в страхе, однако он не должен перерастать в ненависть, иначе лидера могут свергнуть возмущенные подданные. Чтобы этого не происходило, лидер отказывается от посягательств на имущественные и личные права граждан;
· поведением людей правит честолюбие. Лидеру важно знать, кто именно честолюбивее и потому опаснее для него как правителя: желающий сохранить то, что имеет, или стремящийся приобрести то, чего у него нет. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедные жаждут приобретений, чтобы стать богатыми. Оба мотива к власти в равной мере порочны. Аморализм не зависит от социального происхождения, он продиктован самим участием в борьбе за власть;
· технология стабильного лидерства сводится к умелому сочетанию средств поощрения и наказания.
Люди мстят, как правило, за легкие обиды и оскорбления. Сильное давление лишает их возможности мстить. Лидер, стремящийся к абсолютной власти, должен держать подданных в таком страхе, чтобы отнять всякую надежду на сопротивление.
Поощрения должны применяться только тогда, когда они выполняют свое предназначение. Благодеяния и добрые дела правильнее расточать по капле, чтобы подчиненные имели достаточно времени для благодарной оценки.
Наказание, напротив, лучше осуществлять сразу и в больших дозах. Единовременная жестокость переносится с меньшим раздражением, нежелирастянутая во времени;
· взаимоотношения «правитель — подданные» во многом определяются характером самого лидера: мудрый лидер соединяет качества «льва» (силу и честность) и «лисицы» (искусное притворство), т.е. прирожденные и приобретенные качества.
Рекомендациям Макиавелли следовали Кромвель, Наполеон, Сталин.
Томас Карлейль развил эти идеи:
1) Основная масса населения является убогой во всех отношениях.
2) Массами управляет лидер:
· Утверждает цели развития общества;
· Поддерживает постоянную ориентацию общества в выборе цели;
· Сплачивает массы во имя достижения целей.
Ф. Ницше развил волюнтаристскую концепцию лидерства:
1) Обществу нужен не просто лидер, а сверхчеловек;
2) Назначение человечества состоит в том, чтобы времени от времени выбирать таких сверхлюдей, которые не связаны существующими нормами морали;
3) Сверхлюдей отличают высокие жизненные силы, воля к власти;
4) В практике эта теория работает тогда, когда незначительная часть населения опирается на средства насилия
Габриэль Тард:
1) основным принципом общественной жизни является подражание лидеру со стороны его последователей, основная масса людей неспособна к творчеству;
2) единственным источником общественного прогресса являются открытия, сделанные гениальными людьми в различных областях общественной жизни;
3) на практике требуется бережливое, но пренебрежительное отношение к творчеству широких масс.
Маркс:
1) Лидер – наиболее способный, умелый выразитель интересов того или иного класса;
2) Лидер может изменить своему классу (возможность такой измены стала отвергаться в сталинские времена)